Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Транспортная система Северо-Западного района

Транспортная система Северо-Западного района является наиболее значимым элементом его инфраструктурного комплекса и имеет ярко выраженное радиальное строение. Она позволяет функционировать пространственно разобщенным объектам, обеспечивает межрайонные и внутрирайонные связи промышленности и других отраслей хозяйства и отличается высокой концентрацией грузовых и пассажирских потоков в Санкт- Петербургском транспортном узле.

Транспортная система Северо-Западного района ориентирована на решение трех основных задач:

· выход к Балтике через Москву всей южной и юго-восточной части РФ и прилегающих государств СНГ;

· выход к Балтике Беларуси и Украины и связь Балтийского бассейна с Черноморским;

· связь с Балтикой северных регионов России.

Именно решение этих задач делает Северо-Запад наиболее перспективной зоной микрохозяйственных связей России.

О железнодорожном и автомобильном транспорте будет рассказано особо, а сейчас хочется некоторое внимание уделить остальным видам.

Потеря балтийских портов усиливает нагрузку на Санкт-Петербургский транспортный узел, стимулируя ускоренное развитие всего транспортного хозяйства и главным образом морского. Но перспективы дальнейшего расширения порта очень ограничены тем, что он вырос «в теле» крупного города, массовый транзит через который нецелесообразен. Да и ресурсы городской территории также ограничены. Поэтому расчетная мощность петербургского порта после его расширения оценивается в 20-30 млн. тонн грузооборота в год. А потребности России в этом регионе оцениваются в перспективе в 100-120 млн. тонн ежегодно. Поэтому начато создание на Балтике системы российских портов. Расширение уже существующих небольших портов в Выборге и Высоцке, строительство новых крупных портов в Усть-Луге в 100 км к западу от Санкт-Петербурга, в бухте Батарейной вблизи г. Ломоносова (в 30 км западнее Санкт-Петербурга) и на северном берегу Финского залива в Приморске, а также пополнение флота современными крупнотоннажными судами будет способствовать расширению экономических связей региона.

Также значительное развитие получили все элементы транспортного процесса – путевое хозяйство, подвижной состав, погрузочно-разгрузочная техника, складское хозяйство, перевалочные базы, пересадочные узлы. В Санкт-Петербурге и других городах изготовляется различная техника для транспорта, ведется подготовка квалифицированных кадров. Все это позволяет говорить о том, что в данном районе сложилась общерайонная транспортная система – составная часть единой транспортной системы страны.

Транспортная система Северо-Западного района – одна из главных предпосылок развития производительных сил, повышения эффективности производства. Она обеспечивает связи между промышленностью и другими отраслями хозяйства, способствует специализации и кооперированию, концентрации и комбинированию производства. За длительный период формирования транспортная система улучшила экономико-географическое положение района, упрочила надежность осуществления межрайонных и внутрирайонных транспортно-экономических связей. Наличие различных видов транспорта позволяет рационально распределять перевозки грузов и пассажиров.

Как уже было отмечено, транспортная сеть района имеет ярко выраженную радиальную структуру: все виды транспорта, как в фокусе, сходятся в Санкт-Петербурге – одном из самых мощных транспортных узлов страны. Это специфическое значение главного района образующего центра определяет большие объемы и высокую интенсивность межрайонных перевозок и относительно невысокую долю в структуре транспортно-экономического баланса района межобластных и внутриобластных связей. Транспортная сеть, хорошо связывая Санкт-Петербург с другими центрами экономических районов, не обеспечивает однако, удобных связей с отдельными частями Северо-Западного района. Недостатки в сложившейся конфигурации сети снижают маневренность работы транспорта, надежность его, а в конечном счете, сдерживают рост эффективности перевозок и эффективность производства в целом. Неравнозначность транспортной освоенности отдельных частей территории района снижает уровень развития отдельных административных районов, приводит не только к экономическим, но и к социальным различиям.

Концентрация транспортных функций на определенных направлениях способствует формированию полимагистралей - своеобразных транспортных коридоров, по которым проложены коммуникационные линии различных видов транспорта. Например, вдоль железнодорожной магистрали Санкт-Петербург – Москва на значительном протяжении проходит автомагистраль. В том же направлении проложены газопровод, телефонная и телеграфная связь. Аналогичная картина наблюдается и вдоль других транспортных магистралей: Санкт-Петербург – Череповец, Санкт-Петербург – Псков, Санкт-Петербург – Выборг.

Суммарный объем перевозок грузов без трубопроводного транспорта составляет почти 1 млрд. т., более половины приходится на железнодорожный, почти 2/3 – на автомобильный транспорт. В ввозе, который превосходит вывоз, преобладают топливно-энергетические и минерально-сырьевые ресурсы – нефть, газ, каменный уголь, нефелины, а также лес, металл, строительные материалы, продовольствие. В вывозе главенствующее положение занимает продукция машиностроения, химической, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Меньшую долю составляет продукция легкой и пищевой промышленности, а также других отраслей (например, вывоз огнеупорных глин из Новгородской области).

В настоящее время в Северо-Западном районе намечаются очень значительные масштабы нового транспортного строительства. Широкую известность получил проект высокоскоростной магистрали, которая через Санкт-Петербург (в обход города) свяжет Москву со Скандинавией. Одновременно проектируются реконструкция и модернизация Октябрьской магистрали.

В планах создания региональной межотраслевой транспортной системы большое значение отводится сооружению кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга (это позволит освободить город от значительной части грузового автотранспорта), реконструкции аэропорта Пулково и строительству нового современного аэропорта. Наконец, значительные масштабы должно принять сооружение трубопроводов (в первую очередь от Киришского НПЗ).

Железнодорожный транспорт

По плотности железнодорожной сети Северо-Запад опережает большинство регионов РФ. От Санкт-Петербурга берут начало несколько направлений железных дорог: на Москву, Урал (через Череповец – Вологду), Беларусь и Украину (через Витебск – Оршу – Харьков). Железные дороги связывают Северо-Запад  с Севером (Санкт-Петербург – Петрозаводск – Мурманск и через Вологду и Котлас с Сыктывкаром и Воркутой), государствами Балтии (Санкт-Петербург – Таллин, Санкт-Петербург – Псков – Рига, Санкт-Петербург – Псков – Вильнюс и далее – на Калининград). Особое значение все эти дорого имеют потому, что соединяют практически всю РФ с Балтикой.

Таблица № 1:Протяженность железнодорожных путей общего пользования

(на конец года; тыс. км)

  1985 1995
Северо-Западный район 5,1 5,1
Ленинградская область (включая г. Санкт-Петербург) 2,8 2,8
Новгородская область 1,2 1,2
Псковская область 1,1 1,1

 

 

Таблица №2: Плотность железнодорожных путей общего пользования

(на конец года; километров путей на 10000 квадратных километров территории)

  1985 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997
Северо-Западный район 257 256 253 256 256 256 256 257 257
Ленинградская область (включая г. Санкт-Петербург) 324 324 323 324 324 324 324 328 328
Новгородская область 209 209 208 209 209 209 209 208 208
Псковская область 200 199 191 199 199 199 199 198 198

Из данных таблицы № 1 и №2 очевидно, что существенной тенденции в увеличении строительства железнодорожных путей за данный отрезок времени не наблюдается. На мой взгляд это можно объяснить несколькими причинами. Одну можно определить как насыщенность транспортной системы Северо-Западного региона, т.е. для существующего объема производства такой транспортной сети было достаточно. Либо (это другая причина) показатели именно таковы в связи со спадом производства в нашей стране, начинавшемся с 1990-1991 годов, вследствие чего строительство новых путей было не целесообразно.

Таблица №3: Отправление пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования

(тысяч человек)

  1985 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997
Северо-Западный район 416409 421390 354091 236071 286319 221083 213328 171873 163774
г. Санкт-Петербург 193428 158571 103497 124788 85673 94618 80661 83009
Ленинградская область 404243 216317 185366 123240 149156 124333 108732 82194 72165
Новгородская область 5892 5649 5286 4309 4614 3877 3757 3293 2900
Псковская область 6274 5996 4868 5025 7761 7200 6221 5725 5700

 

Таблица №4: Отправление грузов железнодорожным транспортом общего пользования

(миллионов тонн)

  1985 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997
Северо-Западный район 109,0 104,5 96,3 85,2 69,9 49,7 47,4 47,0 46,8
г. Санкт-Петербург 14,3 13,8 13,4 9,9 4,2 4,6 4,4 4,7
Ленинградская область 94,6 76,6 69,7 55,8 47,6 36,9 34,7 34,0 34,0
Новгородская область 10,9 10,0 9,5 7,3 5,5 4,6 5,1 4,7 4,2
Псковская область 3,5 3,6 3,3 8,7 6,9 4,1 3,0 3,9 3,8

 

Из таблиц № 3 и № 4, представленных выше, видно, что объем перевозки как пассажиров, так и грузов снизился примерно на 50%. Снижение грузооборота можно объяснить все тем же спадом производства как промышленной, так и сельскохозяйственной продукции. Снизилось как обращение товаров внутри региона и субъектов федерации, находящихся в районе, так обмен региона продукцией с другими областями России. Сокращение объема перевозок пассажиров можно объяснить, во-первых, повышением тарифов на проезд, а также увеличением количества легковых автомобилей в собственности граждан.

 

Автомобильный транспорт

Автомобильный транспорт играет очень важную роль как во внутрирайонных перевозках, так и в межрайонных и зарубежных. Также значительная часть перемещений населения как в пределах района, так и вне его, происходит именно на автомобилях и автобусах. Как уже было сказано, готовится строительство кольцевой дороги вокруг Санкт-Петербурга, что значительно облегчит перемещение в северные страны Европы.

Таблица № 5: Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием

(на коней года; километров дорог на 1000 квадратных километров)

  1980 1985 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997
Северо-Западный район 108 110 112 112 119 133 141 144 145 147
Ленинградская область 108 111 113 113 113 112 112 117 119 120
Новгородская область 95 95 98 99 123 147 148 150 151 154
Псковская область 120 121 124 125 125 151 178 179 180 180

 

Таблица № 6: Удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования

(на конец года; в процентах)

  1980 1985 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997
Северо-Западный район 92,4 98,3 99,0 99,1 99,3 99,1 99,1 98,2 97,9 97,7
Ленинградская область 91,3 98,4 99,4 99,5 99,5 99,5 99,5 96,9 96,2 95,7
Новгородская область 91,1 97,7 98,5 98,6 99,4 98,8 98,2 98,1 98,2 97,9
Псковская область 95,1 98,7 98,8 99,0 99,1 99,1 99,5 99,6 99,6 99,6

 

Таблица № 7: Удельный вес дорог с усовершенствованным покрытием в общей протяженности дорог с твердым покрытием общего пользования

(на конец года; в процентах)

  1980 1985 1990 1991
Северо-Западный район 45,9 52,8 62,0 63,4
Ленинградская область 57,2 61,0 67,0 67,9
Новгородская область 37,7 53,7 69,8 71,6
Псковская область 36,6 40,2 48,9 50,4

 

Таблица № 8: Удельный вес районных центров, соединенных автомобильными дорогами с твердым покрытием с областным центром

(на конец года; в процентах)

  1980 1985 1990 1991
Северо-Западный район 100 100 100 100
Ленинградская область 100 100 100 100
Новгородская область 100 100 100 100
Псковская область 100 100 100 100

Таблица № 9: Удельный вес центральных усадеб колхозов и совхозов, соединенных автомобильными дорогами с твердым покрытием с районным центром

(на конец года; в процентах)

  1980 1985 1990 1991
Северо-Западный район 95,7 99,4 99,9 99,9
Ленинградская область 100 100 100 100
Новгородская область 100 100 100 100
Псковская область 90,7 99,4 99,7 99,7

Данные таблицы № 5 - № 9 свидетельствуют о том, что строительство автомагистралей не прекращается, а увеличивается небольшими, но довольно значительными темпами. Причем автомобильных дорого отличного качества и в довольно отдаленные и глухие мета региона. Это связано прежде всего, на мой взгляд, с увеличением количества легковых автомобилей в собственности населения (см. таблицу № 12) и с налаживанием контактов со страна Скандинавии, поставки из которых и в которые идут в основном по автомагистралям.

Таблица № 10: Перевозки грузов автомобильным транспортом отраслей экономики

(миллионов тонн)

  1985 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997
Северо-Западный район 536,2 507,9 437,4 339,0 232,1 166,7 146,6 121,9 90,0
г. Санкт-Петербург 240,4 201,1 122,1 101,3 73,6 42,9 42,2 31,6 21,6
Ленинградская область 173,1 145,7 152,3 118,6 82,8 64,0 59,3 46,2 37,2
Новгородская область 66,4 86,8 84,0 66,1 42,4 29,0 29,1 31,4 21,6
Псковская область 56,3 74,3 79,0 53,0 33,3 30,9 16,1 12,7 9,6

 

Таблица № 11: Грузооборот автомобильного транспорта отраслей экономики

(миллионов тонно-километров)

  1985 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997
Северо-Западный район 12716 13323 12522 9081 7050 5574 6204 5766 4828
г. Санкт-Петербург 5430 5169 3991 3032 3141 2312 3220 2292 2205
Ленинградская область 3583 3497 3406 2458 1709 1251 1586 1192 964
Новгородская область 1826 2348 2542 1683 1198 946 902 1809 1327
Псковская область 1877 2309 2583 1908 1002 1064 496 473 333

Снижение грузооборота, которое показано в таблицах № 10 и № 11, как было уже отмечено, связано с падением производства в нашей стране, и в Северо-Западном регионе, в частности.

Таблица № 12: Обеспеченность населения собственными легковыми автомобилями

(на конец года; на 1000 населения; штук)

  1980 1985 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997
Северо-Западный район 27,7 38,5 52,6 64,0 66,5 78,6 85,8 104,9 122,4 126,4
г. Санкт-Петербург 30,3 40,9 56,2 72,2 74,5 90,9 100,3 119,3 146,6 147,9
Ленинградская область 21,6 32,2 44,8 49.3 52,6 59,8 60,4 89,3 84,4 96,5
Новгородская область 23,4 32,9 42,5 47,2 48,4 48,7 57,9 71,2 81,2 81,4
Псковская область 28,6 42,0 56,2 60,0 63,4 71,0 78,5 83,5 97,4 104,1

Таблица № 13: Число дорожно-транспортных происшествий

(на 100000 населения)

  1985 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997
Северо-Западный район 441,4 643,1 643,0 569,4 548,5 542,1 509,5 490,7 348,6
г. Санкт-Петербург 88,3 131,5 126,6 118,7 117,5 116,5 110,1 109,1
Ленинградская область 110,7 163,7 169,3 156,5 153,1 148,3 134,0 127,9 118,6
Новгородская область 117,5 174,5 173,3 144,4 136,4 127,4 127,4 126,4 111,0
Псковская область 124,9 173,4 173,8 149,8 141,5 150,1 138,0 127,3 119,0

 

Таблица №14: Численность человек, получивших ранения в ДТП

(на 100000 населения)

  1985 1990 1991
Северо-Западный район 472,4 709 695,8
г. Санкт-Петербург 89,6 140,0 132,9
Ленинградская область 125,1 190,0 190,7
Новгородская область 120,6 188,1 180,9
Псковская область 137,1 190,9 191,3

 

Таблица № 15: Численность человек, погибших в ДТП

(на 100000 населения)

 

  1985 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997
Северо-Западный район 79,3 120,7 143,8 125,0 126,5 128,7 106,8 92,7 69,8
г. Санкт-Петербург 14,3 22,3 25,9 17,2 19,3 17,5 14,0 10,9
Ленинградская область 21,8 34,2 41,2 38,2 36,8 38,8 32,6 28,4 17,0
Новгородская область 20,6 31,1 41,0 36,4 36,2 34,7 28,8 26,2 27,4
Псковская область 22,6 33,1 35,7 33,2 34,2 37,7 31,4 27,2 25,4

Таблицы с двенадцатой по пятнадцатую дают понять, что за рассматриваемый период обеспеченность населения собственными легковыми автомобилями выросла более чем в 4 раза. Это могло произойти за счет развития рыночных отношений в нашей стране, за счет некоторого увеличения доходов населения, а также вследствие того, что автомобиль становится товаром, не входящим в список дефицитных.

Следствием этого, однако не стало увеличение числа дорожно-транспортных происшествий и числа погибших в них, т.к. произошло как значительное улучшение качества отечественных автомобилей и автомагистралей, так и наводнение российского рынка машинами иностранного производства высокого качества.

Таблица № 16: Перевозки пассажиров автобусами общего пользования

(миллионов человек)

  1985 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997
Северо-Западный район 2078,7 2421,9 2327,5 2054,1 1781,4 1591,0 1512,4 1973,2 2367,8
Ленинградская область (включая г. Санкт-Петербург) 1738,3 2039,6 1929,2 1709,9 1442,8 1250,0 1183,0 1580,9 1938,4
Новгородская область 173,2 197,5 201,4 176,3 157,5 174,0 175,8 201,5 233,2
Псковская область 167,2 184,8 196,9 167,8 181,1 166,9 166,9 190,8 196,2

 

Таблица № 17: Пассажирооборот автобусов общего пользования

(миллионов пассажиро-километров)

  1985 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997
Северо-Западный район 14465 15976 15002 12477 10980 9750 9186 11167 13165
Ленинградская область (включая г. Санкт-Петербург) 10995 12275 11237 9279 7797 6607 6407 7975 9618
Новгородская область 1748 1925 2004 1573 1458 1582 1617 1862 2003
Псковская область 1722 1776 1761 1626 1725 1561 1162 1330 1544

 

Таблица № 18: Обеспеченность населения автобусами общего пользования

(в расчете на 100000 человек населения; на конец года; штук)

  1980 1985 1990 1991
Северо-Западный район 105 111 100 97
Ленинградская область (включая г. Санкт-Петербург) 103 107 95 92
Новгородская область 118 134 133 132
Псковская область 109 120 115 112

 

Данные таблиц № 16, № 17 и № 18 показывают положение автобусного транспорта. Налицо как сокращение числа перевозок пассажиров, так и снижение обеспеченности населения автобусами общего пользования. Это можно объяснить как повышением тарифов за проезд, так и уменьшением числа автобусов в парках, вследствие негодности старых и производства новых в незначительных количествах, причиной чего стал спад производства.

Построение контурных карт

Для построения контурных карт, характеризующих транспортную сеть Северо-Западного района, были использованы данные 1985 и 1995 годов, а также особый коэффициент развитость транспортной системы (РТС), который рассчитывается как сумма абсолютных величин перевозок грузов, протяженности линий, а также количества перевезенных пассажиров.

Далее приводятся сводные таблицы данных, по которым и происходит расчет коэффициента РТС.

Таблица № 19: Железнодорожный транспорт в 1985 году.

  Протяженность путей, тыс. км Перевозки пассажиров, тыс. чел. Перевозки грузов, млн. тонн РТС
Северо-Западный район 5,1 416409 109 -
Ленинградская область (включая г. Санкт-Петербург) 2,8 404243 94,6 239
Новгородская область 1,2 5892 10,9 31
Псковская область 1,1 6274 3,5 26

 

Из коэффициента видно, что на 1985 год транспортная система Ленинградской области была наиболее развита, по сравнению с Псковской и Новгородской областями. Наиболее наглядно это представлено на карте № 1.

Карта № 1.

- низкая РТС
- средняя РТС
- высокая РТС
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

 

Таблица № 20: Железнодорожный транспорт в 1995 году.

 

  Протяженность путей, тыс. км Перевозки пассажиров, тыс. чел. Перевозки грузов, млн. тонн РТС
Северо-Западный район 5,1 213328 47,4 -
Ленинградская область (включая г. Санкт-Петербург) 2,8 203350 39,3 233
Новгородская область 1,2 3757 5,1 37
Псковская область 1,1 6221 3,0 30

 

Особенность этого года состоит в том, что расстановка областей по показателю РТС не изменилась, а, следовательно, карта будет выглядеть аналогичным образом.

 

Таблица № 21: Автомобильный транспорт в 1985 году.

  Протяженность путей, тыс. км Перевозки пассажиров автобусами, млн. чел. Перевозки грузов, млн. тонн РТС
Северо-Западный район 21,7 2078,7 536,2 -
Ленинградская область (включая г. Санкт-Петербург) 9,7 1738,3 413,5 206
Новгородская область 5,2 173,2 66,4 44
Псковская область 6,7 167,2 56,3 49

 В данном случае показатель РТС остается наивысшим у Ленинградской области, но у Псковской области он больше, чем у Новгородской, в отличие от железнодорожного транспорта. Предлагается карта № 2.

Карта № 2.

- средняя РТС
- низкая РТС
- высокая РТС
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

 


Таблица № 22: Автомобильный транспорт в 1995 году.

  Протяженность путей, тыс. км Перевозки пассажиров автобусами, млн. чел. Перевозки грузов, млн. тонн РТС
Северо-Западный район 28,4 1512,4 146,6 -
Ленинградская область (включая г. Санкт-Петербург) 10,2 1183,0 101,5 183
Новгородская область 8,3 1175,8 29,1 126
Псковская область 9,8 166,9 16,1 57

 

Данные этой таблицы опять показывают первенство Ленинградской области в РТС. Но показатель Новгородской области здесь значительно больше показателя Псковской области. Предлагается карта № 3.

Карта № 3.

- низкая РТС
- средняя РТС
- высокая РТС
                                                                                                                                                                                                     

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...