Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы, обусловившие возникновение МСФО




Глобализация экономики и процессы международной гармонизации учета

В научной литературе присутствует большое количество формулировок понятия глобализации экономики, но по сути они определяют глобализацию как современный этап интеграции мировой хозяйственной жизни, который имеет новые качественные характеристики: 1. Формирование глобального экономического пространства; 2.Изменение роли государства; 3.Возникновение наднациональных органов регулирования; 4. Взаимозависимость национальных хозяйств; 5. Гомогенизация хозяйственной жизни.

Глобализация и интернационализация мировой экономики объективно привела к необходимости гармонизации всех направлений деятельности, связанных с экономическими категориями: бухгалтерского учёта и финансовой отчётности, банковского дела и инвестиционного анализа, оценочной деятельности и корпоративного анализа. Гармонизация не была и не есть желанием отдельных профессиональных организаций - это необходимое веление новой экономики современного хозяйства.

Основной задачей бухгалтерского учета для любого хозяйствующего субъекта, работающего в условиях рыночных отношений как в нашей стране, так и за рубежом, является обеспечение многочисленных пользователей специфической экономической информацией, которая необходима при принятии управленческих решений, способных существенным образом влиять на финансовое положение данного хозяйствующего субъекта, материальное благосостояние его собственников (акционеров), руководителей (менеджеров) и наемных работников, а также на величину поступлений в государственный бюджет.

В условиях глобализации экономики, создания трансконтинентальных компаний и международных фондовых рынков назрела необходимость превращения нац-ого бухгалтерского учета в формы, отвечающие требованиям мирового эк-ого сообщества. Внедрение новых информационных технологий кардинальным образом изменило рыночную среду и ожидания пользователей финансовой отчетности, что привело к необходимости процесса гармонизации.

Гармонизация учета в широком смысле это реализация определенных требования к единообразности и прозрачности применяемых в разных странах принципов формирования и алгоритмов исчисления прибыли, налогооблагаемой базы, условий инвентаризации и капитализации заработанных средств и т.п., это своеобразный компромисс между национальными моделями бухгалтерского учета и отчетности.

Однако в современной теории учета существует точка зрения, что гармонизацию следует рассматривать как один из способов унификации учета.

В рамках этого подхода к решению проблем унификации разделяют два способа, различающиеся как по заложенной в них идеологии, так и по принципам реализации: гармонизация и стандартизация.

Идея гармонизации различных систем бухгалтерского учета реализуется в рамках Европейского сообщества (ЕС). Суть ее заключается в том, что в каждой стране может существовать своя модель организации учета и система стандартов, ее регулирующих. Главное, чтобы эти стандарты не противоречили аналогичным стандартам в странах-членах сообщества, т. е. находились в относительной “гармонии” друг с другом. Работа в этом направлении ведется с 1961 г. В целях формирования концепции развития учета в странах ЕС была сформирована исследовательская группа по проблемам бухгалтерского учета. Ее деятельность рассматривалась как составная часть программы гармонизации национальных версий закона о компаниях. Результаты этой работы опубликованы в виде нормативных документов, которые были включены каждым членом ЕС в свое нац-ое законодательство в части бухгалтерского учета.

Идея стандартизации учетных процедур реализуется в рамках унификации учета, которую проводит Комитет по международным стандартам финансовой отчетности, - КМСФО, разрабатывая и публикуя Международные стандарты финансовой отчетности -- МСФО. Суть этого подхода состоит в разработке унифицированного набора стандартов, применимых к любой ситуации в любой стране, в силу чего отпадает необходимость создания национальных стандартов. Что касается внедрения единых стандартов, то этого следует добиваться не законодательным путем, а путем добровольного соглашения профессиональных организаций стран.

Факторы, обусловившие возникновение МСФО

Международные стандарты финансовой отчетности нацелены на до­стижение единообразия бухгалтерской практики, которое позволит ис­пользовать учет в качестве универсального языка бизнеса. Тенденция к глобализации рынков капитала привела к необходимости сблизить су­ществующие методики учета. До Второй мировой войны все потребно­сти в финансировании удовлетворялись за счет внутренних источников. Однако после войны ситуация изменилась. Этому способствовали спе­циальные экономические программы по восстановлению разрушенных стран, что в конечном итоге привело к значительному росту междуна­родных рынков капитала. В настоящее время хорошо известны такие рынки капитала, как «Евродоллар», «Евровалюта», «Азиатский дол­лар», на которых представлены компании США, Японии, Великобрита­нии и других развитых стран мира. Взаимозависимость рынков капита­ла подтверждается такими явлениями, как кризисы фондового рынка 1987 и 1998 гг., затронувшие практически все ведущие рынки мира.

Изначально учетные системы различных стран существенно отли­чаются. Основными причинами различий являются:

· социально-экономические факторы;

· политические факторы;

· географические факторы.

Социально-экономические причины

В качестве социально-экономических причин выделяют следующие: ха­рактер развития рынков капитала, количество инвесторов и кредиторов, участие в международных рынках капитала, уровень инфляции, размеры и организационная структура предприятий, общий уровень образования.

Страны разделяют на имеющие высокий уровень и низкий уровень инфляции. К первым относятся страны Южной Америки, Африки, а также Россия. Для этих стран характерна корректировка финансовой отчетности на индексы инфляции. Для стран с низким уровнем инф­ляции такая проблема не актуальна.

В силу высокого уровня развития экономики в США, Великобрита­нии, Нидерландах, Германии и других развитых странах предприятия имеют достаточно крупные размеры и сложную организационную структуру, уровень образования в этих странах также достаточно высок. Это приводит к сложности учетной информации, которая, с одной стороны, адекватно отражает существующую экономическую реаль­ность, а с другой стороны, адекватно воспринимается пользователем. В слаборазвитых странах учетные системы просты по причине неболь­шого размера предприятий.

Правовая система

Следующим фактором, определяющим существенные различия в финан­совой отчетности разных государств, является правовая система. В зависимости от типа законодательства и степени влияния государства на различные стороны жизни большинство стран условно можно объеди­нить в две группы:

· страны, которые имеют законодательство общеправовой ориентации;

· страны с разветвленными (обширными) кодексами законов.

В государствах первой группызаконы как бы указывают на пределы, в рамках которых физические и юридические лица имеют свободу дей­ствия. Такая система общего права была изначально сформирована в Великобритании и присутствует во многих странах, имеющих с ней традиционно тесные связи (федеральное право США, правовая систе­ма Ирландии, Индии, Австралии и ряда других стран). Деятельность компаний детально не регулируется, а также не указаны правила под­готовки и публикации финансовой отчетности. Учетные стандарты в этих странах не регулируются государством, а определяются различ­ными профессиональными организациями бухгалтеров.

Влияние других стран

Влияние учетных правил одной страны на учетные правила другой стра­ны может быть обусловлено политической или экономической зависи­мостью, географическим положением.

Международная практика учета неоднородна. Различают междуна­родные, региональные и национальные учетные стандарты. Нацио­нальные стандарты разрабатываются каждой страной самостоятельно. На региональном уровне сопоставимость отчетности регулируют как профессиональные организации бухгалтеров, так и другие организа­ции. Для стран — членов Европейского Союза (ЕС) проблема гармони­зации(согласования) бухгалтерского учета нашла свое отражение в директивах ЕС.

Обобщением европейской методологии учета занимается Фе­дерация европейских бухгалтеров-экспертов (Federation of European Accountants), а практической реализацией директив — Комитет взаи­модействия (EU Contact Committee).

В международной практике распространены несколько систем бух­галтерского учета, но они изначально не предназначены для регулиро­вания учета и отчетности в отдельных странах. Учет на любом пред­приятии испытывает влияние специфических особенностей каждой страны и представляет свою национальную систему.

Цель разработки международных стандартов и их использования — гармонизация национальных систем учета и отчетности в направле­нии повышения потребительских качеств финансовой отчетности предприятия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...