Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Статья «Удивительный мир музыки»




Статья «Удивительный мир музыки»

«Удивительный мир музыки»

Музыка – «самое эмоциональное искусство» (Д. Б. Кабалевский), ее воздействие на формирование личности огромно. «Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна… любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся…» Эти слова крупнейшего композитора современности Д. Шостаковича как нельзя более полно отражают основной взгляд на музыкальное воспитание и развитие ребенка.

У музыки есть свои секреты, многие из которых дети постигают на музыкальных занятиях. Опираясь на рекомендации, данные в «Радуге», можно с большим успехом решать задачи обучения пению, музыкально – ритмическим движениям, развивать эстетический вкус каждого ребенка, воображение, фантазию, познавательные потребности и интересы через возможности, которые открывает мир искусства.

Для реализации поставленных задач в системе музыкального воспитания выделяется блок занятий познавательной направленности для детей старшего дошкольного возраста. Такое занятие музыкальный руководитель проводит один раз в месяц. Это своеобразный рассказ-беседа, помогающий расширить процесс изучения окружающего мира. Ведь познавать, ценить искусство – одна из величайших способностей человека.


Основные цели такой работы следующие:

— расширить кругозор детей на основе знакомства с музыкальной культурой;

— развивать эмоционально – чувственную сферу каждого ребенка, способность «переживать музыку как некоторое содержание»;

— формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве.

Имеющийся у детей старшего дошкольного возраста уровень интеллектуального развития помогает им более осознанно и глубоко воспринимать и постигать предлагаемые сведения о музыкальных произведениях, инструментах, отдельных видах музыкального искусства.

Так, например, в старшей группе предлагаем детям окунуться в мир музыкальных инструментов. Знакомство с ними – очень важный этап на пути к музыке. Не случайно музыкальный инструмент считается материальным представителем звукового мира. Его можно и увидеть, и услышать. Понимание того, как появляется звук, — это своеобразная опора в процессе восприятия музыки, ориентир в огромном мире звуков. Знакомство с характером инструментов и внешним видом – первый шаг к звуковому образу. Дети начинают вслушиваться в голоса инструментов, у них появляются любимые – те, которые вызывают наибольший эмоциональный отклик.

В подготовительной к школе группе можно ввести детей в мир балета, используя слайды, иллюстрации, видеозаписи, фотографии.

В нашем городе у детей редко появляется возможность увидеть балет в театре. Поэтому все увиденное и услышанное на занятиях увлекает и завораживает их: великолепные танцы, выразительная пластика, живые ритмы. Музыкальный руководитель приоткрывает картину мира красоты и поэзии движений, эмоций, звуков, красок.


Тематика бесед с детьми может быть самой разнообразной:

— о композиторе и его творчестве;

— о музыкальном произведении (например, «Детский альбом» Р. Шумана, «Карнавал животных» К. Сен-Санса, «Восемь песен для детского хора с фортепиано» Д. Кабалевского)

— о хоре, певческом голосе;

— о жанрах, видах музыки;

— о детской опере (например, «Музыканты» И. Брянского, «Елочкин сон» А. Гречанинова, «Кот в сапогах» и «Кот, петух и лиса» Ц. Кюи и др. );

— о музыке в детских фильмах.

Многое на занятиях зависит от вступительного слова музыкального руководителя, завязки, которая должна подготовить дошкольников к осмыслению музыкального произведения. Умное, увлекательное слово, музыка, звучащая в начале занятия, настраивает детей на нужную эмоциональную волну, привлекают их внимание. Задача музыкального руководителя в первой части занятия – ввести детей в атмосферу музыки, подготовить и настроить на ее восприятие, помочь ярче пережить музыкальный образ. Дети чутко реагируют на эмоциональность обращенных к ним слов, поэтому так важно продумать построение всего занятия, использование сказочного героя, который ведет их в новый мир, чтобы пробудить «чувствительность к музыке». Важно установить единство словесного и музыкального материала. Демонстрация слайдов на этих занятиях не является иллюстрацией к музыкальным произведениям, не подменяет их содержание, а служит дополнительным средством, активизирующим восприятие музыки.


Удивительный эффект дает использование видеозаписи концертов, спектаклей. Они помогают детям перенестись в концертный зал или театр.

Народная мудрость

1. «Под хорошую музыку и медведи пляшут». В этой пословице говорится о том, что хорошая музыка способна на многое. Даже медведя можно увлечь правильной мелодией.

2. «Не вся та музыка, что звучит». Смысл данной пословицы заключается в том, что не все музыкальные произведения могут назваться настоящим искусством. Для этого необходим талант, который присутствует далеко не у всех музыкантов.

3. «Какая жизнь, такие и песни». Наши мудрые предки говорили о том, что музыка тесно связана с человеческой жизнью. Если человек живёт счастливо, то и песни он поёт радостные, а если его жизнь трудна – песни грустные и печальные.

4. «Мир без музыки, что птица без крыльев». Птица без крыльев не сможет жить, потому что без них она не сможет выполнять своё жизненное предназначение – летать. Так же и мир без музыки – это несовершенный мир, который не сможет существовать.

5. «Гусли звонки, да струны тонки». Наши предки так сильно ценили музыкальное искусство, что сравнивали с ним судьбу человека. Некоторые люди, словно гусли звонкие – много и громко говорят о себе и своих способностях. Но, когда доходит до дела – их «струны рвутся», не хватает силы духа и решительности.

6. «Мастер на все руки: и швец, и жнец, и на дуде игрец». В этой пословице говорится о способных людях, у которых много талантов. За какое бы дело не взялся такой человек, всё у него получается.

7. «Музыкант уж умирает, а пальцы всё играют». Истинный музыкант отдаётся целиком и полностью искусству. До самой своей смерти он живёт музыкой.

8. «Без песен мир тесен». Смысл данной пословицы заключается в том, что с песнями жить веселей. Без музыки наш мир стал бы скучным и серым.

9. «Замуж идёт – песни поёт, а вышла – слёзы льёт». В этой пословице идёт речь о женской судьбе, которая часто оказывает несчастливой после замужества. В девичестве все девушки весёлые и задорные, живут под опекой отца и матери, горя не знают. А выйдя замуж за нехорошего человека, познают все тяготы семейной жизни.

10. «Красна сказка складом, а песня – ладом». В этой пословице говорится о том, что в сказке основное значение имеет её содержание, а в песне – гармоничность звучания. Именно по этим критериям и определяется ценность сказок и песен.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...