Социально-психологические механизмы общения
Общение порождает ряд уникальных социально-психологических механизмов, посредством которых формируется социальная психика. Заражение — это особый способ воздействия, определенным образом объединяющий большие группы людей. Феномен заражения имеет многообразные проявления, напри танцев, спортивного азарта, ситуациий паники, религиозного экстаза и пр. Заражение — это бессознательная, спонтанная форма включения личности в определенные психические состояния, а также сопереживание общего психического состояния большой группой Заражение осуществляется передачей психического настроя, обладающего сильным эмоциональным зарядом, накалом чувств и страстей. Основа возникновения заражения — эмоциональное Источником заражения является носитель эмоционального заряда — индуктор. Он передает этот заряд, который затем многократно усиливается в каналах взаимодействия. Возникает Эффект имеет место прежде всего в неорганизованной общности, чаще всего в толпе, которая сама по себе выступает своеобразным ускорителем, как бы «разгоняя» определенное эмоциональное состоя-
Функции заражения: усиление групповой сплоченности, если такая сплоченность уже есть, и компенсация недостаточной сплоченности. Внушение - это целенаправленное, неаргументированное воз- действие одного человека на другого или на группу. При внушении информация воспринимается некритически. Предполагается, что человек, принимающий информацию через механизм внушения, не способен на ее критическую оценку. Внушение — это социально-психологический механизм общения, ориентированный на формирование общего психического состояния и побуждений к индивидуальным или массовым действиям. Как К основным условиям эффективности внушения относят: — авторитетность источника информации; — доверие к нему; — отсутствие сопротивления к внушающему воздействию. Подмечено, что легче всего поддаются внушению дети, а также люди утомленные, ослабленные физически. Особенно большое значение имеет «эффект доверия» к источнику информации. Авторитет Социальные психологи стремятся установить различие между внушением и заражением, исходя из следующих соображений: — при заражении осуществляется сопереживание большой массой людей общего психического состояния. Внушение же не предполагает и не предлагает такого равенства в сопереживании идентичных эмо-
— процесс внушения имеет одностороннюю направленность: это не спонтанная тонизация состояния группы, а персонифицированное, активное воздействие одного человека на другого или на группу; — внушение, как правило, носит вербальный характер, тогда как при заражении, кроме речевого воздействия, используются и другие средства — восклицания, ритмы и др. Убеждение — это социально-психологический механизм общения, процесс и результат программно-целевого воздействия. При убеждении некоторая информация превращается в систему установок Убеждение — это также и система логических доказательств, ориентированных на критически настроенную личность. Условием убеждающего воздействия является заинтересованность человека, Убеждение как процесс предполагает воздействие и на рациональную, и на эмоциональную сферы личности. Это, активное взаимодействие, перерастающее в дискуссию. Условия эффективности — содержание и форма убеждения отвечают уровню возрастного развития личности; — убеждение строится с учетом индивидуальных особенностей адресата; — убеждение является последовательным и доказательным; — убеждение содержит как обобщающие положения (принципы и правила), так и конкретные факты или примеры; — убеждение опирается на разум убеждаемого, его опыт и знания; — убеждающий сам глубоко верит в то, в чем убеждает. Процесс убеждения — это психотехническая система рассуждений и доказательств, а также эмоциональных средств, действующих заразительно на убеждаемого. Убеждение ориентировано на формирование сознательной деятельности убеждаемого. Различие между убеждением и внушением состоит в том, что внушение не нуждается в доказательстве и логике. Убеждение рассчитано на то, что человек, принимающий информацию, согласится с ней. При этом принимающий информацию вывод делает самостоятельно.
При внушении достигается не согласие, а просто принятие информации, основанное на готовом выводе. Убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное, а внушение —' преимущественно эмоционально-волевое воздействие. Подражание — это социально-психологический механизм общения, обеспечивающий воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения (манер, действий, поступков), Подражание — это фундаментальный принцип развития и существования общества, именно в результате подражания возникают групповые нормы и ценности. Подражание выступает как частный случай более общего «мирового закона повторения». В животном мире этот закон реализуется через наследственность, в человеческом обществе — через подражание. Оно выступает источником прогресса: периодически в обществе совершаются изобретения, которым подражают массы. Различают несколько видов подражания: — логическое и внелогическое; — внутреннее и внешнее; — подражание-мода и подражание-обычай. — подражание идет от внутреннего к внешнему, т.е. внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние; — низшие по социальной лестнице подражают высшим. — когда посредством наблюдения модели возникают новые реакции; — когда наблюдение за награждением или наказанием модели усиливает или ослабляет сдерживаемое поведение; — когда наблкЙЬние модели способствует актуализации образцов поведения, ранее известных наблюдающему. Частным случаем подражания выступает мода. Мода — это специфическая и весьма динамическая форма стандартизированного массового поведения, возникающая чаще всего стихийно под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстро меняющихся увлечений. Мода — это и социальная санкция поведения, вкусов и системы ценностных ориентации, это и
Мода выполняет следующие функции: — коммуникативную (общения); — интерактивную (согласования, взаимодействия); — компенсаторную (психологической защиты индивида).
6. Соотношение общения, деятельности и поведения Проблему соотношения общения, деятельности и поведения рассматривают с различных точек зрения" многие социальные психологи. В одной из концепций (Э.Дюркгейм) представлена тенденция противопоставления общения и деятельности. В ней упор делался на то, что общество достаточно жестко рассматривалось как совокупность Другая концепция, полная противоположность первой, утверждает идею единства общения и деятельности. Эта точка зрения опирается на понимание того факта, что общение представляет собой реальности человеческих отношений, что любые формы общения буквально вплетены в специфические формы совместной деятельности. Люди общаются не просто в процессе некоторой деятельности, а как бы в ней самой и по поводу нее. Причем общается всегда человек, пребывающий в совместной с другими людьми деятельности, и таким образом формируется общность индивидов, выполняющих совместную работу. Характер единства общения и деятельности тоже понимается по разному: — как параллельно существующие взаимосвязанные процессы; — как две стороны социального бытия человека, его образа жизни; — как определенная.сторона деятельности, как ее элемент, а сама деятельность рассматривается как условие общения; — как особый вид деятельности в двух ее разновидностях: — как коммуникативная деятельность, или деятельность общения, выступающая самостоятельно; — как речевая деятельность. По-видимому, перечень представлений о единстве общения и деятельности можно было бы продолжить. Сейчас распространено представление о том, что посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого человека оптимального понимания целей, задач, уяснения специфики объекта и возможностей участников. Включение общения в этот процесс позволяет согласовать или рассогласовать деятельность индивидуальных участников воздействием, в котором и проявляется обратное влияние общения на деятельность. Отдавая должное рассмотренным точкам зрения на соотношение деятельности и общения, нельзя не видеть ограниченности этих представлений (либо единство общения и деятельности, либо их про тивоположность). Остается в стороне тот очевидный факт, что общение происходит не только по поводу какой-нибудь совместной деятельности, но еще и в определенной, вполне конкретной форме.
Любая деятельность - это и содержание (что именно делается), и форма (как именно это делается), поэтому правильнее, с точки зрения соответствия реалиям бытия, говорить об органично-целостном, Контрольные вопросы: 1. Какова сущность понятия «общение»? 2. Приведите аргументы в подтверждение тезиса о том, что общение — это: — вид самостоятельной человеческой деятельности; — атрибут других видов человеческой деятельности; — взаимодействие субъектов. 3. Каковы основные элементы содержания общения? 4. Каково содержание функций общения? 5. Какие признаки внешней и внутренней сторон общения? 6. Каков смысл понятия «стиль и манера общения»? 7. Перечислите основные группы средств общения. 8. Каково содержание понятия «взаимопонимание» и его механизм? 9. Охарактеризуйте структуру взаимодействия в общении. 10. Каково содержание понятия «социально-психологическая общность»? 11. Перечислите социально-психологические механизмы общения, раскройте их содержание. 12. В каком соотношении между собой находятся общение, деятельность и поведение? Психологический практикум Игра «Слои» Цель игры: показать, что каждый человек бывает по-своему прав, доверяя своим ощущениям и восприятиям, но тем не менее, истина полнее, глубже, всеохватнее. Ведущий рассказывает участникам древнеиранскую притчу. Одному шаху на склоне лет захотелось посмотреть на слона, которого он никогда раньше не видел. И вот подданные шаха повели слона в город, однако путь их был долгим и нелегким. Добрались они в город, когда солнце уже,село. Слона оставили на городской площади до рассвета. Горожанам, которым также не терпелось посмотреть на это диковинное Примерно одной трети участников игры завязывают глаза — им предстоит играть роль горожан. Другая часть группы импровизирует, изображая «слона». Первая подгруппа не знает, сколько участников Обсуждение: участникам предлагается ответить на вопросы: — Какие они испытывали ощущения во время игры? — Какие закономерности в проявлении чувств заметил каждый из участников?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|