ТЕМА №2. Культура как нормативно-ценностный механизм регуляции социальных отношений
Культурная подсистема общества, ее основные элементы. Различия в типологизации общества в зависимости от социокультурных оснований. Диалектика природных и социальных качеств во взаимодействии материальной и духовной культуры. Связь духовной культуры, искусства с общественным бытием, жизнедеятельностью людей. Относительная самостоятельность духовного производства и его связь с практической жизнедеятельностью людей. Диалектика развития культуры и социальных отношений. Взаимодействие культуры и общественных реформ в построении гражданского общества. Взаимодействие культуры и экономических условий развития общества. Культура в условиях коммерциализации и развитии рыночных отношений. Взаимодействие культуры и технизации общества. Компьютеризация и ее социокультурные последствия. Взаимодействие образования и культуры. Социокультурный анализ политической коммуникации. Культура и право. Культура как фактор социального развития общества. Механизмы коммуникации культурных ценностей между субъектами. Студент должен: Знать механизмы действия культуры как нормативно-ценностной системы. Уметь определять ценности культуры в различных сферах общества. Владеть навыками анализа ценностей культуры.
ТЕМА №3. Социальное регулирование культурных процессов в Обществе Социальное регулирование социокультурных процессов в обществе в системе социального управления. Субъекты воздействия на социокультурные процессы на различных уровнях системы управления. Процессы стихийного развития культурных процессов в современном российском обществе, и проблемы воздействия на них со стороны государственных социальных институтов в сфере культуры.
Принципы социального регулирования культурных процессов в обществе. Разработка стратегии регулирования культурных процессов в обществе и механизмы ее осуществления. Основные функции в системе управления в сфере культуры. Проблемы взаимодействия субъектов и объектов в регулировании культурных процессов в обществе. Студент должен: Знать основные принципы социального регулирования культурных процессов в обществе. Уметь определять проблемное поле в развитии культурных процессов. Владеть навыками применения теоретических принципов на практике. ТЕМА №4. Социологический аспект в ретроспективных концепциях культуры и современные парадигмы
Этнографическая и антропологическая концепции. Требования антропологической программы И.Г.Гердера и Ч.Форстера как основы систематизации и сравнительного анализа этнографического материала культурных обществ и эпох. Эволюционная концепция культуры (позитивизм). Философская основа концепции – глобальный исторический процесс как часть бесконечно разнообразной эволюции Космоса, Земли, Природы, Культуры. Трехчастное деление культуры на материальную, социальную и духовную и их характеристики. Культура в социологии социального действия М.Вебера. Основные различия в трактовке прогресса в позитивизме и в культураналитических концепциях. Культура в социологии Г. Зиммеля. Проблемы взаимоотношения общества, человека и культуры в процессе исторического развития, нравственного содержания жизни человека. Культура в методологии структурного функционализма Т. Парсонса. Культура как система символов, мотивов, образцов поведения. Ее роль в сохранении взаимодействия, обеспечения интеграции системы и действий людей.
Социологические теории циклического культурного развития Культурно-исторические типы в учении Н.Данилевского Отрицание единой общечеловеческой культуры. Критерии выделения десяти культурно-исторических типов. Внутренняя эволюция стадий цикла. Условия пробуждения самосознания славянского типа культуры и вступление в свое «историческое наследие».
Культура и цивилизация в циклической концепции О.Шпенглера. Прафеномен культуры и типы культур. Этапы, внутренние фазы развития восьми типов культур. Органический и механический типы культур. Религии как высшие ценности и ориентиры исторического процесса. Социодинамика суперкультурных систем П.А.Сорокина. Ценность как основополагающий принцип – основа и фундамент всякой культуры, определяющий все ее составные части: системы знания, социально-экономической и политической организации, изящных искусств, образа жизни, менталитета, морали и права. Периодизация и попеременная смена типов суперкультур. Социально-циклическое развитие цивилизаций А.Тойнби. Социально-циклическое развитие цивилизации. Дискретность развития. Классификация цивилизаций. Движущая сила в развитии цивилизаций. Соотношение творческого и подражательного в жизнедеятельности людей. Пассионарная концепция Л.Н. Гумилева на основе теории биогеохимической энергии В.И. Вернадского. Принцип изучения истории людей в единстве с историей природы. Понятие «этнос». Формирование этноса на стыке био- и социосферы. Пассионарность как эффект воздействия энергии живого существа на характер и поведение человека. Студент должен: Знать основные парадигмы социологического анализа культуры. Уметь выделять особенности концептуальных подходов в изучении культуры. Владеть умением применять эти знания в современных условиях.
ТЕМА №5. Культура в социологической теории жизненных сил Человека Алтайской социологической школы
Парадигма «жизненных сил человека» как новый этап социологического переосмысления основ культурно-исторического процесса общественного развития и способов, культуры жизнеосуществления человека во всех основных сферах его бытия: политической, производственно-экономической, социально-бытовой и духовно-культурной. Определение комплексных оснований в становлении новой культуры социальной жизни человека как биопсихосоциального существа и субъекта общественных отношений.
Сущностная характеристика понятия «жизненные силы человека» как способность людей воспроизводить и совершенствовать свою жизнь индивидуально-личностными и организационно-коллективными средствами. Понятия «индивидуальной субъектности» и «социальной субъектности». Социальная роль культуры, интеллекта человека в организации совместности бытия, в преобразующей духовной и материальной деятельности, обусловленной творческой активностью людей. Студент должен: Знать положения теории жизненных сил человека. Уметь выделять ее специфику в ряду других теорий. Владеть умением применять ее в анализе социокультурных процессов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|