Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика содержания и способов речевой работы




Все обучение речи можно представить в виде двух взаимосвязанных направлений:

1) совершенствование собственно речевой деятельности (говорения, письма, слушания, чтения);

2) формирование отдельных речевых умений, создающих базу для обогащения речевой деятельности.

Общеречевая подготовка - развитие говорения - начинается с первого дня рождения ребенка и продолжается в течение всего дошкольного детства вплоть до поступления его в школу, где навыки устной речи совершаются до выработки "собственного стиля" (по данным М. Р. Львова, примерно к 15 годам). Общеречевая подготовка детей дошкольного возраста, кроме развития устной речи, самым непосредственным образом связана и с развитием восприятия и понимания слышимой речи (аудирования), которые на протяжении всего дошкольного возраста, особенно в первые три года жизни ребенка, значительно опережают развитие навыков говорения.

На пятом году жизни ребенка проводится специальная языковая подготовка. Она начинается с сообщения детям элементарных знаний о языке, необходимых для формирования первоначальных, направленных на осознание языковых явлений умений. По окончании ее дети должны овладеть речевыми умениями чтения и элементарного письма (печатания слов), элементарными языковыми знаниями и умениями анализировать единицы языка (звук, слог, слово, предложение), делать первые осмысления языковых обобщений, первоначально вычленять существенные, отличая их от несущественных, признаки языковых знаков, делать первые попытки осознавать свою собственную речь, свой собственный язык, которые на протяжении первых пяти лет его жизни выступали в виде спонтанных процессов речевого развития.

Устные речевые навыки, специальные речевые и языковые умения детей, поступивших в школу, совершенствуются, углубляются, развиваются на новом, более высоком уровне при изучении в первом классе грамматики и правописания, при закреплении умения читать и писать, а в последующих классах при усвоении основ фонетики, лексики, морфологии, синтаксиса и стилистики. Конечная цель усвоения этих разделов языкознания в школе - прикладная, практическая: ускорение и интенсификация процесса совершенствования речевой деятельности - говорения, аудирования, чтения и письма.

Задачи и содержание общеречевой и специальной речевой (когнитивной) подготовки качественно отличаются друг от друга, хотя связаны общими языковыми средствами их осуществления: звуками, фонемами, интонемами, морфемами, словами, словосочетаниями, предложениями. Также качественно отличаются и способы оперирования детьми языковым материалом. Эти отличия проявляются в непроизвольности - произвольности, ненамеренности - намеренности, неосознанности - сознательности.

Для того, чтобы по-новому, с учетом данных психолингвистики, наметить современные пути речевой подготовки детей к школе, следует разграничить суть двух психолингвистических понятий: речевые навыки и речевые умения.

Речевые навыки - это речевые операции, которые осуществляются бессознательно, с полным автоматизмом при соответствии норме языка и служат для самостоятельного выражения мыслей, намерений, переживаний. Сформировать навыки -это значит обеспечить правильное построение и реализацию высказывания. Речевые навыки по своей природе - стереотипные, механические. Ребенок владеет такими навыками, но он не знает и даже не подозревает, что он ими владеет. Эти операции не осознаны. Он владеет ими спонтанно, в определенной ситуации, когда они (подобные ситуации) вызывают ребенка на проявление таких навыков. Вне подобных ситуаций намеренно, произвольно и сознательно ребенок не умеет выполнять речевые операции, которые он может выполнять непроизвольно, бессознательно, автоматически.

Лишь только при соответствующем языковом и речевом обучении ребенок научается осознавать то, что он делает непроизвольно, то есть осознавать свой собственный язык, свои речевые навыки. Речевые навыки в ходе своего развития предполагают спонтанно возникающую рефлексию ребенка над речью.

Речевые умения - это речевые действия, которые осуществляются на основе языковых знаний и способов действий по оптимальным параметрам сознательного произвольного и осознанного варьирования при выборе и сочетании речевых операций (навыков) в зависимости от цели, ситуации общения и собеседника, с которым происходит коммуникация. Это и есть коммуникативно-речевые умения. Они носят творческий характер, то есть требуют умения быстро ориентироваться в условиях общения, которые никогда не повторяются полностью, каждый раз заново подбирать нужные языковые средства, пользуясь речевыми навыками, и т. д. Владеть такими речевыми умениями -значит уметь правильно выбирать стиль речи, подчинять форму речевого высказывания задачам общения, употреблять самые эффективные (для данной цели и при данных условиях), самые точные и выразительные языковые средства, учитывать необходимость экстралингвистических факторов (мимики, жестов, интонации и т. д.).

Зачатки речевых и языковых умений, знаний о языке и речи следует формировать уже в детском саду.

В процессе общеречевой подготовки ребенок эмпирическим путем усваивает материю языка, ее знаковую систему, запоминает традиционные сочетания языковых средств, их выразительные оттенки. Для усвоения материи языка необходимо скоординировать речедвижения с соответствующими слуховыми ощущениями, овладеть звуковыми единицами - фонемой, слогом, фонетическим словом, речевым тактом, фонематической фразой, с которыми связана артикуляционная мускульная работа ребенка.

Усвоение ребенком языковых значений на уровне интуиции (понимания смысла воспринимаемой информации) возможно благодаря тому, что ими ощущены, восприняты, прочувствованы те явления или связи между ними, которые соответствуют обозначаемым единицам языка. "Именно овладение грамматическими значениями (на уровне интуиции, неосознанно) делает человека существом мыслящим"

Грамматические значения ребенок усваивает в своей жизни дважды; первый раз, когда ненамеренно непроизвольно соотносит слышимый и произносимый звуковой образ языковых знаков с действительностью, с ее предметами, явлениями, связями и отношениями между ними. В детском саду процесс, связанный с закономерным интуитивным установлением ребенком связи внеязыковой (реальной) и языковой действительности, построен на тренировках памяти, вербального мышления, воображения. Второй раз, а это происходит уже значительно позже - в школе, когда начинается первоначальное осмысление подобного соотнесения и возникает необходимое для абстрагирования и объективирования осмысление, осознание языкового значения как смыслового признака языкового знака (единицы), вычленение грамматического значения как языкового феномена, как языковой действительности, как метаязыка.

В речевом развитии детей дошкольного и школьного возраста выявлены закономерности, которые сформулированы Л. П. Федоренко. Их суть состоит в следующем. Речь усваивается, если приобретаются способности:

- управлять мускулами речевого аппарата, координировать речедвигательные и слуховые ощущения;

- понимать лексические и грамматические значения;

- чувствовать выразительные оттенки лексических, грамматических, фонетических языковых значений;

- запоминать традицию сочетания языковых единиц в потоке речи, то есть усваивать норму литературной речи.

Языковая (когнитивная) подготовка предполагает обязательное участие в речевой деятельности познавательных процессов детей, таких как логическое мышление, творческое воображение; мыслительных операций - анализа, синтеза, обобщения, систематизации, классификации, абстрагирования; строгое соблюдение логики процесса учения в процессе восприятия, осмысления, осознания, понимания, то есть усвоения языковых знаний и применения их в речевой деятельности при производстве речи.

Если в процессе общеречевой подготовк и язык усваивается детьми либо путем подражания, либо "методом проб и ошибок", предполагающими поисковую деятельность самого ребенка, то в процессе языковой (когнитивной) подготовки язык подлежит осознанному усвоению, которое может рассматриваться как акт сознательной деятельности или действия и подлежать последующей автоматизации с включением в более сложное речевое действие (речевое умение).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...