Организация и проведение обследования
Обследование проводилось на базе специальной коррекционной школы-интерната № 3 для умственно отсталых детей находящейся по адресу: город Комсомольск-на-Амуре, улица Ломоносова 18. Здание школы имеет 2 корпуса: учебный и спальный. В школе-интернате дети находятся круглосуточно. В интернате большой педагогический коллектив, служебный персонал, медики, воспитатели, логопед. Все педагоги и воспитатели имеют высшее образование и большинство из них высшую степень квалификации. В администрацию школы входят 3 человека: директор, завуч, старший воспитатель. Помимо умственной отсталых детей, школу посещают также дети с дефектами речи (заикание). Всего в школе 300 учеников. У всех поставлен диагноз: умственная отсталость в степени дебильности. В классах по 10 - 15 человек, что предполагает индивидуально-дифференцированный подход к учащимся. В исследовании принимали участие учащиеся 1А класса с диагнозом умственная отсталость легкой степени в количестве 10 человек. Дети плохо прошли адаптацию в новых условиях, поэтому тяжело шли на контакт с педагогами и воспитателями. Обстановка в классе сложилась напряженная, некоторые дети проявляли агрессию, некоторые никак не реагировали на происходящее вокруг, поэтому процесс обучения стал практически невозможным. В исследовании применялись методики О.Е. Шаповаловой: «Определение понятий», «Подчеркни нужное слово», «Я, Добро, и Зло», «Оценка поступков»; Е.Бажина, А. Эткина «Три художника», «ЦТО». Методика «Определение понятий» (Приложение 1) Методика «Определение понятий» используется для оценки развития уровня интеллекта ребенка. Ребенку предлагают наборы слов, например, велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.
Ребенку предлагается дать определения последовательности слов, выбранной наугад из пяти предложенных наборов, к примеру, такой: автомобиль, гвоздь, газета, зонтик, чешуя, герой, связывать, щипать, шершавый, вертеться. За каждое правильно данное определение слова ребенок получает по 1 баллу. На то, чтобы дать определение каждого слова, отводится по 30 сек. Если в течение этого времени ребенок не смог дать определение предложенного слова, то экспериментатор оставляет его и зачитывает следующее по порядку слово. Дети могут сами читать стимульные слова, если умеют это делать и если чтение не вызывает у них затруднений. Во всех остальных случаях экспериментатор сам читает ребенку слова. Перед тем как ребенок попытается дать определение слову, необходимо убедиться в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью следующего вопроса: "Знаешь ли ты это слово?" или "Понимаешь ли ты смысл этого слова?" Если получен со стороны ребенка утвердительный ответ, то - после этого экспериментатор предлагает ребенку самостоятельно дать определение этого слова, и засекает отводимое на это время. Если предложенное ребенком определение слова оказалось не достаточно точным, то за данное определение ребенок получает промежуточную оценку - 0,5 балла. При совершенно неточном определении - 0 баллов. При выполнении данной методики использовалось следующее оборудование: карандаш, специальные бланки. Методика «Подчеркни нужное слово» (Приложение 2) Данная методика используется для определения умственного развития ребенка. Ребенку предлагается цепочка слов, в которой ему необходимо выбрать и подчеркнуть слово, не относящееся к категории этих слов. Например, тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка. За каждый правильный ответ - 1 балл. При выполнении данной методики использовалось следующее оборудование: карандаш, специальные бланки.
Методика «Я, Добро, и Зло» Данная методика относится к числу проективных, следовательно, любой вывод, полученный с ее помощью, нуждается в дополнительном подтверждении. Однако особая ценность проективных методик состоит в том, что психологическое изучение является опосредованным. Испытуемый не просто отвечает на поставленный вопрос, а раскрывает свое отношение посредством различных символов, в качестве которых в данной методике выступают цвет, форма, величина фигур, а также их расположение на листе. В данной модификации испытуемым предлагался стандартный лист бумаги серого цвета, клей, а также набор из 12 фигур, среди которых были большие и маленькие круги и квадраты красного, черного и белого цвета. Школьник должен был представить, что лист - это окружающий мир. Из предложенных фигур ему необходимо было выбрать три, одна из которых обозначала бы его самого, вторая - добро, третья - зло. Затем следовало расположить фигуры на листе и наклеивать их, согласно своему отношению к заданным понятиям. В процессе работы испытуемого просили давать необходимые пояснения, связанные с построением композиции. Методика «Оценка поступков» Методика «Оценка поступков» направлена на выявление отношения исключительных детей к поступкам других людей и коррекцию личностных отношений с взрослыми, педагогами, сверстниками и младшими детьми. Детям предлагается картинка с ситуацией, например, твой одноклассник, разорвал дневник товарища и им необходимо проанализировать ее. Методика «Три художника» или «Три дерева» Среди многочисленных проективных тестов, позволяющих выявить особенности внутрисемейных отношений данная методика хорошо себя зарекомендовала. Важно, что в тесте изначально не ставится задача сравнивать деревья с членами семьи, как это практикуется в других аналогичных тестах, где ребенку, например, дается задание сравнить каждого члена семьи с каким-то животным. Каждому ребенку предложили нарисовать на одном горизонтально расположенном листе бумаги три каких-либо дерева, а затем сравнить их с членами семьи ребенка. Данная методика понравилась детям, они в большей степени приняли ее за игру, поэтому охотнее шли на контакт.
Методика «ЦТО» Методика предназначена для изучения эмоционального отношения ребенка к нравственным нормам. Для проведения ЦТО нужен лист белой бумаги и 8 карточек разного цвета (синяя, зеленая, красная, желтая, фиолетовая, коричневая, черная, серая). Исследование проводится индивидуально. Перед ребенком раскладывают на белой бумаге восемь цветных карточек в произвольном порядке. Методика проводится в форме диалога. «Представь себе, что это волшебный дом с волшебными окошками. В нем живут разные люди. Я буду называть тебе людей, а ты сам выберешь, кто, где будет жить. Договорились? Хорошо! В каком окошке живут добрые люди? А ленивые?» Далее называется весь список понятий. Чередуются положительные и отрицательные (но не парные) нравственные качества. Например: добрый, ленивый, щедрый, лживый (обманщик), трудолюбивый. При этом цвета могут повторяться, т. е. ребенок может выбрать один и тот же цвет на разные понятия. При анализе результатов необходимо соотнести цвет, присвоенный каждому понятию, и эмоциональное значение этого цвета.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|