ТЕМА №11. Социология массовой культуры и массового поведения
Понятие «массовой культуры» как специфической разновидности духовного производства, ориентированного на «среднего» потребителя. Информационные возможности широкого тиражирования образцов массовой культуры.
Массовая культура как средство манипуляции массовым сознанием и поведением широких слоев населения, особенно молодежи, в интересах субъектов производства массовой культуры.
Адресность образцов и облегченность в восприятии образцов массовой культуры, рассчитанной на социально-психологические особенности различных социальных групп населения с целью воздействия на сознание и общественное поведение конкретной аудитории.
Бизнес и массовая культура. Массовая культура как средство достижения экономической выгоды. Мода, реклама как элементы массовой культуры.
Массовая культура и проблемы сохранения и развития духовно-нравственных основ в современном российском обществе.
Студент должен:
Знать сущностные характеристики массовой культуры.
Уметь идентифицировать образцы массовой культуры в современной социокультурной среде.
Владеть навыками социологического анализа массовой культуры.
Тема №12. Роль СМИ в глобализации культуры
Процессы информатизации общества в современных условиях глобализации.
Место и социальная роль СМИ в развитии социокультурных процессов. Информационные возможности средств массовой информации в тиражировании образцов культуры.
Особенности воздействия электронных средств массовой информации на общественное сознание, их убеждающего характера, создания виртуального мира.
Манипулятивные возможности СМИ в распространении элементов массовой культуры и воздействия на общественное поведение.
Проблемы качества распространения образцов культуры в современных средствах массовой информации.
Студент должен:
Знать социальную роль СМИ.
Уметь определять их влияние на массовое сознание и массовое поведение.
Владеть навыками социологического анализа воздействия СМИ на духовное состояние личности.
ТЕМА №13. Социология культуры социальных общностей
Многообразие культур социальных общностей и их место в формировании социокультурной среды.
Городская среда как фактор, влияющий на социокультурную ситуацию. Проблемы личностного самоопределения в условиях современной городской среды.
Культура села как жизненная среда. Проблемы регулирования сельской культурной среды.
Субкультуры, социальные основания их типизации. Проблемы взаимодействия субкультур.
Деловая культура как культура новой социальной общности предпринимателей.
Студент должен:
Знать особенности субкультуры социальных общностей.
Уметь соотносить субкультуры социальных общностей с национальной культурой.
Владеть методикой изучения субкультур социальных общностей.
ТЕМА №14. Социология молодежи
Социологическое понимание категории «молодежь» как социально-демографической группы общества. Особенности ее внутренней дифференциации, молодежной субкультуры.
Место и роль молодежи в структуре современного российского общества. Ценностные ориентации и ожидания различных социальных групп молодежи. Социальная мобильность молодежи.
Особенности процесса социализации молодежи в современных социокультурных условиях социальной трансформации.
Социальные деформации в молодежной среде, делинквентное поведение. Проблемы преодоления и профилактики социальных деформаций в молодежной среде средствами культурно-досуговой деятельности. Перспективы участия молодежи в социальном управлении и самоуправлении в становлении гражданского общества.
Студент должен:
Знать социально-психологические основы молодежи как социально-демографической группы общества.
Уметь определять признаки ее внутренней дифференциации.
Владеть навыками социологического анализа молодежной субкультуры.
ТЕМА №15. Социология культурно-досуговой деятельности
И культуры свободного времени
Понятие культуры свободного времени его социальное значение в творческом развитии личности. Свободное время как пространство деятельности человека по удовлетворению личных потребностей в самореализации по собственному усмотрению.
Структура свободного времени, его общественно и лично регулируемые части.
Свободное время и культурно-досуговая деятельность.
Проблемы качества использования свободного времени для развития активности творческой деятельности, направленной на собственное развитие личности через освоение определенной системы знаний, ценностей, норм и образцов. Инновационная деятельность в свободное время.
Динамика показателей культуры в структуре свободного времени.
Проблемы регулирования свободного времени. Пути рационализации свободного времени.
Студент должен:
Знать суть свободного времени, его социальное значение.
Уметь применять культурно-досуговые программы в свободное время.
Владеть методикой анализа социального эффекта культурно-досуговых программ.
ТЕМА №16. Диагностика и прогнозное социокультурное проектирование
Социальная диагностика в сфере культуры как процесс определения сущностной характеристики состояния культуры, развития социокультурных процессов, культурных запросов различных социальных групп населения как первая ступень для последующего социологического анализа этих процессов.
Социальная диагностика социокультурных процессов как необходимое условие социального прогнозирования и проектирования в сфере культуры, разработки и осуществления социокультурных программ.
Социальная диагностика и проектирование социокультурных процессов, программ как необходимое условие социального преодоления противоречий и кризисных явлений в развитии социокультурных процессов.
Специфика социальной диагностики и социального проектирования в социокультурной сфере, определяемая сущностью культуры.
Студент должен:
Знать принципы диагностики и прогнозирования социокультурных процессов.
Уметь прогнозировать развитие культурных процессов
Владеть навыками социологического анализа развития культурных процессов.
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Семестр/неделя семестра
| Номер темы
дисциплины
| Наименование семинарских занятий
(краткое содержание)
|
2/3
| №2
| Тема: Культура как нормативно-ценностный механизм регуляции социальных отношений.
Система ценностей и норм в содержании культуры, их социальная роль в общественном поведении человека.
Коммуникативная роль ценностей в социальном взаимодействии индивидов и социальных групп.
Культура, как нормативно-ценностная система, не отрасль, а подсистема общества, определяющая содержание и качество общественных отношений.
Идентичность ценностей и норм как важный фактор гармонизации общественных отношений.
Механизмы действия ценностей и норм в структуре общественных отношений. Социальная роль художественной культуры в развитии общественных отношений.
Список литературы:
- Калинин, В.В. Культура в системе развития современного российского общества / В.В. Калинин // Культура: управление, экономика, право. – 2007. № 4. – С. 5-6.
- Кондыков, А.С. Ценностные ориентации современной молодежи в социокультурной сфере: Социологический подход / А.С. Кондыков. – Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2010. – 87 с.
- Общество – социокультурная система. Структура культуры социума. – Ф.И. Минюшев. Социология культуры. Учебное пособие. – М. – Академический проект, 2004. – С. 7-39.
|
2/4
| №7
| Тема: Национальная культура в эпоху глобализации.
Понятие процесса глобализации. Основные черты современного этапа процесса глобализации: общепланетарный характер, всеобъемлющий охват социальной жизни сообществ, развитие информационных технологий, стирающих «границы» проникновения образцов одной культуры в другую, возрастающее влияние факторов международного значения на социокультурные процессы субъектов интеграции.
Проблемы экспансии ценностей западно-европейской культуры и сохранения национальной культурной идентичности.
Диалог культур в эпоху глобализации, его социальное значение в процессе социализации личности.
Общечеловеческие ценности и культурное разнообразие в эпоху глобализации.
Список литературы:
- Абуторабиан Голбарт. Адаптация культур в условиях глобализации / Голбарт Абуторабиан // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств: науч. журн. – 2011. - № 2. – С. 51-55.
- Варнакова, М.А. Соотношение общечеловеческих и глобальных ценностей в процессе культурного воспроизводства в современном российском обществе / М.А. Варнакова // Вопросы культурологи: научн.-практ. и метод. журн. – 2011. - № 5. – С. 79-82. – Библиогр. в конце ст.
- Ирхин, Ю. В. Социология культуры: учебник / Ю. В. Ирхин. – М.: Экзамен, 2006. – С. 470-502. – (Учебник для вузов).
- Малыгина, И.В. Культурная идентичность в современной России: поиск новых моделей / И.В. Малыгина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств: науч. журн. – 2011. - № 3. – С. 43-49.
- Этно- и кросскультурное исследование в условиях виртуализации общества и глобализации. – Ф.И. Минюшев. Социология культуры. Учебное пособие для вузов. – М. – Академический проект. – 2004. – С. 245-260.
|
2/5
| №10
| Тема: Социокультурная среда и ее роль в развитии творческой активности личности.
Понятие социокультурной среды в контексте социологического анализа.
Социокультурная среда как фактор социализации и развития личности.
Особенности поселенческой социокультурной среды.
Проблемы личностного самоопределения в условиях современной социокультурной среды.
Список литературы:
- Аронов, А.А. Социально-культурное проектирование среды: проблемы и перспективы / А.А. Аронов// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств: науч. журн. – 2011. - № 3. – С. 95-99.
- Кондыков, А.С. Социокультурная деятельность в условиях современной социокультурной среды: сб. научн. ст. / А.С. Кондыков. – Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2010. – 87 с.
- Кривых, С.В. Соотношение понятий «среда» и «пространство» в социокультурном и образовательном аспектах / С.В. Кривых // Мир науки, культуры, образования: науч. журн. – 2011. - № 2. – С. 106-111. –Библиогр. в конце ст.
- Соловьев, А.В. Социокультурная среда информационного общества: трансформация культурных форм / А.В. Соловьев // Вопросы культурологи: Научно-практический и методический журнал. – 2008. - № 4. – С. 41-44.
|
2/6
| №11
| Тема: Социология массовой культуры и массового поведения.
Понятие массовой культуры и ее социальная роль.
Антикультура как явление массовой культуры, ее негативное влияние на духовно-нравственное состояние общества.
Мода и реклама в структуре массовой культуры.
Механизмы социального влияния массовой культуры на общественное поведение масс.
Список литературы:
- Ильин, А.Н. Массовая культура и субкультура: общее и особенное / А.Н. Ильин // СОЦИС: ежемес. научн. и обществ.–полит. журн. – 2010. - № 2. – С. 69-75.
- Калинин, В.В. Культура в системе развития современного российского общества / В.В. Калинин // Культура: управление, экономика, право. – 2007. № 4. – С. 5-6.
- Массовая культура, ее сущность и социальные функции. Л.В. Карцева, Ю.В. Шабанина. Социология культуры. Учебное пособие. – М., 2007. – С. 76-88.
- Сурнина, В.В. Культура и СМИ – открытое сотрудничество / В.В. Сурнина // Дом культуры: журнал для работников домов культуры, клубов и центров детского творчества. – 2009. - № 9. – С. 28-30.
|
2/7
| №13
| Тема: Социология культуры социальных общностей.
Единство и многообразие культуры социальных общностей, социальные основания их типизации
Субкультуры социальных общностей, основные факторы, определяющие субкультуры национальных общностей.
Поселенческие, демографические особенности субкультур социальных общностей.
Деловая культура как субкультура новой социальной общности предпринимателей.
Список литературы:
- Культура и социальная структура. – Л.Г. Ионин. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. – М.: Логос, 2000. – С. 259-293.
- Самобытность отечественной культуры: проблемы безопасности духовной жизни россиян. – Ф.И. Минюшев. – Социология культуры. Учебное пособие для вузов. – М. – Академический проект, 2004. – С. 203-209.
- Синергетический подход к анализу межэтнических отношений. – Н.Р. Мусаева, Т.А. Сулейманов // СОЦИС, 2011, № 9. – С. 86-92.
- Субкультура и контркультура. – Л.В. Карцева, Ю.В. Шабалина. Социология культуры. Учебное пособие. – М., 2007. – С. 95-108.
|
2/8
| №16
| Тема: Диагностика и прогнозное социокультурное проектирование.
Формы и методы социологического исследования социокультурных процессов.
Вариативность социопрогнозной функции в социологии культуры.
Социопроектная деятельность в сфере культуры.
Особенности социопроектной деятельности в культурно-досуговой деятельности.
Педагогические технологии в социопроектной деятельности.
Список литературы:
- Диагностика социокультурных процессов и концепция культурной политики. (Региональный аспект). – Свердловск: УРО АНССР, 1991. – 56 с.
- Кондыков, А.С. Социально-культурная деятельность в условиях современной социокультурной среды: сб. научн. ст. / А.С. Кондыков. – Барнаул:Изд-во АлтГАКИ, 2010. – 87 с.
- Оленина, Г.В. Социокультурное проектирование в контексте системного подхода / Г.В. Оленина, О.Н. Белинская // Ученые записки / ред. А.С. Кондыков. – Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2008. – Вып. 5: Проблемы, опыт, перспективы развития и изучения современной социокультурной сферы. – С. 47-49.
- Этно- и кросскультурное исследование в условиях виртуализации общества и глобализации. – Ф.И. Минюшев. Социология культуры. Учебное пособие для вузов. – М. – Академический проект. – 2004. – С. 245-260.
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: