Особенности оперативной обстановки в сфере ТЭК
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Согласно Приказу Генпрокуратуры России N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 от 29.12.2005 (ред. от 20.02.2014) «О едином учете преступлений»[6] преступления, связанные с процессом осуществления экономической деятельности в сфере добычи, переработки, транспортировки и реализации топливно-энергетических полезных ископаемых; производства, передачи и распределения электроэнергии; производства и распределения газообразного топлива. При этом при квалификации деяния по статьям главы 21 УК РФ преступления относятся к категории совершенных в сфере ТЭК в случаях, при которых объектом преступного посягательства являются нефть, нефтепродукты, ГСМ, бензин, природный газ, уголь, торф, электроэнергия, а также различного рода техническое оборудование, обеспечивающее функционирование объектов топливно-энергетического комплекса, относятся к преступлениям с топливно-энергетическим комплексом. Преступления, связанные с хищением талонов на бензин, не относятся к данной категории ввиду незначительности причиняемого интересам государства вреда. Федеральным Законом РФ N 257-ФЗ от 21 июля 2011[7] года в УК РФ введена новая ст. 217.1 - нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса. Объективная сторона этого преступления предполагает дачу экспертом в области промышленной безопасности заведомо ложного заключения экспертизы промышленной безопасности (ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»[8]). Деяние заключается в невыполнении или ненадлежащем выполнении требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, повлекшем по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или причинение крупного ущерба.
К объектам ТЭК относятся объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения, в том числе линейные объекты (электрические сети, магистральные газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы). Требования обеспечения безопасности объектов ТЭК зависят от степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий. С учетом того, является ли объект ТЭК критически важным (объекты ТЭК, нарушение или прекращение функционирования которых приведет к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения), и в зависимости от степени потенциальной опасности объекта ТЭК устанавливаются три категории объектов топливно-энергетического комплекса: 1) объекты высокой категории опасности; 2) объекты средней категории опасности; 3) объекты низкой категории опасности. При проведении категорирования учитываются: 1) информация о том, является ли объект топливно-энергетического комплекса критически важным объектом топливно-энергетического комплекса для инфраструктуры и жизнеобеспечения топливно-энергетического комплекса; 2) масштабы возможных социально-экономических последствий вследствие аварий на объекте топливно-энергетического комплекса; 3) наличие критических элементов объекта топливно-энергетическою комплекса;
4) наличие потенциально опасных участков объекта топливно-энергетического комплекса; 5) наличие на объекте уязвимых мест. Перечень объектов ТЭК, подлежащих категорированию, утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительною органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению коллегиального органа по противодействию терроризму, который сформирован в субъекте Российской Федерации и в состав которого входят представители федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления. Состав преступления сконструирован как состав реальной опасности (деяние должно создавать реальную возможность наступления смерти человека) или альтернативно как материальный состав, когда в ходе аварии или инцидента на опасном производственном объекте: функционирующем на основе заведомо ложного заключения, причиняется крупный ущерб. Субъективная сторона предполагает как умышленную, так и неосторожную форму вины. Субъект специальный: эксперт в области промышленной безопасности, т.е. физическое лицо, которое обладает специальными познаниями в области промышленной безопасности, соответствует требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, и участвует в проведении экспертизы промышленной безопасности (ст. 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»). Квалифицированный (ч. 2) и особо квалифицированный составы (ч. 3) характеризуются только неосторожной формой вины в отношении наступающих последствий. Если нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК не повлекло указанных в статье последствий, то виновные лица привлекаются к административной ответственности по ст. 20.30 КоАП РФ. Если нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК повлекло умышленное причинение смерти одному или нескольким лицам либо причинение крупного ущерба, то содеянное квалифицируется по ст. 205 УК РФ как соучастие в совершении террористического акта.
Использование служебного положения значительно повышает степень общественной опасности совершаемых преступлений. Лица, выполняющие управленческие функции, обладают профессиональными знаниями и опытом, хорошо знают не только технологию производства, но и особенности учета и контроля движения материальных ценностей, имеют широкий круг социальных и преступных связей, что позволяет тщательно спланировать совершение преступления, подобрать необходимых для участия лиц, разработать изощренные способы преступлений, ослабить систему хозяйственно-финансового контроля, действующего на предприятии, скрыть следы преступлений и пр. Это же создает дополнительные трудности при раскрытии и расследовании таких преступлений. Например, руководителями нефтеперерабатывающих заводов нередко завышаются нормативы на «безвозвратные потери», что позволяет создавать «излишки» продуктов нефтепереработки. Неучтенные нефтепродукты на нефтеперерабатывающих заводах получаются также за счет обмана поставщиков при отпуске нефтепродуктов путем маневрирования в желаемую сторону величинами измерений (объемом, плотностью, температурой), использования действующих допусков, предусмотренных нормативно-технической документацией (например, за счет завышения плотности увеличивают вес моторного топлива). Занижение реального объема нефтепродуктов при транспортировке за рубеж является одним из самых распространенных способов, используемых при незаконном вывозе нефтепродуктов за рубеж. В зависимости от используемого вида транспорта нефтепродуктов (железнодорожный, трубопроводный, водный) существуют свои методы количественного учета нефтепродуктов (пропуск через счетчики, взвешивание, замер резервуаров, применение калибровочных таблиц и т.п.), а потому применяемые способы занижения реального объема нефтепродуктов также разнообразны. Однако все они, как правило, связаны с недостоверным декларированием.
[1] Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» // СЗ РФ. 2011. 25 июля. N 30 (ч. 1). Ст. 4604. [2] Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 382-ФЗ «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса» // СЗ РФ. 2011. 5 дек. N 49 (ч. 5). Ст. 7060. [3] Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» // СЗ РФ. 2003. N 13. 31 марта. Ст. 1177.
[4] Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2001 г. N 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. N 29. 16 июля. Ст. 3032. [5] Распоряжение Правительства РФ от 17 марта 2014 г. N 379-р // СЗ РФ. 2014. N 12. 24 марта. Ст. 1337. [6] Приказ Генпрокуратуры России N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 от 29.12.2005 (ред. от 20.02.2014) «О едином учете преступлений» (вместе с «Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях», «Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений», «Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов») // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 5, 30.01.2006.
[7] Федеральный закон от 21.07.2011 N 257-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» // «Российская газета», N 161, 26.07.2011. [8] Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» // «Российская газета», N 145, 30.07.1997.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|