Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие методики развития речи в России




Лев Николаевич Толстой (1828–1910) дал высокую оценку значения дошкольного детства во всей последующей жизни человека. Выступая за гармоническое развитие детей в условиях семейного воспитания, он обращал внимание на необходимость воспитания детей путем бесед, чтения. Л. Толстой создал «Азбуку» и «Книги для чтения» для обучения детей в Яснополянской школе. Его рассказы для детей из народа отличаются правдивостью, реализмом, народностью. Рассказы как образцы русской словесности нашли широкое применение не только в школах, но и в дошкольных учреждениях. Большой интерес представляют взгляды Л. Н. Толстого на развитие детского словесного творчества. Наиболее полно они представлены в статье «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят» (1861).

Особая роль в создании системы первоначального обучения отечественному языку принадлежит Константину Дмитриевичу Ушинскому (1824 – 1870). Опираясь на прогрессивные идеи русской и западноевропейской педагогики, К. Д. Ушинский обосновал теоретически и разработал целостную, стройную систему обучения родному языку в начальной школе. В системе Ушинского можно выделить целый ряд вопросов, характеризующих ее именно как систему в современном понимании: роль родного языка в жизни общества, в развитии и воспитании личности; его место в начальном обучении; цели преподавания; дидактические принципы; средства, методы и приемы обучения родному языку и развития речи. Свои взгляды на обучение родному языку Ушинский реализовал в учебных книгах – «Родное слово» и «Детский мир». И хотя основные труды Ушинского адресованы начальной школе, методические идеи, выдвинутые и обоснованные им, имеют большое значение для развития дошкольной методики.

К. Д. Ушинский в основу своей системы положил принцип народности, являющийся ключом к пониманию его взглядов.

К. Д. Ушинский доказывал необходимость воспитания и обучения на родном языке, широкого развития начальных школ для народа, считал, что родной язык должен быть главным предметом первоначального обучения. Это требование было прогрессивным, поскольку в России тех лет наблюдалось преклонение перед иностранным языком и иностранными педагогами.

К. Д. Ушинский разработал и обосновал стройную сис­тему обучения родному языку, без которого «дитя долго, а может быть, и никогда не справится вполне с этим гро­мадным наследством — не сделает его действительно сво­им духовным богатством». Преподавание отечественного языка имеет три цели:

— развитие дара слова, т. е. умений выражать свои мыс­ли в устной и письменной речи;

— усвоение форм языка, выработанных как народом, так и художественной литературой;

— усвоение грамматики, или логики, языка.

Для решения каждой цели Ушинский разработал систему упражнений, отвечающих принципам наглядности, доступности, систематичности, последовательности и постепенности, сознательности, развивающего обучения. Заслуга К. Д. Ушинского состоит и в том, что он изменил содержание и методы первоначального обучения родному языку, разработал звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте.

Непосредственной ученицей и последовательницей Ушинского была Елизавета Николаевна Водовозова (1844–1923) – известная в те годы детская писательница и педагог. Основное внимание она уделяла содержанию и методике воспитания в семье. Вслед за своим учителем Водовозова считала, что воспитание должно осуществляться на народной речи, народном творчестве. В главном своем труде «Умственное развитие детей от первого появления сознания до 8-летнего возраста» (1871, выдержало 7 изданий) Водовозова изложила программу развития у детей родной речи и методику использования русского фольклора. Развитие речи и мышления она рассматривала в тесной связи с накоплением чувственного опыта. Водовозова разработала программу наблюдений в окружающей жизни и природе, методические рекомендации к проведению «сидячих занятий» с искусственным дидактическим материалом («дарами» Фребеля). Положительной оценки заслуживают попытки широкого применения автором на этих занятиях произведений устного народного творчества: сказок, песен, поговорок, загадок.

В своем труде Водовозова подробно изложила взгляды на сказку, предложила серию сказок, доступных для дошкольников. По ее мнению, сказка должна опираться на детский опыт, развивать детскую фантазию, обогащать речь народными оборотами и выражениями

Большое место вопросы развития речи и обучения родному языку детей дошкольного возраста заняли в практической и теоретической деятельности Евгении Ивановны Конрады (1838–1898 ), Аделаиды Семеновны Симонович (1840–1933), Марии Хрисанфовны Свентицкой (1855–1932). Всех этих ученых объединяло стремление создать систему дошкольного воспитания, учитывающую национальные особенности России.

Так, А. С. Симонович составила словарь детской речи, написала работу «О детском языке». Особенности речи детей учитывались ею в организации работы с детьми. С младшими детьми практиковались рассматривание и рассказывание по картинкам, со старшими – чтение рассказов, статеек, сопровождавшееся беседами.

М. X. Свентицкая особое место среди игр и занятий отводила рассказыванию и беседам, разработала методику рассказов и бесед по картинкам и без картинок. Актуальны сегодня ее рекомендации о проведении так называемых свободных бесед, в которых дети сами ставят вопросы и в непринужденной форме обсуждают их с воспитателем.

Методика развития речи детей дошкольного возраста как отрасль педагогической науки стала складываться сравнитель­но недавно — в 20 — 30-е гг. нашего столетия. Ее становление и развитие проходило под влиянием богатых традиций школь­ной методики начального обучения русскому языку.

Оформление методики развития речи детей дошкольно­го возраста в самостоятельную науку было обусловлено мас­совой организацией детских садов и возникновением тео­рии общественного дошкольного воспитания.

Очень важным считалось изучить ребенка и определить, что нужно для его правильного развития. Большой инте­рес в 20 — 30-е гг. проявлялся к исследованию детской речи. В работах Н. А. Рыбникова «Словарь русского ребен­ка» (1926), «Язык ребенка» (1926) и в ряде сборников, изданных под его редакцией («Детская речь», 1927, «Круг представлений современного школьника», 1930, и др.), на основе анализа дневниковых данных, эксперимента, тестирования детей, анализа и обобщения данных зару­бежных ученых (Штерн, Мейер, Шлаг, Салисбьюри) ха­рактеризуются разные стороны речи детей. Основное вни­мание в этих работах уделяется установлению: а) запаса словесных реакций в разные возрастные периоды; б) ча­стоты употребления словесных реакций; в) того значе­ния, которое связывает ребенок с той или иной словес­ной реакцией1.

Широкую известность получили труды Ефима Ароновича Аркина (1873–1948). Он считал речевое общение детей со взрослыми источником познания маленьким ребенком окружающего мира. В монографии «Ребенок от года до четырех лет» (1931), а также в ряде статей Аркин прослеживает изменение словаря и грамматических форм детской речи; опираясь на труды И. П. Павлова, В. М. Бехтерева, объясняет психофизиологические механизмы речи, природу первых голосовых реакций, показывает взаимосвязь развития речи и интеллекта, ритмические колебания в развитии речи.

Одним из основных средств речевого развития, наряду с наблюдениями окружающей жизни, была признана художественная литература. В связи с этим остро обсуждались вопросы круга чтения для детей, его тематической и сюжетной направленности. Острая и длительная дискуссия происходила вокруг вопроса о том, нужна ли пролетарскому ребенку сказка. Большинство педагогических деятелей выступило против сказки. Эта позиция была поддержана на III Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию, рассматривавшем сказку с идеологических позиций как «тормоз в развитии материалистического мышления» (доклад Р. Прушицкой).

Большую роль в защите сказки сыграл М. Горький, выступивший в самый разгар дискуссии. Благодаря его вмешательству, а также выступлениям прогрессивных педагогов, таких, как Е. И. Тихеева, с середины 30-х гг. начинается период возрождения сказки.

Надежда Константиновна Крупская (1869–1936). Крупская считала речь основой умственного воспитания. В духе традиций отечественной и европейской педагогики призывала развивать речь посредством живых наблюдений, обращала внимание на опасность перегрузки детей сложными сведениями, необходимость учета конкретности детского мышления. Крупская неоднократно подчеркивала роль книги в развитии детской речи. Язык книги должен быть прост, поскольку в дошкольном возрасте ребенок легко запоминает слова и вводит их в свой лексикон.

Первые публикации Тихеевой касались детского чтения, роли родного языка, методики обучения грамоте детей в школе, ас 1913 г. стали выходить статьи и книги по вопросам речевого развития дошкольников: «Родная речь и пути к ее развитию», «Несколько слов о развитии речи детей», «Культура речи» и др., в которых она обсуждает роль родного языка в воспитании, вопросы создания условий для речевого развития, соответствия речи взрослых пониманию ребенка и др.

Развитие речи, обучение родному языку Тихеева рассматривала в связи с развитием личности ребенка. «Способность членораздельной речи является одним из наиболее значительных и характерных проявлений человеческой личности. Развивающаяся речь способствует развитию личности в целом, и любая из сторон развития личности содействует развитию языка». Отсюда, по ее мнению, систематическое обучение речи должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду.

Теоретическую основу разработанной Тихеевой системы составляют следующие положения: развитие речи осуществляется в единстве с умственным развитием. Развитие речи опирается на базу сенсорных представлений; речь детей развивается в социальной среде, при условии расширения социальных связей, в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих людей; речь детей развивается в деятельности и в первую очередь в игре и труде.

Е. И. Тихеева определила основные задачи (разделы) работы по развитию речи детей в детском саду: развитие аппарата речи у детей, его гибкости, четкости; развитие речевого слуха; накопление содержания речи; работа над формой речи, ее структурой.

Запас детских представлений и словарь в системе Тихеевой закрепляются на занятиях без иллюстративного материала (по «живому слову»), в словарных упражнениях.

Евгения Александровна Флерина (1889–1952). Ее научные интересы связаны с двумя областями дошкольного воспитания – развитием детского изобразительного творчества и развитием речи.

Флериной принадлежит заслуга разработки общих основ эстетического воспитания дошкольников. Эстетическое воспитание рассматривается ею как средство развития творческих сил ребенка, которое должно осуществляться на лучших образцах подлинного искусства; художественном слове, художественной картине, художественной игрушке.

Е. А. Флерина провела исследование восприятия детьми картинки, на основе чего сформулировала требования к отбору картинок, к их эстетическому оформлению.

Большой интерес представляют мысли Флериной об обучении детей диалогической речи. Не умаляя роли монолога, она указывала на то, что жизнь пронизана диалогическими взаимодействиями педагога и детей, детей друг с другом. Опираясь на длительные исследования и педагогический опыт, Флерина подчеркивала роль непринужденной обстановки в общении, необходимость специальных бесед с детьми, предложила свою классификацию и методику бесед.

В «Руководстве для воспитателя детского сада» (1938) развитие речи детей впервые выделяется в самостоятельный раздел. Главное внимание в Руководстве уделялось культуре речевого общения, выразительности детской речи. В качестве основного средства решения задач выдвигались чтение и рассказывание детям.

Постепенно при переизданиях Руководства содержание речевой работы дополнялось. Так, в 1947 г. был введен раздел «Воспитание звуковой культуры речи», усилено внимание к детскому рассказыванию.

Ольга Ивановна Соловьева. На основе обобщения опыта и собственных исследований она опубликовала методическое пособие «Родной язык в детском саду» (1947, 1953), в котором охватываются разные стороны речевого развития, раскрывается методика развития речи в возрастных группах.

Широкую известность получили работы Лидии Александровны Пенъевской о содержании обучения родному языку, обучении детей рассказыванию, Евгении Ильиничны Радиной – об обучении детей правильному произношению звуков, о беседе как методе воспитательно-образовательной работы детского сада, Розы Иосифовны Жуковской – о чтении, рассказывании и заучивании наизусть литературных произведений, использовании картинки в работе с детьми.

В связи с созданием объединенных дошкольных учреждений «ясли–сад» в конце 50-х гг. активно исследуются и обсуждаются проблемы речевого развития детей раннего возраста. Значительный вклад в изучение речи детей раннего возраста внесли Н. М. Щелованов, Ф. И. Фрадкина, Г. Л. Розенгарт-Пупко, Н. М. Аксарина, Г. М. Лямина.

Предметом научного исследования Кониной были малоизученные в 50–70-е гг. проблемы: формирование грамматического строя речи, словаря, воспитание звуковой культуры речи. Проблема формирования грамматического строя речи рассматривалась в те годы односторонне: на первый план выдвигалась работа над синтаксисом, морфология представляла собой нечто подчиненное ему. Недооценка этого раздела сказалась на программах, методических письмах и пособиях.

Особо следует отметить деятельность М. М. Кониной по методическому обеспечению учебного процесса в вузе и педучилище. Она являлась автором и редактором большинства учебных программ, принимала участие в создании учебника по дошкольной педагогике

Психолого-педагогические исследования детской речи выполняются в трех направлениях (по классификации Ф. А. Сохина):

- структурном – исследуются вопросы формирования разных структурных уровней системы языка: фонетического, лексического и грамматического;

- функциональном – исследуется проблема формирования навыков владения языком в коммуникативной функции;

- когнитивном – исследуется проблема формирования элементарного осознания явлений языка и речи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...