Игра «Встречйют по одежке»
Цель игры: развивать активное групповое общение, учиться
внутренне анализировать свою социальную «маску».
Участники садятся в круг. Каждый получает карточку с надписью,
например: «Я плохо слышу», «Я богатый», «Похвалите меня», «Решаю все проблемы», «Люблю подраться», «Дам денег», «Я все умею», «Пожалейте меня», «Я вас обманываю» и т.п. Карточки держат так, чтобы обладатель ее не видел надпись, в то время как все другим она видна. Участники активно общаются друг с другом в соответствии с тем, что написано на карточке. Общение с обладателем карточки строится в форме вопросов, просьб или утверждений завуалированно, косвенно, намеками, а не «в лоб» и при этом он должен догадаться,
что именно (желательно дословно) написано на его карточке. На вопросы, просьбы, утверждения он, естественно, пока принимает. информацию, не отвечает и никаких наводящих вопросов никому не задает.
Обсуждение: проводится методом поиска ответов на вопросы:
— Что помогло догадаться о содержании надписи на карточке?
— Что мешало понять содержание надписи на карточке?
— Какие самые тонкие и остроумные высказывания или вопросы
звучали в адрес владельцев карточек?
Игра «Угадай стиль общения»
Цель игры: научить участников диагностировать стиль общения -1
свой и собеседника, выяснять факторы, влияющие на выбор того или иного стиля общения, выработать навыки быстрого выбора наилучшего варианта собственного поведения.
Участники делятся на три подгруппы по пять-шесть человек, каждая
из которых готовит к показу сценку, отражающую определенный стиль общения — конвенциальный (деловой), манипулятивный, примитивный. (Краткое описание стиля общения предлагается каждой подгруппе на отдельной карточке, см. приложение к игре.)
Обсуждение: участники-зрители анализируют продемонстрирован-
ные им сценки, отвечая на следующие вопросы:
- Как можно назвать стиль общения, который показала подгруппа?
— В каких ситуациях тот или иной стиль может оказаться самым полезным?
Приложение к игре. Тексты на карточках:
— Ваша подгруппа демонстрирует конвенциальный, т.е. деловой
стиль общения. Постарайтесь придумать и показать сценку из жизни,
где этот стиль проявляется особенно ярко. Обычно он предполагает
довольно большую дистанцию между людьми. Выражение эмоций и
чувств существенно ограничено.
— Ваша подгруппа демонстрирует мани пул яти вный стиль общения.
Он предполагает наличие скрытой цели одного или нескольких собеседников, для достижения которой используются индивидуальные особенности характера человека, его личностные установки. Манипулятивный стиль общения предполагает управление другим человеком со
скрытым стремлением, во-первых, извлечь выгоду из общения, во-
вторых, сделать это незаметно для партнера.
— Ваша подгруппа демонстрирует примитивный стиль общения.
Для него характерны реакции амбиции, превосходства, акцентированное внимание на внешние признаки человека. Примитивные формы общения обычно связаны с унижением одним человеком другого и самоунижением перед более сильным партнером.
Игра «Неожиданная встреча»
Цель игры: выяснить факторы, влияющие на успешность или
неуспешность приема и передачи несловесной информации.
Группа делится пополам, и, образуя две шеренги, участники садятся лицом друг к другу. Ведущий предлагает обеим группам представить, что они едут в разных автобусах, которые остановились рядом в уличном заторе. Сидя у окна, каждый видит, что напротив, тоже у окна, сидит его знакомый, которому надо срочно передать важную информацию. Воспользовавшись ситуацией, каждый это делает, только без слов, невербально. Каждая из сторон выступает в качестве и передающей, и принимающей информацию.
Обсуждение: участники обмениваются, мнениями о степени понимания невербальной информации, анализируют ошибки, возникавшие в процессе ее приема и передачи.
Игра «Расскажу историю партнера»
Цель игры: научиться внимательно слушать, запоминать и точно
воспроизводить услышанную информацию.
Все участники объединяются в пары. Каждый по очереди рассказывает своему партнеру какую-то историю с законченным сюжетом, в котором раскрываются чувства, переживания, психологические проблемы рассказчика. Ведущий отводит на рассказ примерно 3-5 минут. Затем в каждой из пар (по часовой стрелке) один партнер переходит к другому, образуя новые пары. В них каждый рассказывает ту историю, которую слышал от своего партнера в
предыдущей паре. После того как истории рассказаны, все возвращаются в круг и каждый рассказывает ту историю, которую услышал во второй раз.
Обсуждение: участники обмениваются мнениями о том, как полно и точно повторена рассказанная история, что оказалось упущенным, что было искажено, что появилось нового в пересказах.
Игра «Поговорим.., поговорим...»
Цель игры: приобрести один из важных навыков собеседования —
повторять сказанное партнером.
Участники объединяются в малые группы по три человека.
Проводятся три беседы -диалога на какие-то конкретные темы, при этом каждый поговорит с каждым попарно, а третий выступает в качестве наблюдателя. Темы для диалогов участники выбирают сами, в трудных ситуациях им помогает ведущий. Во время беседы обязательно соблюдается правило: прежде чем высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу, надо повторить то; что сказал собеседник, начиная словами: «Ты думаешь...», «Ты говоришь...». Наблюдатель следит за выполнением этого правила и в необходимых случаях
вмешивается в беседу, напоминая о нем.
Обсуждение:участники обмениваются мнениями по вопросам:
— Как влияло на беседу повторение слов партнера?
— Помогает или нет этот прием:
* проверить правильность понимания партнера;
* держаться в русле обсуждения;
* лучше запоминать сказанное собеседником;
* улучшить эмоциональный контакт;
* лучше понимать самого себя.
Игра «Мои рисунки»
Цель игры: приобрести навыки анализа перцептивной (восприни-
мающей) стороны общения посредством проективного материала.
Каждый участник может выполнить два рисунка: «Я такой, как есть»
и «Я такой, каким" хочу быть». Рисунки не подписываются, техническая сторона изображения не важна. Все рисунки перемешивают, затем произвольно берут один из них и кладут так, чтобы всем было видно.
Каждый по очереди рассказывает, что он видит на рисунке, но не
формальное его описывает, а передает свои ощущения от рисунка, например, каким, по его мнению, рисовавший видит себя, что хотел бы изменить в себе. Автор рисунка на этом этапе себя не объявляет. После того,, как все желающие выскажутся, можно попытаться определить, кто автор рисунка. Затем он объявляется сам и рассказывает, что хотел выразить этим рисунком, отмечает понравившиеся ему высказывания о рисунке, близкие его собственным ощущениям. Так обсуждаются и другие рисунки.
Обсуждение: анализируются ответы на вопросы:
— Какие отзывы о рисунках понравились, а какие - нет?
— Что показалось интересным или необычным в дополнениях к
рисункам?
— Какие стороны личности авторов раскрываются в их дополнениях
к рисункам?
Воспользуйтесь поиском по сайту: