Северо-западный экономический район: общая характеристика
Содержание Введение............................................................................................................................................. 3 1 Северо-западный экономический район: общая характеристика.......................................... 4 2. Внутрирайонные различия........................................................................................................ 5 2.1. Санкт-Петербург................................................................................................................... 5 2.2. Ленинградская область........................................................................................................ 5 2.3. Новгородская область.......................................................................................................... 6 2.4. Псковская область................................................................................................................ 6 3. Транспортная система Северо-Западного района................................................................... 6 4. Железнодорожный транспорт.................................................................................................... 9 5. Автомобильный транспорт...................................................................................................... 10 Заключение....................................................................................................................................... 21 Список литературы.......................................................................................................................... 22
Транспортная система – это та необходимая составляющая, без которой невозможно эффективное функционирование всего хозяйства региона в целом. Транспорт обеспечивает недостающие звенья в цепочке производства, поддерживает деятельность социальной сферы и т.д. Вот почему данное исследования посвящено именно проблемам транспорта. Цель настоящего реферата состоит в рассмотрении и анализе динамики развития транспортной сети и грузооборота товаров в Северо-Западном регионе, причин произошедших изменений, а также в характеристике нынешней ситуации в транспортной системе.
В работе используются данные с 1975 по 1997 год. Но полная картина в целом не восстановлена, так как разные источники статистический данных ориентированы на различные временные промежутки. Вследствие этого и для удобства сравнения (спустя десятилетие), содержащиеся в этом реферате контурные карты были составлены по данным 1985 и 1995 годов. Карты были разработаны для оценки развитости железнодорожного и автомобильного транспорта, как для доминирующих видов транспорта в этом регионе, и опираясь на имеющиеся в наличии данные. Для составления этих карт мною был вычислен особый коэффициент, не претендующий на научную ценность, это развитость транспортной системы. Но о этом будет подробнее рассказано в главах реферата. В конце данной работы я постараюсь подвести итоги, и выяснить прошлое и настоящее положение субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Западный экономический район. Эта работа может быть интересна и полезна как преподавателям, так и студентам в подготовке к экзаменам или семинарским занятиям. Для создания настоящей работы были использованы такие статистические сборники, как «Народное хозяйство», «Показатели экономического развития регионов и областей РФ», «Транспорт и связь Российской Федерации», а также недавно выпущенный сборник «Регионы России». Более подробно об этом можно узнать в списке литературы к данному реферату. Северо-западный экономический район: общая характеристика Состав: Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская, Псковская области. Территория – 196,5 тыс. кв. км. Население – 7722 тыс. человек (причем, 85,5% - городское население). Северо-Западный экономический район – один из районов, развитие которых обусловлено интеграцией в единое экономическое пространство России. Хозяйство района складывалось на базе его географического положения, выгоды которого приобрели особое значение в связи с изменением геополитической ситуации и образованием независимых государств на территории бывшего Союза. Среди предпосылок развития района в условиях становления рыночного хозяйства можно выделить следующие:
удобное транспортно-географическое положение, обусловленное расположением на древних торговых путях, связывающих Северную Европу с Московским государством и странами Востока, способствовало развитию мощной транспортной системы; приморское положение в настоящее время после потери пяти крупных портов в Литве, Латвии и Эстонии превратило район практически в единственное «окно в Европу» на Балтике; приграничное положение района, когда помимо границ с Финляндией установлены границы с Эстонией и Латвией, существенно изменило военно-стратегическое положение этой части России; более чем 200-летнее столичное положение района предопределило здесь концентрацию производства разнообразных товаров народного потребления, высококвалифицированных кадров, концентрацию научных учреждений; соседство с высокоразвитым Центром, богатым минеральными ресурсами Севером, дружественно настроенными государствами акватории Балтийского моря усиливает взаимосвязи между ними в различных областях деятельности. Район расположен на северо-западе европейской части России, занимает лишь 1,2% территории страны (десятое место), сосредоточивает 5,4% ее населения, концентрирует производство наукоемкой продукции, в первую очередь сложного и точного машиностроения (морское судостроение, энергетическое оборудование, оптико-механические изделия), выпуск продукции химической и лесной промышленности, товаров народного потребления. Наличие развитого портового хозяйства усиливает экспортно-импортные функции района на Балтийском море. Располагая большими историко-культурными ценностями, Северо-Запад занимает видное место в развитии туризма, а концентрация здесь науки и научного обслуживания превратила район, и прежде всего Санкт-Петербург, в один из крупнейших центров, определяющих НТП В России. В районе сосредоточена 1/8 научных работников страны и осуществляется 1/7 расходов на НИОКР. Кадровая наукоемкость почти в 4 раза превышает среднероссийские показатели, а наукоемкость товарной продукции – более чем в 3 раза. Близость к западному свободному рынку создала благоприятные предпосылки для сосредоточения здесь финансово-кредитных учреждений международного уровня.
Структура хозяйства района складывалась в условиях приоритета военных функций и почти 70% промышленного производства было связано с удовлетворением оборонных потребностей государства. Это осложнило деятельность всей хозяйственной системы региона в условиях рыночной экономики и проявилось в спаде производства. За последние 5 лет объем промышленного производства в районе сократился более чем наполовину и в большей степени затронул Псковскую область (на 2/3), в меньшей – Ленинградскую (на 2/5). Мощный промышленный потенциал района и устранение диспропорций в отраслевой структуре хозяйства в условиях предстоящей стабилизации экономики позволяет надеяться на сохранение роли Северо-Запада в общероссийском разделении труда. Внутрирайонные различия Санкт-Петербург Санкт-Петербург, второй по величине город России, располагается в дельте Невы на берегу Финского залива (занимая около 1,5 тыс. квадратных километров) и является центром всего Северо-Западного экономического региона. В официальной черте города проживает 4838 тыс. жителей и около 5,5 млн. – в агломерации. Санкт-Петербург определяет развитие промышленности, морского транспорта, образования, науки, культуры, искусства. Основные отрасли промышленности: судостроение, энергетическое машиностроение, электронное приборостроение. Развиты химия, передельная металлургия, лесопереработка в окружении города, легкая, пищевая промышленность, полиграфия и др. Промышленная продукция с маркой петербургских предприятий известна во всех уголках нашей страны, многие изделия экспортируются в десятки стран мира. В будущем основные функции города как организационно-хозяйственного центра Северо-Западного региона, научно-производственного центра, военно-стратегической базы, общекультурного центра сохранятся. Неизбежно у города появятся новые функции – организационный центр программного сотрудничества, финансово-экономический центр международного значения и др.
Ленинградская область Ленинградская область, самая крупная по территории в Северо-Западном экономическом районе (ее площадь составляет 85,9 тыс. квадратных километров, или 43% всей площади района), по абсолютному объему промышленной продукции уступает лишь Санкт-Петербургу, а по масштабам развития сельского хозяйства занимает первое место в районе. одновременно это и одна из наиболее развитых индустриально-аграрных областей России. В области проживает 1677 тыс. человек. Ленинградская область преимущественно работает на Санкт-Петербург: промышленность строительных материалов, цветная металлургия (Волхов, Бокситогорск, Пикалево), нефтепереработка и химия (Кириши, Волхов, Сланцы), целлюлозно-бумажная (Светогорск, Сясьстрой и др.), энергетика (Сосновый Бор, Кириши, Волхов), машиностроение (Выборг, Гатчина, Тихвин). Сельское хозяйство имеет ярко выраженную пригородную специализацию (свиноводство, молочно-мясное животноводство, картофелеводство). Новгородская область Это одна из старейших областей на территории Российской Федерации. Площадь Новгородской области составляет 55 тыс. квадратных километров, численность населения – 746 тыс. человек. Доминирующими отраслями промышленности являются машиностроение (Новгород, Боровичи, Старая Русса), химическая промышленность (Новгород), лесная, деревообрабатывающая (Новгород, Боровичи, Пестов, Парфин) и целлюлозно-бумажная (Боровичи) промышленности. В дополнение к торфяной промышленности построена ТЭЦ на природном газе (газопровод Ставрополь – Москва – Новгород – Санкт-Петербург). Сельское хозяйство (картофелеводство, молочно-мясное животноводство) почти в 3 раза уступает Ленинградской области и в 2 раза – Псковской. Псковская область Является тоже достаточно древним образованием. Площадь области составляет 55 тыс. квадратных километров, а численность населения – 820 тыс. человек. Псковская область уступает Новгородской области по доли промышленности в народном хозяйстве, но превосходит по показателям сельского хозяйства. Машиностроение – ведущая и наиболее динамичная отрасль промышленности Псковской области (Псков, Великие Луки). Легкая промышленность специализирована на первичной переработке льна, изготовлении пряжи и ткачестве (Псков, Великие Луки). У сельского хозяйства аналогичная другим областям региона ориентация.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|