Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Статические законы движения информации

Если представить общественное информационное производство в виде множества взаимосвязанных информационных производств, то в нем можно наблюдать потоки документов и/или записей. Эти потоки формируются благодаря как фиксированным связям между отдельными информационными производствами, так и временным разовым связям, возникающим по мере необходимости. В первом случае информация распространяется по заранее установленному регламенту (контракт, кооперация, подписка и др.) и не требует многократного оформления запроса. В таких случаях принято считать, что действует постоянный запрос. Во втором случае для получения информации заинтересованное информационное производство должно отправить запрос другому производству, которое по своей технологии подготовит и отправит заказчику ответ в виде записи или документа либо массивов записей или документов.

Наблюдая процессы передачи информации, можно заметить, что между отдельными субъектами общественного информационного производства идет интенсивный обмен информацией, в то время как между другими его практически нет. В этом случае мы говорим о наличии или отсутствии у субъектов взаимного интереса. Из этого следует, что предложить общую меру интереса, применимую для каждого конкретного случая, очень трудно. Данный показатель зависит от многих факторов, то есть, по терминологии математики, он является функцией многих аргументов. Перечислить все эти факторы или аргументы не представляется возможным. Для наших целей достаточно рассмотреть зависимость показателя интереса от трех обобщенных факторов: информационного расстояния — R, информационной сложности — S и старения — Т.

Под информационным расстоянием будем понимать некоторую усредненную величину, характеризующую удаленность двух субъектов общественного информационного производства, входящих в общую технологическую структуру. Информационное расстояние между субъектами информационного производства можно описать некоторым многомерным вектором, компоненты которого соответствуют географической, родственной, служебной, этнической и другой близости этих субъектов. Некоторую скалярную норму этого вектора обозначим R. Такое определение информационного расстояния, конечно, не является жестким. Уточнить его можно только при рассмотрении отдельных небольших групп информационных производств, поддерживающих взвешенные связи друг с другом. Однако для установления характера зависимости меры информационного интереса от информационного расстояния последнее можно определить также качественно.

Информационное расстояние до последнего времени существенно зависело от географического: чем дальше субъекты по месту их нахождения, тем больше информационное расстояние между ними. Если субъекты информационного производства — люди, информационное расстояние между ними увеличивается по мере удаленности родственных отношений, мест жительства, учебы или работы, профессиональных интересов и т. п.

Представим себе, что мы измерили интенсивность информационных потоков между всеми парами субъектов общественного производства и рассортировали их по величине информационного расстояния между субъектами пары. Для каждого достаточно малого интервала информационного расстояния (R + R ± AR) найдем среднюю величину интереса по всем парам с информационным расстоянием, лежащим в этом интервале, — J (R). Многочисленные наблюдения показывают, что эта зависимость представляет собой круто падающую функцию аргумента на относительно малом интервале R, близком к нулю. Если считать, что интерес субъекта информационного производства к самому себе (R=0) бесконечен, то зависимость среднего интереса от информационного расстояния может быть приблизительно описана выражением J (R) = K/R2, что позволяет сформулировать эмпирический закон информационного тяготения:«Интерес субъектов информационного производства друг к другу обратно пропорционален квадрату информационного расстояния между ними».

Несколько проще определяется зависимость показателя интереса от сложности информации. С достаточной определенностью сложность документа или записи можно измерить количеством содержащихся в них полей или символов. Если сложность документа очень большая, то им интересуется не очень много людей и/или информационных производств. Полный комплект технической документации на производство самолета, пожалуй, не интересует никого в отдельности. Но наличием свободных мест на конкретные рейсы самолета интересуются многие тысячи людей ежедневно. Полный комплект документации на самолет содержит сотни тысяч иди миллионы записей, а информация о наличии свободных мест укладывается в одной короткой записи. Подсчитав число запросов на документы различной сложности в течение достаточно длительного промежутка времени, мы можем построить зависимость средней величины показателя интереса к документам от их сложности — J (S).

Наблюдения показывают, что эта зависимость также представляет собой круто падающую у нуля кривую. В точке нулевой сложности интерес также равен нулю, поэтому функция величины показателя интереса определяется только для сложности, большей некоторой величины. Эту функцию можно представить в виде гиперболы, примыкающей к минимальной сложности s, — J (S) = L/(S-s)a, и мы формулируем эмпирический закон информационной сложности:«Интерес к документу обратно пропорционален его сложности».

Данный закон используют на практике многие действующие информационные производства. В библиотеке гораздо чаще обращаются к библиографическим карточкам, чем к книгам. Для этого и создаются в библиотеках, архивах, музеях и других хранилищах сложных документов справочные массивы их кратких смысловых идентификаторов. Конечно, никакие справочные массивы не могут полностью заменить процесс непосредственного ознакомления со сложными документами.

Старение информации также влечет за собой снижение интереса к ней. Но ко многим стареющим информационным продуктам периодически возобновляется интерес со стороны тех или иных субъектов информационного производства. Это явление способствует обновлению забытого информационного продукта и позволяет сформулировать эмпирический закон старения информации,который гласит: «Интерес к информации обратно пропорционален времени, прошедшему с момента ее последнего проявления».

Под моментом последнего проявления понимается момент последнего использования информации в каком-либо акте общения в информационном производстве. Старый документ может быть интересен бесконечно долго, если к содержащейся в нем информации люди обращаются достаточно долго. Примером могут служить учебники, содержащие проверенные практикой научные истины.

Определение каким-либо информационным производством параметров старения информации позволяет совершенствовать технологию перемещения записей и документов между массивами оперативно го, ретроспективного и архивного хранения (большой, средней и малой величины показателя информационного интереса). Потребность в ретроспективном и/или архивном документе позволяет вернуть его в оперативный фонд, где, как правило, реализуются более новые технологии копирования и распространения.

Следует подчеркнуть, что три упомянутых выше закона реализуются в практической деятельности. Исключение составляют относительно узкие специфические информационные производства. Действие этих законов информатики ослабевает вблизи нулевых значений величин информационного расстояния, информационной сложности и времени старения.

Информационные производства развиваются под влиянием спроса на информацию, который, в свою очередь, обусловлен интересом. Развитые информационные производства, эффективно удовлетворяющие этот спрос (находящиеся в активном общении), способствуют повышению интереса к производимой ими информации. Если какое-либо информационное производство успешно функционирует, то можно утверждать, что оно подчиняется приведенным выше законам информатики. Если информационное производство не совершенствуется, то оно не подчиняется этим законам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...