Методические указания для студентов по освоению дисциплины
Общие положения. В данном разделе рабочей программы предлагается совокупность рекомендаций и разъяснений для эффективного изучения теоретического материала дисциплины и оптимальной подготовки студента к семинарским (практическим) занятиям, в том числе проводимым с использованием современных образовательных технологий. Чтение лекций планируется по наиболее сложным темам. На семинарские (практические) занятия выносятся вопросы, требующие углубленного изучения понятий и процедур. При этом на семинарские (практические) занятия отводится не менее 50 % аудиторного времени, из которого 20 % – на интерактивные виды занятий. По темам дисциплины рекомендуется проведение активных и интерактивных занятий. Интерактивные формы проведения занятий предполагают обучение в сотрудничестве. Все участники образовательного процесса (преподаватель и студенты) взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации. Рекомендуется сочетать различные формы интерактивных занятий, логически дополняющие друг друга. При изучении дисциплины рекомендуется использовать следующие виды интерактивных занятий: групповое обсуждение, учебные деловые игры, устные выступления (доклады) в интерактивной форме и презентации. Групповое обсуждение какого-либо вопроса направлено на нахождение истины или достижение лучшего взаимопонимания. Групповые обсуждения способствуют лучшему усвоению изучаемого материала. На первом этапе группового обсуждения перед студентами ставится проблема, выделяется определенное время, в течение которого студенты должны подготовить аргументированный развернутый ответ. Преподаватель может устанавливать определенные правила проведения группового обсуждения: задавать определенные рамки обсуждения; ввести алгоритм выработки общего мнения; назначить лидера, руководящего ходом группового обсуждения и др. На втором этапе группового обсуждения вырабатывается групповое решение совместно с преподавателем. Разновидностью группового обсуждения является круглый стол, который проводится с целью поделиться проблемами, собственным видением вопроса, познакомиться с опытом, достижениями.
Учебные деловые игры способствуют развитию навыков критического мышления, коммуникативных навыков, навыков решения проблем, отработке различных вариантов поведения в проблемных ситуациях. Виды учебных деловых игр: - имитация какого-либо вида деятельности (например, производства следственного действия); - тренинг отдельного навыка (например, составление процессуальных документов – постановлений о производстве следственных действий, постановлений о производстве судебных экспертиз, протоколов следственных действий). Интерактивное выступление предполагает ведение постоянного диалога с аудиторией: - задавая вопросы и получая из аудитории ответы; - проведение в ходе выступления учебной деловой игры; - использование наглядных пособий (схем, таблиц, диаграмм, рисунков, видеозаписи и др.) и т.п. Использование интерактивных элементов позволяет усилить эффективность выступлений, являющихся частью профессиональной деятельности большинства юристов. Семинарские (практические) занятия. Семинарские (практические) занятия являются одной из основных организационных форм учебной деятельности, которые формируют исследовательский подход к изучению учебного и научного материала. Они предназначены для углубленного изучения дисциплины. Главной целью семинаров является обсуждение наиболее сложных теоретических вопросов курса, их методическая проработка. На этих занятиях идет осмысление теоретического материала, формируется умение убедительно формулировать собственную точку зрения, приобретаются навыки профессиональной деятельности.
Семинарские (практические) занятия должны быть полностью обеспечены учебными и методическими пособиями. Перед проведением занятий студенты должны освоить требуемый материал по предварительно полученным учебным и методическим материалам, а также конспектам ранее прослушанных лекций. Повысить эффективность проведения семинарских (практических) занятий возможно за счет использования информационных технологий, мультимедийных программных средств, как дополнительного инструментария образовательных технологий. Целью семинарских (практических) занятий является не только контроль теоретических знаний студентов, но и привитие практических навыков криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений. К задачам семинарских (практических) занятий относится привитие первоначальных навыков работы с технико-криминалистическими средствами, применения тактических приемов при производстве следственных действий, составления соответствующих процессуальных документов по уголовному делу, а также формирование умений участвовать в полемике, выдвигать аргументы и отстаивать свою точку зрения. Подготовка студента к семинарским занятиям включает ознакомление с соответствующими разделами учебников и нормативными источниками, конспектами лекций, подготовку студента к участию в групповом обсуждении, ролевой игре, тренинге, выполнение письменных домашних заданий. В целях формирования у студентов навыков криминалистического обеспечения расследования преступлений целесообразно использовать ролевые игры (имитация производства следственных действий с исполнением студентами функциональных обязанностей одного из участников процесса – следователя, дознавателя, специалиста), тренинги, проводимые либо путем составления процессуальных документов – постановлений о производстве следственных действий, постановлений о производстве судебных экспертиз, протоколов следственных действий, либо путем анализа предлагаемых преподавателем учебных вариантов указанных процессуальных документов.
Конкретную методику проведения семинарского (практического) занятия, количество и время проведения активных и интерактивных занятий определяет преподаватель. Преподаватель может использовать уже ранее разработанные методики, а также разработать новые в зависимости от цели занятия. Например, в начале семинарского (практического) занятия может быть проведена мини-лекция (в том числе одним из студентов) с целью фиксации наиболее значимой информации по теме. Затем целесообразно провести анализ результатов лекции путем устного опроса студентов или группового обсуждения. Далее возможно перейти к отработке конкретного навыка путем проведения деловой игры, тренинга, творческой работы. Самостоятельная работа студентов. Ведущее место в самостоятельной работе студента занимает подготовка к аудиторным занятиям (лекционным и семинарским), которая включает изучение конспектов лекций, работу с учебной литературой, выполнение письменных домашних заданий, разбор типовых заданий, включаемых в контрольные тесты, подготовку докладов и презентаций. Прослушивая лекции, предусмотренные тематическим планом, их целесообразно конспектировать в сжатой форме, короткими четкими фразами. Прослушанная лекция предполагает дальнейшую самостоятельную работу с ее конспектом. Изучение конспекта лекции позволяет выявить в нем вопросы, рассмотренные или законспектированные недостаточно полно или ясно и требующие дополнительной проработки. В этих случаях конспект лекции рекомендуется пополнять выписками из учебной или научной литературы, нормативных правовых актов, которые делаются на полях или оборотной стороне листов конспекта. Подготовка студента к семинару ведется по плану, который, как правило, дается преподавателем на предшествующем занятии. Рекомендуется сначала внимательно ознакомиться с планом семинара, затем изучить конспект лекций и рекомендованную учебную литературу по теме семинара. По дискуссионным вопросам, имеющим в литературе неоднозначную трактовку, студенту важно выработать и аргументировать свою точку зрения. После осмысления и анализа прочитанного материала целесообразно составить тезисы выступления на семинаре.
Рекомендации по подготовке докладов. Самостоятельная подготовительная работа к аудиторным занятиям предусматривает подготовку докладов, которые в дальнейшем представляются в форме устного выступления на семинарах. Темы докладов, как правило, предлагаются преподавателем на предшествующем занятии, кроме того студент может предложить собственную тему в рамках общей тематики семинара. Тема доклада должна быть проблемной и профессионально ориентированной, требующей самостоятельной творческой работы студента и при необходимости использования практического материала. При подготовке доклада необходимо руководствоваться следующими общими рекомендациями. Объем текста доклада должен составлять 4-6 листов (7-10 минут устного выступления). Содержание доклада должно соответствовать заявленной теме и иметь логичную последовательную структуру. При подготовке доклада необходимо использовать несколько печатных или электронных источников информации, в том числе опубликованных в последние годы. При изложении дискуссионных вопросов необходимо привести и проанализировать различные варианты их решения. Студенты готовят текст доклада и, в случае необходимости, соответствующие иллюстративные материалы (презентацию), которые представляют в рамках аудиторного времени (на семинарском занятии) в форме выступления с устной речью. После устного выступления докладчик отвечает на вопросы студентов и преподавателя. В дальнейшем происходит обсуждение доклада с участием всех студентов группы. Такая интерактивная технология обучения способствует развитию у студентов активности мышления, умения анализировать и синтезировать изучаемый материал, вести дискуссию, аргументировано отвечать на вопросы. Уровень качества подготовленного доклада (полнота и новизна материала, использование специальной терминологии, последовательность, системность и убедительность изложения и др.) для студентов очной формы обучения учитываются в дальнейшем в системе балльно-рейтинговой аттестации по дисциплине.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|