Тема 20. Характеристика неолиберального направления
Неолиберализм как направление экономической мысли сформировался к началу 30х годов прошлого века, представляя совокупность ряда разновидностей: неолиберализм (неомаржинализм) в Австрии и Швейцарии, неолибиральный дирижизм во Франции, неолиберализм (ордолиберализм) в ФРГ. Наибольшее влияние приобрела германская ветвь неолиберализма, а сам термин «неолиберализм» стал употребляться применительно именно к германскому направлению, хотя родоначальником данного направления является американский экономист Уолтер Липман. К основным причинам распространения неолиберализма в Германии относятся: - достаточно поздний переход к капиталистическому развитию; - длительное сохранение феодальных пережитков и раздробленности; - государственный заказ на развитие экономических теорий; - воздействие философии Г. Гегеля на экономическую мысль. В данных условиях развитие предпринимательской свободы оказалось непригодным для германской экономики, необходимостью стала поддержка государства. Основоположником германской экономической мысли является Фридрих Лист (1789 –1846), основатель германской исторической школы. Лист выступал с резкой критикой предлагаемой сторонниками классической школы политику свободной торговли и настаивал на проведении меркантилистской политики в Германии. Историческая школа - направление экономической мысли второй половины XIX века, представители которой рассматривали политическую экономию как науку о национальном хозяйстве. Это направление возникло в противовес неоклассическому. В развитии исторической школы выделяют два этапа: - «старая» историческая школа (40-е годы XIX века); ее идеологами являлись Ф. Лист, В. Рошер;
- «молодая» историческая школа (80-е годы XIX века); ее представителями Основной труд Ф. Листа (1789 - 1846) – «Национальная система политической экономии» (1841 г.). Главные идеи Ф. Листа: - для каждой страны характерна своя национальная политическая экономия, поскольку экономика отдельных стран развивается по собственным законам; - задача национальной политической экономии заключается в определении наиболее благоприятных условий для развития производительных сил нации; - богатство нации составляют ее производительные силы; - существует три стадии развития производства (земледельческая, земледельческо-промышленная, промышленная); - провозглашение протекционизма государственной политикой; - необходимость развития тех отраслей экономики, которые не конкурентоспособны на мировом рынке. К особенностям экономических взглядов В. Рошера (1817 - 1894) можно отнести нижеследующие: - политическая экономия - это наука о социальном хозяйстве; - для изучения политической экономии надо знать такие стороны жизни, как - человек стремится к справедливости, опираясь при этом на обычаи и традиции общества. Представителями старой исторической школы помимо Ф. Листа и В.Рошера, являются также Карл Книс и Бруно Гильдебранд, считавшие политическую экономию национальной наукой, призванной изучать историю национального хозяйства с учетом характера народа и учреждений. Новая (молодая) историческая школа окончательно сложилась к 70м годам 19 века. Ее основателями являются Густав Шмоллер, Луи Брентано и Карл Бюхер, считавшие главной задачей экономической науки сбор конкретного исторического материала и выработку рекомендаций по реформированию экономики путем: - разработки фабричного законодательства и государственного регулирования труда;
- организации страхования рабочих; - установления пенсионного обеспечения; - обязательного начального образования; - развития потребительской и жилищной кооперации. Экономические взгляды Л. Брентано (1844 - 1931) можно сформулировать в следующих положениях: - экономические процессы и явления всегда регулируются обычаями и правовой основой нации и связаны с ними; - справедливость заключается в праве и обычаях (по мнению классиков справедливость устанавливается благодаря конкуренции); - не принятие математических исследований процессов экономики, так как человеческая психика, от которой зависит экономика, слишком сложна. Идеи представителей новой исторической школы получили развитие в трудах Макса Вебера (1864 –1920), Вернера Зомбарта (1863 – 1941) и Э. Дюркейма (1858 - 1917), синтезировавшими ее основные положения с теориями либерального направления. Специфичность взглядов В. Зомбарта (1863 - 1941) состоит в утверждении того, что капиталистический хозяйственный уклад возник раньше всего в Западной Европе, поскольку отличительной чертой ее жителей является сочетание духа предпринимательства с жаждой наживы. Заслуга Э. Дюркейма - в выделении социальной функции разделения труда, которая состоит в создании условий дифференциации деятельности и возрастании солидарности общества. М. Веберсчитал, что: - капитализм - это хозяйственный учет при сопоставлении затрат с результатами производства; - для «экономического человека» характерны: трудолюбие, честность, скромность; - существует связь между религией и экономической организацией общества. К началу 50х годов 20 в. создание неолиберальной доктрины в основном было завершено. В 1947 г. госсекретарь США Джордж Маршалл (1880 – 1959) разработал план экономического развития Европы и особенно ФРГ для британской и американской зон. Эти зоны образовали Единую экономическую область, директором которой был избран профессор экономики Людвиг Эрхард (1897 – 1977) при канцлере Конраде Аденауэре (1876 – 1967). Правительство Аденауэра в качестве государственной доктрины избрало неолиберализм. Термин «либерализм», в переводе с латинского, означает политическое и идеологическое течение, отстаивающее свободу предпринимательства, парламентский строй, демократические права и свободы личности, а также ограничение вмешательства государства в хозяйственную жизнь.
В 1932 г. немецкие профессора экономики А. Рюстов и В. Репке сформулировали культурно – социологическую и социально – философскую основы неолиберальной школы, продолжив традиции молодой исторической школы. Внутри Германии неолиберализм возник в 30е годы 20 в. во Фрайбургском университете, благодаря трудам профессора кафедры политической экономии Вальтера Ойкена (1891 – 1950). В. Ойкен вводит понятие «ордо», означавшее «строй соревнования». Термин «неолиберализм» получает новое звучание – «ордолиберализм». Центральная идея Ойкена – учение об «идеальных типах хозяйства». Суть ее представляется в следующих рассуждениях: хозяйство разных стран состоит из одних и тех же элементов, но экономика различается. По Ойкену, причина кроется в первоэлементах. Крайними элементами являются, с одной стороны, свободное рыночное хозяйство, а с другой – центрально – управляемое хозяйство. Эти крайние элементы являются идеальными и чистыми типами хозяйства и различаются способами управления. В первом типе хозяйства никто не вправе ничего диктовать, во – втором – все решения принимаются наверху, следовательно, нет никаких элементов спонтанности. Ойкен считал, что в реальной действительности таких идеальных типов хозяйств не существует. Поэтому он вводит понятие «реальный тип хозяйства», в котором всегда присутствуют «примеси». Роль государства – помочь создать рынок, сориентировать народ, содействовать в создании социальных институтов. После этого государство должно отойти в сторону и следить за правилами игры рыночных сил. Неолиберальное направление находится как бы посередине между неоклассическим направлением и кейнсианством. Неолиберализм – один из вариантов регулируемой экономики, но с большим, чем в кейнсианстве, акцентом, на поддержание естественного рыночного механизма. Неолиберализм является синтезом школы маржинализма и молодой исторической школы.
Основные понятия. Старая историческая школа. Новая (молодая) историческая школа. Неолиберализм. Неомаржинализм. Дирижизм. Ордолиберализм. Идеальный тип хозяйства. Свободное рыночное хозяйство. Центрально – управляемое хозяйство. Реальный тип хозяйства. Социальное рыночное хозяйство. Вспомогательные (сопутствующие) понятия. Основное содержание.
Тема 21. Монетаризм Монетаризм - экономическая теория (зародилась в 60-е годы XX века), основанная на определяющей роли денежной массы, находящейся в обращении, а также на осуществлении политики стабилизации экономики, ее функционирования и развития. Монетаризм признан главной школой современного неоконсерватизма. Основателем и лидером этой теории является М. Фридмен, хотя признание и популярность его теория получила не сразу. Экономический курс под названием рейганомика опирался в основном на взгляды монетаристов. Теория монетаризма построена на количественной теории денег и характеризуется следующими положениями: - главный регулятор общественной жизни - денежная эмиссия; - количество денег в обращении определяется автономно; - скорость обращения денег жестко фиксирована; - эмиссия денег стабильна; - изменение количества денег оказывает одинаковый и механический - исключается возможность воздействия денежной сферы на реальный процесс воспроизводства; - следует отказаться от краткосрочной денежной политики, т. к. изменения денежной массы сказываются на экономике с опозданием и это может привести к нарушениям экономического равновесия. К основным постулатам монетаризма можно отнести следующие положения: - существует мгновенное отражение новой информации на кривых спроса и предложения, то есть равновесные цены и объемы производства - число государственных регуляторов снижается до минимума (кроме налогового и бюджетного регулирования); - рациональный характер поведения экономических субъектов; - предоставление полной информации для формирования ожидания состояния экономики субъектами экономических отношений; - необходимость совершенной конкуренции, действующей на всех рынках; - существует мгновенное отражение новой информации на кривых спроса и предложения, то есть равновесные цены и объемы производства сразу реагируют быстро на изменение ситуации (появление новой технологии, изменение экономической политики).
Вклад монетаризма в экономическую теорию состоит вглубоком исследовании механизма обратного воздействия денежного мира на товарный мир, денежных инструментов и денежной политики на развитие экономики. Монетаристские концепции служат основой денежно-кредитной политики в качестве направления государственного регулирования. Милтон Фридмен (род. 1912 г.) - американский экономист. Родился в Нью-Йорке. Окончил университет Рутгерс (США). В 1933 году получил степень магистра, а в 1940 году выходит его (совместно с С. Кузнецовым) труд «Доходы от независимой частной практики». В 1945 - 1946 годах М. Фридмен преподает экономику в Миннесотском университете. С 1948 г. — в Чикаго. В 1950 году он участвует в реализации «плана Маршалла». В 1971 - 1974 годах М. Фридмен был советником американского президента Р. Никсона по экономическим вопросам, а в 1976 г. награжден Нобелевской премией. Основными трудами М. Фридмена являются книги «Теория функции потребления» (1957 г.), «Становление денежной системы в США» (1963 г.), в которых излагаются основные положения теории монетаризма. М. Фридмен — лидер монетаристского направления - считает, что на динамику ВНП (валового национального продукта) нужно влиять через деньги. Дополнительное ежегодное предложение денег равно сумме среднегодового темпа ожидания инфляции и среднегодового темпа прироста ВНП или национального дохода. Автор приходит к выводу о том, что первое слагаемое должно быть равно 1%, а второе слагаемое - 3%. В итоге ежегодная инфляция равна 4% и является чисто денежным приростом. Изменение уровня цен (и величины номинального дохода) является результатом изменения денежного запаса. Существует непосредственная связь между темпом прироста количества денег и темпом роста номинального дохода через механизм количественной теории денег. Другими словами, количественная теория денег устанавливает прямую связь между ростом денежной массы в обращении и ростом товарных цен. Изменение количества денег противоречиво влияет на норму процента: рост предложения денег сначала вызовет понижение нормы процента, а затем рост затрат и инфляции увеличивает спрос на займы, что ведет к росту величины процента. В условиях долгосрочного равновесия деньги нейтральны, то есть долгосрочная пропорциональность между деньгами и ценами основана на стабильности денежного спроса. В короткие и средние периоды времени (5-7 лет) деньги не нейтральны и могут стать причиной реальных изменений в экономике. В силу краткосрочного воздействия на выпуск деньги важны для определения реального уровня занятости и дохода. М. Фридмен считал, что бюджетная политика не имеет особого значения (достаточно рассматривать только доходную часть бюджета). Решающее значение имеют кредитно-денежная и денежная политики. Но не стоит их детально прорабатывать, так как это может вызвать дестабилизацию. Основные понятия. Денежная масса. Денежная эмиссия. Количественная теория денег. Вспомогательные (сопутствующие) понятия. Денежно – кредитная политика. Рейганомика.
Тема 22. Вклад российских ученых в экономическую теорию XX века Еще до революции 1917 года в России сформировалось экономико-математическое направление, наиболее плодотворным представителем которого был Владимир Карпович Дмитриев (1868-1913), который предложил две математические модели, в которых цена определялась издержками производства, сводящимися к затратам труда. Новаторский подход Дмитриева В.К. заключался во введении в модель коэффициентов, отражающих затраты одного вида «технического капитала» на производство других его видов. Коэффициенты заданы технологией производства. Если известны все технологические цепочки от исходного производства до выпуска конечной продукции и соответствующие коэффициенты затрат, а так же затраты труда на единицу исходного «технического капитала», то можно исчислить суммарные затраты капитала (в трудовом выражении) на единицу продукта. По сути ученый оперирует категориями прямых и полных затрат. Его система линейных уравнений затрат на конечный продукт на 40 лет предвосхитила идеи, воплощенные американским экономистом русского происхождения Василием Леонтьевым в модели «Затраты – выпуск», в которой используется матрица технологических коэффициентов. За развитие метода «Затраты – выпуск» В. Леонтьев был удостоен Нобелевской премии. Классическими считаются работы Евгения Евгеньевича Слуцкого (1880-1948) по математической интерпретации поведения потребителей. Слуцкий использует математический аппарат для исследования зависимостей спроса на определенное благо как от его цены, так и от цены других благ, а так же зависимости между изменениями цен и доходов. При анализе спроса он выделяет две составляющие: изменение относительных цен при стабильном реальном доходе потребителя и изменении дохода при стабильности цен. Первая составляющая описывает ситуацию, при которой потребитель остается на той же кривой безразличия; здесь имеет место только «эффект замещения». Вторая составляющая отражает ситуацию, при которой потребитель переходит с одного уровня безразличия на другой. Предложенное Слуцким Е.Е. математическое выражение «эффекта замещения» широко используется современной наукой. Получили признание так же выдвинутые ученым «условия интегрируемости» (их нередко называют «соотношениями Слуцкого»), применяемые для эмпирической проверки функции полезности. Широкое признание получили труды Николая Дмитриевича Кондратьева (1892-1928). Используя богатейший статистический материал (примерно за 140 лет) о движении уровня товарных цен, процента на капитал, заработной платы, оборота внешней торговли, а так же производства чугуна, свинца, угля в Англии, Германии, Франции, США, Кондратьев пришел к выводу о наличии больших циклов конъюнктуры, «длинных волн» ее повышения и понижения в рамках каждого цикла. Вообще цикличность ученый считает внутренней закономерностью экономического развития. Реальная конъюнктура всегда определяется наложением друг на друга больших циклов, длящихся 48-55 лет, средних (торгово-промышленных) циклов – 7-11 лет, коротких циклов –3-3,5 года и сезонных циклов в пределах года. Кондратьев Н.Д. оперирует понятием «технический способ производства». Каждый технический способ производства характеризуется равновесием «основных капитальных благ» (они представленны производственной инфраструктурой и квалифицированной рабочей силой) и других факторов хозяйственной и социальной жизни. Ведущим элементом основных капитальных благ являются производственные сооружения. Срок их жизни определяется продолжительностью цикла. Научно-технические изобретения и нововведения – база обновления основных капитальных благ. Спад есть результат нарушения равновесия между основными капитальными благами и прочими факторами. Обновление этих благ – основа подъема. Но само обновление идет не плавно, а толчками. Для замены капитальных благ необходимо накопление ресурсов и в натуральной, и в денежной форме. Только когда это накопление достигнет определенного уровня, появляется возможность массового инвестирования, следствием которого становится экономический подъем. Ученый доказывает, что средние циклы, приходящиеся на пониженную волну больших циклов, отличаются длительностью депрессии и вялостью подъема; напротив в средних циклах, совпадающих с повышенной волной большого цикла, депрессия менее продолжительна, а подъем более длителен и интенсивен. Один из устоев мировоззрения Кондратьева – убежденность в неразрывности хозяйствования и общих социальных условий. Разделяя во многом положения австрийской школы маржинализма, он критикует ее за анализ с позиции индивидуума, вырванного из общественной среды. Вне социального контекста соизмерение человеком трудовых усилий и потребности в благах принципиально немыслимо. С другой стороны, экономические изменения влекут за собой серьезные социальные последствия. Кондратьев формулирует на основе анализа больших циклов такую закономерность: в период повышенных волн имеет место максимальное число глубоких социальных потрясений: войн, революций и т.п. В 20-е годы ХХ века экономико-математическое направление успешно развивалось и молодыми исследователями. Работы Григория Александровича Фельдмана (1884-1958), посвященные теории экономического роста совокупного дохода, фондоотдачи, производительности труда и структуры использования дохода. Существенные успехи в анализе экономических закономерностей были достигнуты Виктором Валентиновичем Новожиловым (1892-1970). Ученый предложил новый подход к теории цен равновесия: он ввел фактор дефицитности товаров, а так же сбалансированности товарной и денежной массы. Рассматривая проблемы дефицита применительно к условиям централизованно управляемой экономики, он приходит к выводу, что дефицит потребительских и производственных ресурсов является следствием стремления предприятий к расширению масштабов своей деятельности. Леонид Викторович Кантарович (1912-1986) для решения задачи максимизации выпуска фанерного треста разработал в 1939 году математический аппарат, получивший название метода линейного программирования. Канторович показал, что любые экономические проблемы распределения могут рассматриваться как задачи максимизации при многочисленных ограничителях. Влияние каждого из этих ограничителей выражается в ограничительных уравнениях. Ученый вводит понятие «разрешающих мультипликаторов» (множителей) – коэффициентов к факторам производства, фигурирующим в ограничительных уравнениях. Он дает экономическое обоснование мультипликаторов как предельных стоимостей ограничивающих факторов. Разрешающие мультипликаторы вошли в научный обиход как «двойственные оценки», «оптимальные оценки», объективно-обусловленные оценки. В 1975 году Л.В. Канторович получил премию памяти Нобеля за вклад в теорию оптимального распределения ресурсов. Основные понятия. Технический капитал. Затраты-выпуск. Интерпретация поведения потребителей. Эффект замещения. Экономические циклы. Теория экономического роста. Разрешающие мультипликаторы. Вспомогательные (сопутствующие) понятия. Максимизация в пределах ограничений. Содержание практических занятий План практических занятий Тема 1. Предмет и методология истории экономических учений. Экономическая мысль древности и Средневековья. Тема 2. Меркантилизм Тема 3. Экономические идеи физиократов. Тема 4. Зарождение классической политической экономии Тема 5. Экономические воззрения Адама Смита Тема 6. Экономические взгляды последователей А. Смита Тема 7. Мелкобуржуазная политическая экономия Тема 8. Экономические идеи социалистов – утопистов Тема 9. Экономическое учение К. Маркса Тема 10. Маржинализм
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|