Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Личностно ориентированные формы поведения жертв экстремальной ситуации




Стратегик поведения раскрываются в различных формах адапта­ции, которая теснейщим образом связана с проблемой здоровья-болезни. Эт*от континуум неотъемлем от жизненного пути личности. Многофункциональностью и разнонаправленностьюжизненного пути обусловливаются взаимосвязь и взаимообусловленность процессов соматического, личностного и социального функционирования. Таким образом, адаптационный процесс включает в себя различные уровни человеческой жизнедеятельности. Многообразие событий в сов­ременном мире способствует усложнению поведения личности в них и повышает вероятность их патогенного воздействия.

К личностно ориентированным формам поведения жертв в экстре­мальных ситуациях относятся следующие.

Психогении — это расстройства психики, л^ч

возникающие в связи с одномоментной, ' ^йр^)ч
интенсивно воздействующей психотравмирующей J3^o \

ситуацией или как результат относительно слабого, ~~^~fl ху^-'У* но продолжительного травмирования. Причиной / \W\ психогений может быть готовность к «психическому Г)—уГ0Д1 срыву», развивающаяся на фоне ослабленности V^ \/f организма после перенесенного заболевания, ч\Г\$£ длительного нервного напряжения, специфических особенностей нервной системы и личностных черт, психопатий. Интенсивность психической травмы, необходимая для возникновения психогений, находится в обратно пропорциональной зависимости от предрасположенности к «психическому срыву».

Психогении следует отличать от других психических расстройств, спровоцированных психической травмой (маниакально-депрессивный психоз, шизофрения). Форма психогений зависит от особенностей психической травмы: острая травма вызывает эффективно-шоковые

психозы, подострая — реактивную депрессию, реактивный параноид, псевдодеменцию, хроническая — неврозы.

Неврозы — это наиболее распространенные нервно-психические

расстройства, психогенные по своей природе, возникающие при

нарушении особо значимых жизненных отношений личности. В

основе неврозов лежит непродуктивно и нерационально разрешаемое

противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами

действительности, сопровождаемое болезненно-тягостными

переживаниями неудачи, неудовлетворения потребностей,

недостижимости жизненных целей, невосполнимости потери и т.д.

Это противоречие — невротический конфликт — закладывается

преимущественно в детстве, в условиях нарушенных отношений с

микросоциальным окружением, в первую очередь с родителями.

- Невротические реакции, как правило, появляются в ответ на

: относительно слабые, но длительно действующие раздражители,

1 которые приводят к постоянному эмоциональному напряжению или

f внутренним конфликтам. При неврозах не наблюдается значительных

изменений поведения, отсутствует свойственная психозам

симптоматика (бред, галлюцинации, помрачение сознания и др.). На

первый план выступают расстройства эмоциональной сферы и сомато-

вегетативные расстройства. Часто при неврозах проявляются

нарушения деятельности различных внутренних органов и систем

(сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной, эндокринной и др.),

. исчезающие по мере лечения невроза как основного заболевания.

В отличие от других личностных патологий, неврозы обладают I следующими признаками:

| — парциальностыо (изолированность) эмоциональных и волевых
* нарушений, охватывающих лишь часть личности; (

— критическим отношением к своему заболеванию. I

Суицид— это осознанный акт устранения из жизни под -4 воздействием острых психотравмирующих ситуаций, когда Д собственная жизнь как высшая ценность теряет для человека I 1 смысл.

Смысл жизни — как базовая мотивационная тенденция направ­лена на осознание сущности собственной личности и ее места в жизни, ее жизненного предназначения. Смысл жизни — важнейшй двигатель развития личности, на его основе личность избирает и формирует свой ркизненный путь, планы, цели, стремления в соответствии с теми или иными принципами.

Согласно Э. Фромму, человек должен сам придать смысл соб­ственной жизни и суметь воссоединиться с миром через спонтанные

связи с люльми и с природой. Наивысшим проявлением таких связей с людьми выступает любовь, а с природой —творческий труд.

Суицидом является акт самоубийства, совершаемый человеком в
состоянии сильного душевного расстройства л ибо под влиянием пси­
хического заболевания. Причины суицидов разнообразны и коренятся
как в личностных деформациях субъекта и психотравмирующей обста­
новке, окружающей его, так и в социально-экономической и нрав­
ственной организации общества. ^_j£\

Апатия — это состояние, характери- ~Ул^ ]t^

зующееся эмоциональной пассивностью, \r\)tr7)

безразличием, упрощением чувств, равно- ^№dkL/>^

душием к себе и близким, к событиям /\(ГиУ^//^

окружающей действительности и ослабле- rydjjj&*~^\
нием побуждений и интересов, резким —£->i#d}—■— ■*—

ослаблением внимания. Апатия протекает на фоне сниженной физической и психологической активности и может быть кратковременной или долговременной. Формируясь» основном в результате усталости, истощения или длительно протекающего расстройства психики, это состояние иногда возникает при некоторых органических поражениях головного мозга, при слабоумии, а также как следствие продолжительного соматического заболевания. От апатии отличается внешне сходное состояние подавленности при неврозах. В настоящее время актуальна проблема социальной апатии, возникающей в результате личностного кризиса в эпоху кризиса общества и охватывающей самые широкие слои населения.

Аутизм — крайняя форма психологического отчуждения. Выражается в отстранении, «уходе», «бегстве» индивида от контактов с действительностью и погружении в замкнутый мир собственных переживаний. В состоянии аутизма у индивида:

—снижается возможность произвольно управлять своим мышле­
нием, отключаться от мучительных мыслей вокруг ограниченных тем
и желаний;

—проявляются попытки избежать любых контактов;

—исчезает потребность в совместной деятельности;

—утрачивается способность к интуитивному пониманию окружаю­
щих, к проигрыванию ролей окружающих;

—возникает неадекватное эмоциональное реагирование на пове­
дение окружающих.

Другие формы поведения жертв в экстремальных ситуациях следующие.

Немотивированная бдительность. Пострадавший пристально сле­дит за всем, что происходит вокруг, словно ему постоянно угрожает опасность.

Взрывная реакция. При малейшей неожиданности пострадавший делает стремительные движения: бросается на землю при звуке низко летящего самолета или вертолета, резко оборачивается и принимает защитную позу, если кто-то приближается к нему сзади, и т.п.

Притупленность эмоциональных проявлений. Полностью или час­тично пострадавший утрачивает способность к эмоциональным прояв­лениям. Он с трудом устанавливает близкие или дружеские связи с окружающими. Ему недоступны радость, любовь, творческий подъем, спонтанность, развлечения и игры.

Общая тревожность. У пострадавшего наблюдаются постоянное беспокойство и озабоченность, паранойяльные явления, например, боязнь преследования. В эмоциональных переживаниях — постоянное чувство страха, неуверенность в себе.

Приступы ярости. У пострадавшего случаются именно приступы, даже взрывы ярости, а не приливы умеренного гнева.

4. Личностно ориентированные формы поведения спасателей в экстремальных ситуациях

Психика спасателей также подвергается серьезным испытаниям во время спасательных работ и после них. Люди переживают страх и ужас от увиденного (98%); кошмарные сновидения, бессонницу ночью, сонливость днем, подавленное настроение (50%); головокружение, обмороки, головные боли, тошноту, рвоту (20%).

Замечены и иные, специфические, формы реакции у спасателей.

Раздражительность. Возникает, когда спасатель ощущает свое бессилие, невозможность что-либо сделать. Эффективность его уси­лий падает. Он начинает беспричинно сердиться на кого-либо или на что-либо вокруг него, ругается, впадает в бешенство.

Неспособность действовать правильно. Внезапно спасатель об­наруживает, что он не может нормально работать, и сам не знает, почему так происходит. Он не в силах вспомнить, в чем заключаются его задачи, не знает, с чего начать то или иное дело. Он просит других о помощи и в то же время не хочет показать, что не в состоянии хорошо работать

Беспокойство. Спасатель чрезвычайно занят и не может ос­тановиться в работе. Он берется за все, не понимая, что действительна важно, а что нет.

«Приставание» к другим. Неожиданно спасатель чувствует острую и срочную потребность говорить. Ему настоятельно хочется поделиться впечатлениями от того ужаса, который он испытал во время спасательных работ. Он пристает к другим, рассказывая снова и снова о том, что видел и слышал.

Бегство. Спасатель неожиданно для себя самого прекращает что-либо делать. Ему хочется убежать прочь от всех жутких бедствий и несчастий, которые предстают перед его глазами. Иногда ему еще хватает сил контролировать себя настолько, чтобы скрыться с места; работы незаметно.

Отчаянье. Внезапно спасатель замечает, что больше не может справляться со своими чувствами. Ему не понятно, почему это происходит. Он переживает полный упадок сил, отсутствие всяких чувств, забивается куда-нибудь в тихое место, опустошенный и от­чаявшийся. Он ощущает головокружение, его пошатывает, ему хочется пр исесть.

Истощение. Неожиданно спасатель ощущает неспособность сде­лать даже один шаг. Ему хочется сесть, он пытается восстановить дыхание. Все его мускулы болят, любое «думаниеэ слишком тяжело для него.

Типичные психовегетативные реакции спасателей в экстремальных ситуациях следующие.

Сердцебиение. Внезапно спасатель ощущает боль в груди, и хоть он знает, что со здоровьем у него все в порядке, тем не менее он действительно испуган и обеспокоен. Ему кажется, что у него может начаться сердечный приступ, и он старается посидеть где-нибудь в спокойном месте.

Нервный озноб. Так же неожиданно у спасателя начинается неконтролируемая нервная дрожь, такая сильная, что он даже не может зажечь спичку или налить чашку чая. Он не знает, что делать.

Внезапные слезы, плач. Без всяких причин у человека появляются слезы, хотя он пытается сдерживать их. Ему стыдно за то, что с ним происходит. Он старается уединиться, взять себя в руки и восстановить нарушенное душевное равновесие.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...