Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственное регулирование образования. Реформирование образования в РФ.




Объектом государственного регулирования выступает как вся отрасль образования, предоставляющая собой совокупность учебных организаций, осуществляющих и контролирующих процесс организации и функционирования образования. Субъектом государственного регулирования выступает государство в лице, в первую очередь, законодателя и государственных органов управления. Следует отметить, что при выполнении функции регулирования государство одновременно использует несколько методов: правовые, административные, экономические.

Правовые методы представляют собой, так называемые, «правила игры» в сфере образования – федеральные законы, постановления правительства, отдельные законы субъектов Федерации, приказы, письма, распоряжения, документы органов управления образованием и т.д. федеральные законы, регулирующие экономические отношения в сфере образования: «Об образовании в Российской Федерации», «О некоммерческих организациях», «О высшем и послевузовском образовании» и т.д.

Административные методы включают в себя: государственные образовательные стандарты (в т.ч. учебные планы школ) лицензирование, аттестацию и аккредитацию образовательных учреждений и организаций и т.д.

Экономические методы осуществляются посредством:

- государственного заказа на подготовку специалистов (контрольные цифры, нормативное бюджетное финансирование);

-целевого финансирования (развитие системы возвратного субсидирования на образовательные цели).

- налогового регулирования.

В соответствии с приведённой выше классификацией, учебные планы относятся к административным методам регулирования образования.

Основа для их составления – федеральные государственные образовательные стандарты и стабильные экономические нормативы.

Федеральный Базисный учебный план призван фиксировать рекомендуемый состав учебных предметов и распределение учебного времени между ними.

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации является важнейшим нормативным документом по введению общеобразовательных стандартов в действие, определяет максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам, опираясь на опыт, практику и традиции отечественной и мировой школы.

Базисный учебный план обеспечивает возможность достижения Требований стандарта при сохранении вариативности образования.

Базисный учебный план выступает одновременно и в качестве внешнего ограничителя, задающего общие рамки возможных решений при разработке содержания образования и требований к его усвоению, при определении требований к организации образовательного процесса, при расчёте бюджетного финансирования, и в качестве одного из основных механизмов его реализации.

В структуре Федерального Базисного учебного плана в явном виде выделены:

а) инвариантная часть, обеспечивающая приобщение обучающихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам;

в) вариативная часть, обеспечивающая индивидуальный характер развития обучающихся, личные интересы и склонности, интересы субъекта Российской Федерации в реализации содержания общего образования.

Определяющим фактором величины объёмов учебно-воспитательной и плановой работы служит численность учащихся. Именно от неё зависит количество классов и групп учащихся, потребность в количестве и составе учителей, размеры бюджетного финансирования школ и т.д.

Контингент учащихся и количество и классов в школах определяется по группам классов: I-IV,V-IX,X-XI. Сведения эти приводятся на две даты (1 января и 1 сентября) планируемого года. Рассчитывается также и среднегодовое количество классов.

Определение количества классов в общеобразовательных школах проводится двумя методами: методом передвижки и методом заданной наполняемости.

Передвижка – это перевод учащихся в следующий класс: 1-х – во 2-й, 2-х – в 3-й, 5-х – в 6-й класс и т.д.

Особым образом планируется контингент 5-х классов. Это связано с существованием двух программ, по которым работает начальная школа.

Дети, обучающиеся с 6 лет, проходят курс начальной школы за четыре года и переходят в пятый класс.

Те же кто начинает учиться с 7 лет, осваивают начальной школы за три года и переводятся в пятый класс.

При определении численности учащихся 10-х классов учитывается, что часть выпускников 9-х классов поступит в профессиональные учебные заведения или же устроятся на работу.

За основу метода заданной наполняемости берётся средняя наполняемость классов в начальной, основной и средней школе по каждому планируемому году.

Численность учащихся (Т) делится на количество учеников, составляющих норму наполняемости класса (Н), и количество классов определяется по формуле:

К=Т:Н

Среднегодовое количество классов в школе (Кср) рассчитывается по такой формуле:

Кср = (К1М1 + К2М2): 12, где:

К1 – количество классов на 1 января планируемого года;

К2 – количество классов на начало учебного года;

М1 - число месяцев функционирования школы с количеством классов на 1 января планируемого года;

М2 – число месяцев функционирования школы с количеством классов на начало нового учебного года;

12 – число месяца в году

В России уже несколько лет проводится реформа образования, которую сейчас все чаще называют более политически корректным словом «модернизация». Эти преобразования не остались незамеченными в обществе, разделившиеся на их сторонников и противников. В 2004 году о проблемах отечественного образования заговорили и в самых высших эшелонах власти. В частности, большое внимание им уделил президент Владимир Путин в своем Послании Федеральному собранию РФ. А в начале декабря 2004 года Правительство РФ одобрило приоритетные направления развития системы отечественного образования, подготовленные Минобрнауки РФ. Премьер-министр Фрадков выделил также три основных направления реформы: обеспечение доступности образования для всех слоев населения, повышение качества преподавания и улучшение финансирования сферы.

Суть реформы сводится к введению в России двухуровневой системы высшего образования (бакалавр и магистр), создания системы дошкольного образования, сокращению недельной нагрузки на учащихся школ, предоставлению им возможности выбирать те предметы, которые им более необходимы в будущем, и получать дополнительное образования.

Переход к двухуровневой системе - задача Болонского процесса. В 1999 году в итальянском городе Болонья была подписана совместная декларация министров образования ряда европейских государств, возвещавшая о создании общеевропейского образовательного пространства. Страны, подписавшие эту декларацию, обязались до 2010 года выработать сопоставимые национальные системы образования, критерии и методы оценки его качества, вести сотрудничество по признанию на европейском уровне национальных документов об образовании.

В целом Болонский процесс предусматривает комплекс взаимосвязанных мер, направленных на сближение образовательных систем и способов оценки качества знаний, академических степеней и квалификаций в странах Европы. В результате всех преобразований студенты должны получить большую свободу в выборе места и программы обучения, а процесс их трудоустройства на европейском рынке станет более легким.

В сентябре 2003 года к Болонской декларации присоединилась Россия. Но влиться в общеевропейский процесс нашей стране будет очень трудно, поскольку отечественная образовательная система традиционно далека от зарубежной. В частности, сложность заключается в системе подготовки российских дипломированных специалистов. Переход на двухуровневую систему образования был начат во многих российских вузах еще в 1992 году, однако популярностью она у нас не пользуется.

Прежде всего, многим оказался непонятен диплом бакалавра, который большинство россиян продолжает считать свидетельством о неоконченном высшем образовании. Проблематичны и отечественные бакалаврские программы, существенно отличающиеся от западных. За четыре года обучения российские вузы за редким исключением не дают своим выпускникам-бакалаврам полноценных знаний по специальности, достаточных для того, чтобы они смогли использовать их на практической работе, поскольку более половины академических часов отводится на преподавание фундаментальных дисциплин. Как следствие, большинство студентов после получения степени бакалавра продолжают обучение и получают традиционные для России дипломы специалистов либо становятся магистрами.

Помимо двухуровневой системы России для полноценного вхождения в общеевропейское образовательное пространство в скором времени надлежит принять систему зачетных единиц для признания результатов обучения, а также аналогичное европейскому приложение к диплому о высшем образовании, организовать сопоставимую с европейской систему обеспечения качества образовательных учреждений и вузовских программ.

Продлен и связанный с ЕГЭ эксперимент по внедрению государственных именных финансовых обязательств (ГИФО). Суть ГИФО в том, что выпускнику по результатам набранных во время ЕГЭ баллов выдается денежный сертификат, который предназначен для оплаты обучения в вузе. В отличие от ЕГЭ, данный проект был менее раскручен и информация о нем довольно редко становилась доступной широкой общественности. Возможно, это объясняется тем, что за несколько лет, в течение которых длился эксперимент, появилось больше вопросов, чем ответов.

Изначально было очевидно, что ГИФО - проект дорогостоящий, поэтому проводился он в меньшем масштабе, чем эксперимент по ЕГЭ. В нем приняло участие лишь несколько вузов из Марий Эл, Чувашии, Якутии. Но результаты эксперимента за 2002/03 учебного года выявили факт перерасхода государственных средств. Оказалось, что стоимость категории «А» ГИФО (лучшие результаты по ЕГЭ) была чересчур высока и вузам выгодно принимать как можно больше отличников.

Ставки немедленно урезали и в следующем году эксперимент по ГИФО проводился уже по другой схеме. Он перестал приносить вузам материальную выгоду. На возражения ректоров по поводу того, что даже самые высокие ставки ГИФО не могут полностью компенсировать затраты на обучение одного студента, инициаторы эксперимента отвечали, что ГИФО предусматривает покрытие только части расходов.

Однако несмотря на все несовершенство и затратность эксперимента по ГИФО, полностью отказаться от него сегодня невозможно. Потому что по сути это схема так называемого подушевого принципа финансирования вузов. Это альтернатива сметному принципу финансирования, от которого, как известно, российская система образования намерена уйти, а кроме того, альтернатива введению в стране полностью платного образования. Сейчас многие, в частности Российский союз ректоров и ряд высокопоставленных чиновников Министерства образования и науки, предлагают подкрепить ГИФО системой образовательных кредитов, которые учащиеся будут брать в государственных и частных банках, а также в коммерческих компаниях. Первые положительные результаты предоставления образовательных займов студентам ведущих вузов страны уже есть. Однако эта идея имеет немало критиков, полагающих, что к введению образовательных кредитов сегодня готовы далеко не все регионы России, а только наиболее экономически развитые, да и большинство населения страны пока не доверяет новому механизму финансирования. Кроме того, даже в благополучных с точки зрения финансово-кредитной системы США, где широко развито обучение в кредит, возвращение таких кредитов представляет собой большую проблему, что уж говорить о России

 

27.Государственная агропромышленная политика в РФ: содержание, направление, цели.

Государственная аграрная политика представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Под устойчивым развитием сельских территорий понимается их стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель.

Основными целями государственной аграрной политики являются:

1) повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечение качества российских продовольственных товаров;

2) обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве;

3) сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов;

4) формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и развитие инфраструктуры этого рынка;

5) создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сфере сельского хозяйства;

6) наблюдение за индексом цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и индексом цен (тарифов) на промышленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, и поддержание паритета индексов таких цен (тарифов).

Основные направления государственной аграрной политики:

1) поддержание стабильности обеспечения населения российскими продовольственными товарами;

2) формирование и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие его инфраструктуры;

3) государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции;

4) защита экономических интересов российских сельскохозяйственных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках;

5) развитие науки и инновационной деятельности в сфере агропромышленного комплекса;

6) устойчивое развитие сельских территорий;

7) совершенствование системы подготовки и дополнительного профессионального образования кадров для сельского хозяйства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...