16. Випашьяна: мудрость особого постижения
16. ВИПАШЬЯНА: МУДРОСТЬ ОСОБОГО ПОСТИЖЕНИЯ
Далее следует практика мудрости, основанная на развитии випашьяны, или особого постижения. Приступая к практике особого постижения, вы должны визуализировать своего учителя в форме Манджушри и обратиться к нему с молитвой. Сама медитация особого постижения объясняется здесь в терминах созерцания отсутствия природы " я" в самом себе и во внешних объектах. Когда у вас возникает мысль, схватывающая природу " я", она сначала сосредоточивается на внешних объектах, которые и возникают в первую очередь, что со своей стороны приводит к эгоистическому представлению о самобытие вашего собственного " я". Однако выполнение медитации на отсутствии самобытия личного " я" до медитации об отсутствии самобытия внешних предметов является более эффективным и мощным методом в силу большей значимости для вас первого из этих объектов.
Отсутствие самобытия личности
Выполняя медитацию на отсутствии самобытия личности, подумайте о том, что " я" это не более чем наименование, приписанное некоторому комплекту физических и ментальных составляющих. Нагарджуна в своей работе «Ратнавали» пишет:
Личность – это не земля и не вода, не ветер и не пространство, не сознание и не все это вместе взятое. Но вне этого, в чем же можно ее найти?
Например, в настоящий момент вы сидите на подстилке, но давайте поищем это самое " я". Вы обнаружите, что его невозможно отыскать в ваших физических или ментальных составляющих. Оно не находится ни в одном из четырех первоэлементов, из которых состоит ваше тело. Эти элементы не являются личностью сами по себе; собрание их не есть личность, и по отдельности они не являются личностью. Личность – это всего лишь наименование, приписанное им, а значит, существует только номинально. Нет такой личности, которая существует сама по себе, в истинном смысле и независимо.
В традиции говорится, что очень действенным и мощным методом является анализ отсутствия самобытия по четырем кардинальным пунктам. Это: 1) установление объекта отрицания; 2) установление проникновения (в объект рассмотрения); 3) установление отсутствия единства и 4) установление отсутствия множественности. Итак, первый пункт – установление объекта отрицания. Все мы имеем внутри себя присущее нам ощущение того, что наше " я" существует само по себе и есть нечто самоочевидное. Особенно сильно вы ощущаете свое " я" при возникновении сильных эмоций. В этих условиях вы испытываете интенсивное ощущение наличия " я", или самости. В этот момент вы должны краешком своего сознания попытаться увидеть, каким образом это " я", или личность возникает в вас и как вы к ней относитесь. Тогда вы сможете установить форму переживания этого внутреннего настроя, связанного со схватыванием своего " я", и то, каким образом личность, ваше собственное " я", появляется в сознании. Естественным для нас состоянием является восприятие " я" как существующего изначально, истинно и полностью независимого от нашего тела и ума. Вам может показаться, что оно подобно хозяину, который управляет телом и умом, – полностью независимая сущность, которая, как кажется, имеет прочное существование. На основе этого ложного представления возникают все негативные эмоции, такие, как, например, вожделение и гнев. Если вы предпримите вышеописанную медитацию, вы сможете на своем собственном опыте убедиться, что " я" есть результат этого ложного представления. Проделав такой анализ, вы придете к состоянию, в котором окажетесь совершенно неспособны усмотреть в чем бы то ни было " я", или личность и сделаете вывод о том, что личность существует только как наименование.
Очень важно соотнести этот анализ со своим собственным образом мышления. Вы можете рассуждать так: если вещи, " я", или личность существуют именно таким образом, как они видятся вам, то при аналитическом рассмотрении вы должны были бы обнаружить сущность за всеми этими наименованиями. Но вы не можете найти ее; в результате проведенного анализа обнаружилась ложность этой предпосылки! Следуя указаниям аналитического рассмотрения, приведенным выше, вы сможете еще яснее увидеть, что представление о " я" возникает в результате ложной установки сознания. Так устанавливается объект отрицания. Второй кардинальный пункт – это установление проникновения (в рассматриваемый объект). Термин «проникновение» относится в данном случае к логическому элементу необходимости обнаружения феномена, лежащего в основе. Предпосылкой здесь является то, что если нечто существует объективно и само по себе, оно является либо единым, либо состоящим из частей, без третьей возможности, точно так же, как на относительном уровне вещи либо единственны, либо множественны. Таким образом, если " я" существует так, как это видится нам в нашем ложном представлении, то есть как полностью независимое от тела, ума и психофизических совокупностей, то это " я" должно существовать либо как единое с ними, либо как полностью независимое от них. Поскольку единое и множественное образуют дихотомию, и третьего здесь не дано, то это отвечает условиям закона исключенного третьего. Третий пункт – установление отсутствия единства. Это осуществляется путем рассмотрения, является ли " я", или личность полностью единой с психофизическими совокупностями (санскр. «скандхи». – Прим. пер. ), составляя с ними одно целое. Принимая это, мы немедленно приходим к противоречию: если скандх много, то и " я" должно быть несколько. Кроме того, если наша нынешняя жизнь прекратится в момент смерти, то и " я" в таком случае тоже должно в этот момент исчезнуть. Далее, если " я", или личность составляют со скандхами единое целое, то откуда взяться естественному ощущению того, что оно является их господином и что скандхи находятся в подчиненном к нему отношении? И наконец, как можно логически утверждать, что то, что составляет основу обозначения, и само обозначение являются одной и той же вещью?
Для установления отсутствия множественности подумайте о том, что если " я", или личность существует независимо, отдельно от скандх, то после их мысленного удаления мы должны получить возможность указать на это " я", существующее само по себе, а это не так. Если бы " я" было совершенно отлично и существовало отдельно от скандх, то не должно было бы быть никакой связи между ним и скандхами. Таким образом, изучая этот вопрос, вы не сможете найти личность, или " я": это представление не выдерживает столь скрупулезного анализа. Если бы личность существовала сама по себе, истинно и независимо, то она выдерживала бы любое аналитическое рассмотрение. Используя аналитический подход, вы сможете достичь такого состояния, когда для вас не будет существовать " я", воспринимаемого вами таким образом в силу ложных представлений. И вы сможете поставить под сомнение вашу естественную веру в самобытие " я", или личности, которая сейчас видится вам такой самоочевидной вещью. Как объясняет Лама Цонкапа в своем комментарии на «Мадхьямикааватару», называемом «Гонпа Рабсел», вы придете к выводу, что " я", или личность – это только обозначение, приписываемое психофизическим совокупностям. Такое понимание и есть постижение отсутствия личного " я". Углубляя свое понимание этого вопроса и укрепляя его постоянной медитацией, вы сможете развить его до состояния прямого интуитивного опыта. Есть много различных уровней постижения отсутствия индивидуального " я", среди которых есть и грубые уровни. Грубый уровень такого постижения – это представление о том, что личность не существует субстанционально или не является самодостаточной, самоидентичной вещью. Если какой-либо уровень постижения отсутствия индивидуального " я" дает вам, будучи достигнутым, переживание пустотности в приложении к другим явлениям, то, значит, это истинное понимание на тонком уровне. Понимание всех уровней отсутствия индивидуального " я" очень важно, поскольку это ведет к постижению окончательной и абсолютной природы вещей, пустотности.
Развив в себе такого рода уверенность и удостоверившись в своем постижении отсутствия самобытия личности и того, что личность – это только наименование, приписанное психофизическим совокупностям, вы должны поддерживать в себе состояние медитативного равновесия. Когда убежденность ослабевает, вы должны укрепить ее посредством применения вышеописанного аналитического процесса. Пребывая в состоянии медитативного равновесия, важно следить за тем, чтобы в своей концентрации вы были полностью погружены в простое переживание отсутствия и полного отрицания наличия самобытия личности, не вдаваясь ни в какие рассуждения относительно других уровней существования. А вот в послемедитативные периоды практикующий приходит к постижению относительной природы явлений. Хотя явления лишены истинного самобытия, но каким-то способом они все-таки существуют, и вы можете сделать вывод, что способ их существования – относительный. Тогда вы сможете воспринимать все явления так, будто они являются иллюзией. Нет необходимости прикладывать много усилий для достижения такого рода опыта: если ваше понимание отсутствия самобытия или пустотности в течении медитации достигло определенной степени совершенства, то в постмедитативный период понимание иллюзорности относительной реальности – факт того, что хотя явления и видятся одним образом, но существуют они по-другому, – придет само собой, как побочный результат.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|