Психологические характеристики малой группы
К простейшим параметрам любой группы относятся: состав и структура группы; групповые ожидания, процессы, нормы и ценности, санкции и поощрения. Каждый из этих параметров может приобретать различные значения в зависимости от типа изучаемой группы. Например, состав группы можно описать по возрастному, профессиональному, социальному и иному признаку. Когда говорят о психологической структуре группы, первой важной ее характеристикой выступает содержание. Можно вести речь о структуре: —социальных ролей; —предпочтений; —власти; —коммуникаций; —групповой деятельности; —межличностных отношений. ; Второй важной характеристикой группы является положение ин- \ дивида в группе в качестве ее члена, или его статус. \ Третьей характеристикой группы является структура социальных | ролей, объективно присущих членам группы. I Ч-етвертой характеристикой группы является система групповых | ожиданий. Дело в том, что всякий член группы не просто выполняет I свои функции, но и обязательно оценивается другими. От каждой fc. роли ожидается выполнение определенных функций как по их содержа- Hj тельному набору, так и по качестзу их исполнения. Н Группа через систему ожидаемых образцов поведения, соответ- Щ ствующих каждой роли, определенным образом контролирует деятель ожиданиями, которые имеет группа относительно какого-либо члена, и'его реальным поведением, реальным способом выполнения им своей роли. Чтобы эта система ожиданий была как-то определена, существуют групповые нормы и групповые санкции. Групповые нормы — пятая характеристика группы. Групповые нормы — это определенные правила, которые вырабатываются группой, принимаются ею и которым должны подчиняться ее члены, чтобы существование группы, совместная деятельность была вообще возможна. Понятно, что групповые нормы вырабатываются исходя из представления о групповых ценностях и опираются на них.
Групповые санкии — шестая характеристика группы. Групповые санкции — это механизм управления поведением любого члена группы. Система санкций предназначена не для того, чтобы компенсировать несоблюдение норм, а для того, чтобы обеспечить их соблюдение." Санкции могут быть двух типов: поощрительные и запретительные, позитивные и негативные. Хорошо известно, что члены группы иногда отклоняются от общегруппового поведения, не желают «идти в ногу» с большинством. Это происходит, если: —групповые нормы одной общности вступают в конфликт с груп —групповые нормы общности оказываются в конфликте с индиви —группа относится терпимо (толерантно) к отклоняющемуся по Подробнее об этом — в теме «Психология социально-ролевого поведения личности». Психологический практикум Игра «Движение по кругу» Цель игры: научиться взаимодействовать в группе слаженно, скоординированно. Участники группы становятся в круг. Каждый придумывает себе простое или оригинальною движение, например, вытянутая и сгибающаяся и разгибающаяся в локте левая рука, хлопок в ладоши и т. п. Каждый наблюдает за движением соседа справа, и по команде ведущего повторяет его движение. Таким образом, движения передаются nD часовой стрелке и собственное движение играющего, сделав круг, возвращается к автору. Если в процессе передачи движения по кругу происходит сбой, игра приостанавливается и начинается с исходной позиции, т.е. каждый — снова со своего движения.
Обсуждение: анализируются те моменты игры, которые повышают или, напротив, снижают сплоченность и слаженность работы группы. Игра «Переживание группы» Цель игры: научиться идентифицировать эмоциональное состояние группы. Участники делятся на две подгруппы. Ведущий предлагает каждой из них, отдельно от другой, выбрать какое-либо чувство или психическое состояние, переживание и продумать, как его можно изобразить. Возможна, это будет скульптура, может быть — пантомима. Условие: в изображении должны участвовать все члены подгруппы. Попеременно подгруппы показывают то, что они подготовили, и определяют, что было изображено. Обсуждение: проводится с ориентацией на определение допущенных ошибок. Участники выясняют характер этих ошибок: какие из них связаны с непониманием сути изображенного, какие — с отсутствием точных приемов для обозначения изображаемого чувства или состояния, какие - с неспособностью передать в изображении эмоцию или чувство. Игра «Делай, как я» Цель игры: развивать внимание участников группы, их выразительные способности. Ведущий просит участников встать в круг и объясняет правила игры: кто-то из участников, придумав любое движение, действие, показывает его, начиная тем самым игру, остальные, все вместе, вслед за ним в полном молчании повторяют это движение, действию — до хлопка ведущего. После хлопка свое действие показывает следующий по кругу участник, остальные, все вместе, снова повторяют его (и так далее, пока круг не замкнется). Обсуждение: путем обмена мнениями определяется самое выразительное из показанных действие. Авторы высказывают свои впечатления относительно правильности понимания их замысла. Тест «Социальные роли в группе» Тест должен помочь определить предпочитаемую Вами социальную роль в группе. Максимум полезной информации Вы получите в том случае, если будете как можно точнее определять свой выбор и не беспокоиться о том, как, по-Вашему, этот выбор будет выглядеть.
Каждый пункт теста, обозначенный цифрами (1-7), состоит из утверждения, за которым следуют восемь обозначенных буквами возможных окончаний (А-3). Ваша задача - в каждом пункте проранжироватъ эти окончания по степени предпочтения их в своей работе в группе (в команде) по местам от самого сильного предпочтения (I) до самого слабого (8). Затем в бланке для заполнения в каждой строке, соответствующей утверждению, под каждой буквой, соответствующей окончанию, нужно проставить цифру (1—8), соответствующую рангу этого окончания. Каждый из восьми рангов может (и должен быть!) использован только один раз в группе из восьми окончаний. Даже если два окончания (или более) кажутся одинаково применимыми к Вам, все-таки постарайтесь их упорядочить. Итак, каждое из восьми окончаний должно получить свой ранг — от восьмого до первого. Проверьте это в бланке! Затем следует подсчитать сумму баллов под каждой буквой. /. Что, по моему мнению, я могу привнести в групповую работу: A. Я умею помогать другим людям выдвигать их идеи. Б. Я согласен быть непопулярным, если в итоге это приведет к хорошим результатам. B. У меня хорошо получается выдвигать новые идеи. Г. У меня нет предубеждений, поэтому я считаю возможным альтернативное действие. Д. В привычной обстановке я работаю быстро. Е. Я умею хорошо работать со множеством людей. Ж. Я быстро нахожу новые возможности. 3. Я способен работать очень эффективно и мне нравится интенсивная работа. 2. У меня есть недостатки в групповой работе: A. Я даю слишком большую свободу людям, точку зрения которых Б. Если мне нужно чего-то достичь, я бываю авторитарен. B. Я сильно увлекаюсь собственными идеями и теряю нить про Г. Мой собственный взгляд на вещи мешает мне немедленно разделять энтузиазм коллег. Д. Я очень напряжен, пока мероприятие не продумано, не проконтролировано, не проведено. Е. Мне трудно поставить себя в позицию руководителя, так как я
I идеи. 3. Мои коллеги считают, что я слишком беспокоюсь о несущест 3. Когда я включен в работу с другими людьми: А. Я влияю на людей, не подавляя их. Б. Я готов настаивать на каких-то действиях, чтобы не потерять время и не упустить из виду главную цель. I В. У меня всегда есть оригинальные идеи. £ Г. Я умею проявить холодную рассудительность, и это нравится I окружающим. восьми окончаний. Даже если два окончания (или более) кажутся одинаково применимыми к Вам, все-таки постарайтесь их упорядочить. Итак, каждое из восьми окончаний должно получить свой ранг — от восьмого до первого. Проверьте это в бланке! Затем следует подсчитать сумму баллов под каждой буквой. /. Что, по моему мнению, я могу привнести в групповую работу: A. Я умею помогать другим людям выдвигать их идеи. Б. Я согласен быть непопулярным, если в итоге это приведет к хорошим результатам. B. У меня хорошо получается выдвигать новые идеи. Г. У меня нет предубеждений, поэтому я считаю возможным альтернативное действие. Д. В привычной обстановке я работаю быстро. Е. Я умею хорошо работать со множеством людей. Ж. Я быстро нахожу новые возможности. 3. Я способен работать очень эффективно и мне нравится интенсивная работа. 2. У меня есть недостатки в групповой работе: A. Я даю слишком большую свободу людям, точку зрения которых Б. Если мне нужно чего-то достичь, я бываю авторитарен. B. Я сильно увлекаюсь собственными идеями и теряю нить про Г. Мой собственный взгляд на вещи мешает мне немедленно разделять энтузиазм коллег. Д. Я очень напряжен, пока мероприятие не продумано, не проконтролировано, не проведено. Е. Мне трудно поставить себя в позицию руководителя, так как я I идеи. 3. Мои коллеги считают, что я слишком беспокоюсь о несущест 3. Когда я включен в работу с другими людьми: А. Я влияю на людей, не подавляя их. Б. Я готов настаивать на каких-то действиях, чтобы не потерять время и не упустить из виду главную цель. I В. У меня всегда есть оригинальные идеи. £ Г. Я умею проявить холодную рассудительность, и это нравится I окружающим. * Степень выраженности групповой роли: 7—23 баллов - высокая; 24—39 баллов — средняя; 40-56 баллов — низкая. Роли в команде: A. Председатель. Функции: Впитывает все возможные мнения и принимает решения. Свойства: Умеет слушать. Хорошо говорит. Логичный. Решительный.
Тип: Спокойный. Стабильный. Нуждается: В высокомотивированной группе. Б. Формирователь. Функцией: Лидер. Соединяет усилия членов группы в единое целое. Свойства: Динамичный. Решительный. Напористый. Тип: Доминирующий экстраверт. Нуждается: В компетентной умелой группе. B. Генератор идей. Свойства: Умен. Богатое воображение. Креативность (способность к творчеству). Тип: Нестандартная личность. Нуждается: В мотивированном окружении, которое будет воспринимать его идеи. Г. Оценщик идей (критик). Функции: Анализ. Логические выводы. Контроль. Свойства: Аналитичность. Интеллектуальность. Эрудированность. «Якорь группы». Возвращает к реальности. Тип: Рассудительный. Волевой. Нуждается: В постоянном притоке информации и новых идей. Д. Организатор работ. Функции: Преобразование идей в конкретные задания. Организация их выполнения. Свойства: Организатор. Волевой. Решительный. Тип: Волевой. Нуждается: В предложениях и идеях группы. Е. Организатор группы. Функции: Способствует согласию группы. Улаживает разногласия. Знает потребности и проблемы членов группы. Свойства: Чувствительность. Дипломатичность. Доброта. Коммуникативность. Тип: Эмпативный (способный к сопереживанию, к сочувствию). Коммуникативный. Нуждается: В постоянном контакте со всеми членами группы. Ж. Исследователь ресурсов. Функции: Связующее звено с внешней средой. Свойства: Общительный. Увлекающийся. Энергичный. Привлекательный. Тип: Напористый экстраверт. Нуждается: В свободе действий. 3. Завершитель работ ы. Функции: Побуждает группу все делать вовремя и до конца. Свойства: Профессиональная педантичность. Обязательность. Ответствен ность. Тип: Педантичный. Нуждается: В групповой ответственности и обязательности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|