Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТЭК как одна из основных отраслей экономики России




Глава 1. Теоретико-правовые основы борьбы с преступлениями в сфере ТЭК

ТЭК как одна из основных отраслей экономики России

 

Круг отношений в сфере топливно-энергетического комплекса очерчен на уровне как законодательных (например, Федеральные законы от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»[1], от 3 декабря 2011 г. N 382-ФЗ «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса»[2]), так и подзаконных актов (акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти). Традиционно к сфере ТЭК относят отрасли электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, магистральных трубопроводов нефти, газа и продуктов их переработки, возобновляемых источников энергии, освоения месторождений углеводородов на основе соглашений о разделе продукции, а также отношения в сферах нефтехимической промышленности, теплоэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Отдельно стоит атомная энергетика.

Для выработки и реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере топливно-энергетического комплекса образовано Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго России), которое является федеральным органом исполнительной власти, обладающим полномочиями по принятию собственных нормативных правовых актов в указанных сферах, а также основным разработчиком проектов актов высшего уровня - федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Остановимся на правовом регулировании основных отраслей ТЭК. К основным фаворитам и лидерам по объемам и сложности правового регулирования (в немалой степени благодаря масштабной реформе 2008 года) относится сфера электроэнергетики.

Электроэнергетика - отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам. Электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения. Указанное определение, закрепленное Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике»[3], вполне отражает основную черту электроэнергетики в современной экономике не только России, но и всего мира.

Упомянутая реформа 2008 года, связанная с ликвидацией огромной монопольной структуры РАО «ЕЭС России», разделением видов деятельности на монопольные и конкурентные, образованием большого числа самостоятельных хозяйствующих субъектов с разнонаправленными интересами, потребовала от органов всех ветвей государственной власти (законодательных, исполнительных и судебных) масштабной работы в сфере как нормотворчества, так и правоприменения. Менялось законодательство, принимались подзаконные акты в его развитие, складывалась судебная практика. С учетом непростой ситуации в мировой и российской экономике в 2008 - 2009 годах эта работа объединила и государственные структуры, и бизнес-сообщество, хоть и проводилась зачастую в экстренном режиме, без фундаментальной подготовки, и решала в первую очередь локальные задачи.

Необходимо отметить, что с 2012 года и по настоящее время (опять в период нестабильности экономики) работа по нормативно-правовому регулированию электроэнергетики носит плановый характер, определенный майскими указами Президента Российской Федерации 2012 года, и позволяет сконцентрироваться уже на глобальных задачах с учетом перспектив развития отрасли.

Сложность регулирования электроэнергетики заключается также в том, что процессы производства, передачи и потребления электрической энергии являются технологически неразрывными, а одной из главных особенностей электрической энергии является ее потребляемость в момент своего производства и при современном уровне развития техники невозможность ее накопления в промышленных масштабах. В связи с этим в целях обеспечения оборотоспособности электрической энергии в настоящее время гражданское законодательство и законодательство Российской Федерации об электроэнергетике определяет электрическую энергию и мощность как особые виды товаров.

Указанный подход несет в себе ряд проблем, например, когда речь идет об обеспечении соблюдения закрепленного порядка оборота электрической энергии и установлении ответственности за его нарушение, в том числе уголовной.

Оборот электрической энергии и мощности осуществляется на особых товарных рынках (оптовом рынке электрической энергии и мощности и розничных рынках электрической энергии), образованных в существующем виде в результате проведения реформы электроэнергетики, цели и задачи которой были определены в Основных направлениях реформирования электроэнергетики Российской Федерации, одобренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2001 г. N 526[4].

Несмотря на относительно устоявшиеся модели функционирования указанных рынков, в настоящее время продолжается процесс совершенствования их механизмов. Так, запущенный в 2011 году механизм осуществления конкурентных отборов мощности (далее - КОМ) в 2015 году претерпел значительные изменения. Впервые с момента введения указанного института проводится долгосрочный КОМ, также откорректирована модель ценообразования на рынке мощности.

В связи с определением мощности как товара (спрос на мощность чувствителен по цене при превышении объема предложения свыше объема мощности, необходимого для покрытия пиков потребления и формирования нормативного резерва мощности), кривая спроса на мощность при проведении КОМ моделируется наклонной. На рынке мощности введение наклонной кривой спроса на мощность при проведении КОМ означает готовность покупателей оплатить большее количество мощности (что соответствует более высокому уровню надежности) при низкой цене и меньший объем мощности при высокой цене.

При этом остаются нерешенными вопросы стимулирования собственников генерирующих объектов к выводу из эксплуатации неэффективных генерирующих объектов.

В отношении розничных рынков электрической энергии необходимо отметить, что в настоящее время в соответствии с Планом мероприятий по развитию конкуренции в электроэнергетике Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 379-р[5], Минэнерго России готовит концепцию формирования конкурентной модели розничных рынков электрической энергии.

Регулирование электроэнергетики заключается не только в установлении правил функционирования соответствующих рынков оборота электрической энергии и мощности, но и в регулировании неотъемлемой стороны энергоснабжения - передачи электрической энергии.

Таким образом, топливно-энергетический комплекс является основой развития современного общества. От его эффективности в значительной степени зависят благосостояние общества, деятельность других отраслей экономики и позиции страны в мировом сообществе. Ожидается, что в ближайшие тридцать лет во всем мире значительно возрастет спрос на все виды энергетических ресурсов.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...