Организация и проведение соревнований
Соревнования любого ранга и целевой направленности включают следующие взаимосвязанные компоненты: правила, положения, календари, нормативно-квалификационные требования. Правила соревнований — документ, четко определяющий условия соревновательной борьбы волейболистов под контролем спортивных судей. Положение о соревнованиях определяет основные характеристики соревнований и должно иметь следующие ясно сформулированные пункты: 1. Цели и задачи (повышение класса команд, популяризация волейбола, подведение итогов, выявление сильнейших команд и игроков для комплектования сборных команд и т.п.). 2. Сроки и места проведения. 3. Руководство проведением соревнований (указывается, кто проводит соревнование и состав судейской коллегии). 4. Участники соревнований (указывается количество и наименование команд, допускаемых к соревнованиям; количество игроков, тренеров, представителей медперсонала, членов КНГ; требования к возрасту участников и их квалицфикация). 5. Условия проведения соревнований (указываются способы розыгрыша, оценка результатов, определение победителя, требования к местам соревнований, спортивной форме). 6. Награждение команд и участников (указываются виды поощрений призеров команд). 7. Условия приема и оплаты расходов (расходы организации, проводящей соревнования; направляющих организаций; порядок оплаты судейства). 8. Дисциплинарные проступки (приводится меры воздействия за поступки и нарушения, совершаемые игроками и тренерами). 9. Порядок подачи протеста (сроки подачи и рассмотрения и орган, которому подают протест). 10. Порядок, сроки подачи заявок на участие в соревнованиях и сроки совещания представителей команд.
С правилами и положением о соревновании тесно связаны календари соревнований. Структура календаря определяет характер проведения соревнований. Соревнования могут быть рассредоточенными по времени (с разъездами команд): игра на своем поле, потом на поле соперника и концентрированными (турами, когда команды соревнуются в одном месте). В практике волейбола имеют место следующие способы проведения соревнований:
— круговой (все участвующие команды играют между собой); — с выбыванием (после проигрыша встречи команда выбывает из соревнований; — смешанный (первая часть соревнований проводится с выбыванием, вторая — по круговому способу).' Планирование спортивных соревнований (в зависимости от ранга) осуществляется соответствующими федерациями, спорткомитетами, спортивными клубами и др. Разрабатывается календарный план соревнований с учетом сроков проведения и система проведения, составляется положение, разрабатывается документация (таблицы, протоколы, отчеты и др.), назначается главный судья, главный секретарь и определяется состав судей, непосредственно проводящих соревнования. Состав судейских бригад формируется до начала соревнований. Для подготовки соревнований крупного масштаба создастся организационный комитет, назначаются ответственные исполнители и комиссии по выполнению определенного вида работ, как то: 1. Паспортизация спортсооружений. 2. Подготовка мест размещения и мест тренировок. 3. Организация питания и транспортного обеспечения. 4. Обеспечение правопорядка на спортсооружсниях. 5. Подготовка призов, дипломов, медалей, сувениров, значков для награждения. 6. Реклама соревнований. 7. Проведение совещаний судей и представителей команд и др. Соревнования меньшего ранга проводит федерация волейбола округа, города, края и др. Для проведения таких соревнований на заседании федерации избирается спортивно-техническая комиссия (СТК) из состава активистов, специалистов волейбола, тренеров команд, которая вместе с руководством организации, проводящей соревнование, разрабатывают положение о соревновании, а в ходе соревнования принимают участие в его проведении (совещания после игр, рассмотрение протестов, дисциплинарных поступков и др.). Назначаются главный судья и главный секретарь, которые комплектуют судейские бригады из числа судейской коллегии округа, города и т.п.
За 1,5-2 месяца на совещании представителей команд подтверждается участие команд в соревнованиях, проводится жеребьевка, составляется расписание игр. Положение о соревнованиях и расписание игр являются не только организационньми, но и методическими документами, определяющими направленность тренировочной работы в период предсоревновательной подготовки. Поэтому они должны быть своевременно разосланы участвующим в соревнованиях командам.
' Официальные правила волейбола 1997-2000 г. М., ФОН, 1997.
Соревнования в коллективах физкультуры, школах, вузах проводятся в основном силами должностных лиц с привлечением активистов физической культуры (например, советов физкультуры). Соревнования любого ранга проводятся по действующим правилам соревнований.
Глава 9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ВОЛЕЙБОЛОМ Для эффективного построения учебно-тренировочного процесса в системе многолетней подготовки волейболистов необходимо определенное материально-техническое оснащение процесса подготовки. Материально-технические средства по целевому назначению можно разделить на три группы: — демонстрационная аппаратура; — регистрационная аппаратура; — оборудование, инвентарь, тренажеры. Демонстрационная аппаратура — это кинопроектор, макеты, видеомагнитофон, плакаты (для изучения рациональной техники и тактики, для зрительного анализа и восприятия собственных действий). Регистрационная аппаратура — это секундомеры, прыгомеры, радио-телеметрические приборы, фотофинишная установка для измерения сдвигов в развитии навыков, качеств, функционального состоянии и др. Использование технических средств срочной информации дает весьма ощутимый эффект в ускорении процесса обучения и совершенствования.
Оборудование включает стойки волейбольные; сетку и антенны; доску — демонстрационное (табло) и измеритель высоты сетки; вышку судейскую: стенку гимнастическую и др. Игры проводятся в залах, дворцах спорта, на открытых площадках. Крытые сооружения должны иметь деревянное или синтетическое покрытие с высотой свободного пространства над игровым полем не ниже 9-12,5 м. Инвентарь — это гантели весом 1,2,3,5,8 кг; маты гимнастические; подкидные доски; набивные мячи; скакалка; мячи теннисные, баскетбольные, футбольные, волейбольные; пояса с отягощением, скамейки гимнастические; штанга; резиновые амортизаторы; набор снарядов для развития прыгучести (тумбы разновысокие, рама наклонная с подвесными мячами и др). Применение тренажеров позволяет значительно расширить круг средств специальной физической, технической и тактической подготовки спортсменов. Практика применения тренажерных устройств говорит о том, что к
числу наиболее эффективных обучающих устройств относятся те, которые создают и моделируют условия, близкие к соревновательной деятельности спортсмена, обладают высокой надежностью и безотказностью в работе, обеспечивают получение информации о результатах своих действий, позволяют широко использовать индивидуальную, поточную, круговую форму организации занятий и дают возможность комплексного развития отдельных видов подготовки. Так, тренажерные устройства помогают овладеть отдельными фазами ударного движения (при нападающем ударе, подаче), другие способствуют объединению отдельных частей приема в целостный двигательный акт. На стадии совершенствования технических приемов обучающие устройства (тренажеры) применяют для индивидуализированной тренировки с учетом индивидуальных особенностей и избранной игровой функции. Тренажерные устройства и тренировочные приспособления незаменимы при развитии физических качеств в единстве с совершенствованием техники. Большие перспективы открываются для применения обучающих устройств в процессе тактической подготовки. По своей целевой направленности тренажеры и различные устройства можно разделить на следующие виды: 1. Тренажеры для обучения технике игры и ее совершенствования. 2. Тренажеры для тактической подготовки. 3. Тренажеры для развития специальных физических качеств (в дальнейшем в единстве с совершенствованием техники игры). 4. Тренажеры для оценки уровня подготовленности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|