Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государство и религия: иммигранты как трансэтническое сообщество




 

Отчетливое противостояние национального большинства и групп иммигрантов, особенно из стран Северной Африки, дестигматизация ситуации иммиграции привели к тому, что идея сообщества как важнейшей формы объединения иммигрантов, окончательно сомкнулась с исламской идеологией. Синкретизм идеи социальной группы и религии получил развитие в области политики. С одной стороны, численный рост групп иммигрантов-неевропейцев до нескольких миллионов человек, известная компактность расселения, общая религия, расовые особенности, стигматизация национальным большинством и позволили им заявить о своих притязаниях на особое место во французском обществе. В отличие от индивидуализированного и социально "аморфного", с традиционалистской точки зрения, французского национального большинства, объединения иммигрантов интегрируются здесь межпоколенными связями и отношениями в "своих" границах. Историческая сопричастность иммигрантов второго, третьего и четвертого поколений к судьбам принимающего государства позволяет им требовать правовой защиты их коллективных интересов. Тем самым они на государственном, общенациональном уровне презентируют свое сообщество как особое, но имеющее прямое отношение к французскому государству. С другой стороны, стал набирать заметную интегрирующую, политическую силу религиозный фактор. Вследствие этого фундаментальным основанием, важнейшим стимулом и оправданием этих притязаний стал ислам.

Отношения между мусульманскими общинами, государством, католической церковью и французским обществом складываются непросто. Основная причина противоречий заключается в том, что мусульмане требуют официального признания ислама религией части французского общества. Эта борьба разворачивается во Франции в условиях, когда официальная католическая церковь утратила, по существу, свою роль в формировании коллективной идентичности населения. Исторически "религиозная эмансипация общества была направлена на политическое построение государства" [8, c. 54]. Усиление "приватизации" религиозной жизни способствовало ее исключению из публичной сферы. Следствием этого стало постепенное разложение "приходской культуры", локальных религиозно-территориальных сообществ французов.

Свои отношения с религиозными группами мусульман католическая церковь строила на том, что до начала 1980-х гг. сдавала в аренду свои помещения, пустовавшие из-за отсутствия достаточного количества верующих-французов, исламским общинам, которые использовали их для собраний и отправления религиозных служб. Однако, несмотря на то, что официальное духовенство мотивировало свои действия экуменическими соображениями, подобная позиция вызвала резкие протесты среди верующих-католиков, что стало одной из причин отказа мусульманам в помещениях. Другой причиной "охлаждения" отношений между двумя конфессиями явилось то, что "церковная благотворительность" была воспринята мусульманскими общинами как проявление слабости католицизма и попытка интеграционного давления на них.

Отчасти это объясняется тем, что во Франции религия уже давно утратила свою роль в формировании коллективной идентичности. Ислам предложил иную - несравненно более высокую трактовку социальной и политической роли религии, ее значения для индивидуального и коллективного конструирования религиозной идентичности, подтверждаемой различными формами личностной, этнической, социальной и национальной принадлежности. В сложившейся ситуации официальная церковь более четко определила свое отношение к исламу, заявив о невозможности его официального признания как религии французов. "Во Франции острый вопрос интеграции ислама, ставшего в национальном пространстве второй религией, или вопрос контроля за "сектами", - пишет Д. Эрвье-Леже, - отражает очевидное несовершенство французской модели светского общества" [9, c. 240]. Требования строительства мечетей вызывает у государства серьезные опасения в том плане, что они могут стать центрами развития исламского фундаментализма. Кроме того, мечеть может означать окружающую территорию как исламское пространство, что, вероятно, может быть связано с идеей социального присутствия церкви через ее территориальное влияние.

Религиозный фундаментализм для мусульман и "официальный национализм", не лишенный налета религиозности, для части французского национального большинства, в новых социально-политических условиях 1990-х годов стали представлять в глазах членов этих сообществ абсолютные ценности, которые "по природе своей нетолерантны и не допускают компромиссов". В той же мере, в какой мусульмане-иммигранты используют ислам для противодействия ассимиляционному воздействию французского общества, некоторые группы французов, придерживающиеся расистских идей, демонстрируют фанатизм, ксенофобию по отношению к исламу и мусульманам. С их точки зрения, принадлежность к нации - это не только признание республиканских ценностей и норм, но также и признание французского языка, культуры, традиций и мировоззрения. Однако на практике в среде иммигрантов эти требования не имеют особого значения. Именно поэтому современный французский расизм содержит такой мощный антиисламский потенциал.

Некоторую разрядку напряженности в отношениях между государством и иммигрантами принесла политика децентрализации, реализуемая во Франции с 1982 г. Законы о децентрализации 1982, 1983 гг. предопределили отношения между государством и органами территориального самоуправления. Ее сущность состоит в том, что регионы, мэрии крупных городов получают определенную самостоятельность в осуществлении своей экономической, социальной и культурной политики. Одновременно повышается роль местного самоуправления. С 1982 г. муниципалитеты становятся реальной местной властью [4].

Децентрализация оказала также положительное влияние на увеличение представительности, свободы самовыражения, отстаивания группами своих интересов [5, c. 137]. Политика правительства, исходившая из того, что основная масса организованных форм социально-культурной активности иммигрантов имеет региональный и локальный характер, позволила государственным органам предпринимать попытки "действительной интеграции" или культурного синтеза, характерного для культурно-интегрирующегося общества. Кроме того, она оказала стимулирующее воздействие не только на регионы страны, но явилась продуктивной и на уровне локальных социально-территориальных образований, местных этнических и культурно-религиозных общин. На локальном уровне иммигранты получили наибольшую поддержку в тех городах, где они составляют значительную часть населения и где в управлении стоят коммунисты (на территории Франции коммунисты возглавляют более 55 % местных мэрий). Например, в Сен-Дени более 25 % сотрудников аппарата городского управления состояли из иммигрантов. В Марселе и Лионе также были предприняты меры по символическому признанию прав иммигрантов.

Усиление социальной, политической и религиозной активности новых этнических меньшинств привело к созданию внутригрупповых и межгрупповых социальных институций: негосударственных организаций, фондов поддержки иммигрантов, которых во Франции насчитывается около пятидесяти. Наиболее важными из них, имеющими статус общенациональных, являются: "Турецкое исламское культурное объединение", "Марокканское культурное объединение", "Объединение мигрантов второго поколения", "Поколение 2000", созданное при городском управлении Парижа, "Объединение тунисских рабочих", "Объединение французских мусульман", "Объединение сенегальцев, живущих в Нанте", "Объединение алжирцев, живущих во Франции" и т. д. Организации иммигрантов выполняют следующие важные социальные, культурные, религиозные и социально-психологические функции: оказание социальной помощи в решении жилищных проблем, профессионального образования, изучение французского языка, изучение родной культуры и языка, международная интеграция иммигрантов, выходцев из одной страны, поддержка религии. Эта деятельность поддерживается специальными фондами миграционных организаций, а также частными пожертвованиями.

 


 

Заключение

 

Цель и задачи, поставленные в работе, выполнены. В частности, в работе мы раскрыли роль влияния иммиграции на демографическую, экономическую, социальную, социально-культурную и политическую ситуацию в современной Франции. Так же мы трактовали понятие "миграция", классифицировали и выделили её типы; рассмотрели влияние мировой миграции населения на иммиграционную ситуацию во Франции; выявили социальные последствия иммиграционных потоков на рубеже XX-XXI веков и проследили политическое содержание проблемы и отношение между государством и религией.

Подводя итоги, можно сказать, что влияние международной миграции на иммиграционную ситуацию во Франции приводит к интенсивному влиянию на демографическую, экономическую, социальную, социально-культурную и политическую ситуацию в современной Франции. Иммиграционные потоки влияют на межгосударственные отношения, на демографическую ситуацию, на формирование рынков труда и их сегментацию, на жесткость конкуренции. Приток иммигрантов изменяют ситуацию на рынке труда, нагрузку на инфраструктуры, на санитарно-эпидемическую и экологическую обстановку, на уровень преступности, на межконфессиональные и политические отношения. Но в любом случае, можно сделать вывод, что иммиграция - необходимый элемент развития экономики.

 


 

Список использованной литературы

 

1. Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности / Э. Балибар,И. Валлерстайн. - М.: Логос, 2004.

.   Бродель Ф. Что такое Франция? / Ф. Бродель. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1994. - 406 с.

.   Д'Эстен В.Ж. Французы / В.Ж. Д'Эстен. - М., 2000.

.   Куропятник А.И. Иммиграция и национальное общество: Франция / А.И. Куропятник // Журнал социальной антропологии. - 2007. -№4, - Т. 8.

.   Парсонс Т. Система современных обществ / Пер, с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалева. Под ред. М.С. Ковалевой. - М., 1997. - 270 с.

.  .Погам С. Исключение: социальная инструментализация и результаты исследования / С. Погам // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1999. Т. 11. Современная французская социология. Специальный выпуск.

.   Стрельцова Я.Р. О проблеме "национальной идентичности" во Франции // Мировая экономика и международные отношения. - 2006, №7, - С. 23-32

.   Уолцер М. О терпимости / М. Уолцер. - М.: Идея-Пресс, 2000.

.   Эрвье-Леже Д. Социология религии во Франции: от социологии секуляризации до социологии современной религиозности / Д. Эрвье-Леже // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Т. 11. Современная французская социология. Специальный выпуск.

.   РФ занимает второе место в мире по числу мигрантов [Электронный ресурс]: Rg.ru - информ.-справочный портал. - [Москва], 2013. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/09/12/migranty-site.html (27 нояб. 2013).

.   Франция в иммиграционном тупике [Электронный ресурс]: Pravda.ru - информ.-справочный портал. - [Москва], 2012. -Режим доступа: http://www.pravda.ru/world/europe/european/20-04-2012/1119283-immigr_fr-0/ (15 нояб. 2013).

.   Рыбаковский Леонид Андреевич [Электронный ресурс]: офиц. сайт./ Л.А. Рыбаковский. - Практическая демография. [Москва], 2005. - Режим доступа: http://rybakovsky.ru (21 нояб. 2013).

.   Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]: Иммиграция населения, 2001. - Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/ (15 нояб. 2013).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...