Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Меры по поощрению мобильности рабочей силы за счет ее трудоустройства, профориентации и стимулирования.




Целью осуществления активной политики занятости является превращение реальной безработицы в естественную - и по уровню, и по продолжительности. Если эта цель достигнута, и текущая безработица не превышает ее естественного уровня, то правительство может бездействовать на рынке труда во избежание порождающей инфляционный эффект сверхзанятости: необходимо оставить рыночный механизм в покое.

Рецепты устранения высокой скрытой безработицы примерно те же, что и устранения подавленной инфляции. Единственный выход - превращение скрытой безработицы в открытую (технологическую, структурную и т.п.), а затем в сочетании с укреплением рыночных механизмов начинают применяться средства борьбы с вынужденной безработицей. Важно подчеркнуть, что процесс «вскрытия» безработицы должен - особенно в переходной экономике - занять значительный временной отрезок. Ведь даже фиктивные рабочие места приносят какие-то доходы их обладателям, а значит, ликвидация этих рабочих мест есть заметная обуза для государственного бюджета (сокращение налоговых поступлений и расширение социальных расходов).

Государство как субъект активной политики на рынке труда:

1) предъявляет спрос на рабочую силу в государственном секторе экономики;

2. регулирует спрос на рабочую силу в частном секторе (например, через налоговые льготы предпринимателям, принимающим на работу наименее защищенные социальные группы);

Ограничивает предложение рабочей силы (например, через регулирование численности армии и студенчества как некого резерва рабочей силы).

 

Меры государственного регулирования занятости:

1) организация и совершенствование системы информации о свободных рабочих местах с целью сокращения времени, в течение которого человек занят поисками работы. В связи с этим налаживание работы бирж труда;

2) подготовка, профессиональное обучение и переквалификация кадров. Будучи безусловным лидером среди мероприятий активной политики занятости до кризиса 1974-75 гг., эта форма в последние годы опять возвращается на лидирующее место.

3) постоянный контроль состояния рынка рабочей силы, его неуклонно проводимая демонополизация. Главным монополистом на рынке труда в современной рыночной экономике являются профсоюзы. Они регулируют рынок труда, воздействуя и на спрос, и на предложение рабочей силы. Объекты регулирования: уровень заработной платы, продолжительность рабочей недели и отпусков, порядок найма и увольнения, различные виды социального обеспечения и др. При этом безусловно главной задачей профсоюзов является повышение заработной платы, которое достигается через:

а) ограничение предложения труда путем:

- лоббирования в парламентах введения высоких иммиграционных барьеров (например, для работников из СНГ);

- содействия принятию законов о невысокой продолжительности рабочей недели (35-36 часов);

- удлинения срока ученичества при подготовке к той или иной профессии, а также срока службы в армии;

- запрещения принимать на работу лиц, не состоящих в профсоюзе одновременно с повышением вступительных взносов.

б) повышение спроса на труд (например, через лоббирование установления высоких таможенных тарифов, защищающих отрасли национальной экономики от иностранной конкуренции).

 

Контрактная система в государственном регулировании экономики.

Механизм к контрактной системе основывается на классификации заказов-контрактов по видам и сферами хозяйственного применения. На основании этой классификации разрабатывают типичные формы контрактов, который есть грунтом для переговоров между государственными ведомствами и предприятиями, во время которых определяют порядок формирования цены контракта, режим контроля за его соблюдением и корректированием в меру изменения внешних условий выполнение заказ.

Все ведомства, которые укладывают контракты со стороны государства, обязанные предоставить предприятиям-подстрочникам рекомендации по таким вопросам: политики государства в сфере распределения государственных контрактов; перечня работ для контрактов; организационных процедур; собственности на полученные результаты; нормативов и стандартов; объемов финансирования, сроков; выпуска ценных бумаг и кредитной политики; процедур контроля и отчетности; налоговой политики.

 

Развитие контрактной системы связан прежде всего с персонификацией ответственности. Заказчики пользуются услугами исполнителей независимо от форм собственности по договорным ценам. Если претендентов на выполнение работ есть несколько, то исполнителей подбирают на конкурсной основе с целью выбрать наиболее эффективный проект и сэкономить государственные средства.

 

Государственные контракты финансируют из Государственного бюджета РФ и других источников. Областные государственные администрации имеют право укладывать региональный государственный контракт, опираясь на средство соответствующих бюджетов. Исполнители государственных контрактов самостоятельно обеспечивают их выполнение материально-техническими ресурсами, за исключением специальных ресурсов, производство и потребление которых контролируют органы государственной исполнительной власти.

Для предприятий, которые в соответствии с законодательством есть монополистами на рынке продукции, государственный заказ обязательное. Взаимоотношения и ответственность обеих сторон обусловленные хозяйственными соглашениями. Государственные контракты обеспечивают предприятиям гарантированный сбыт продукции.

С целью экономического стимулирования выполнения государственных заказов исполнителям могут быть предоставленные льготы относительно налога на прибыль, целевые дотации и субсидии, кредиты на льготных условиях, валютные средства, таможенные и прочие льготы.

В индустриальное развитых странах государственные контракты распространяются на сферы с ограниченными возможностями освоения изобретений, новообразованные наукоемкие области, их также применяют для государственной поддержки инновационной деятельности предприятий, стимулирование неприбыльных научно-исследовательских работ фундаментально-поискового характера.

В мировой практике государственного регулирования контракты разделяют по назначению и методами ценообразования. Независимо от типа контракта все они имеют единую структуру (разделы, общие принципы и положение). Контракты укладывают на срок от І до 15 лет. По методами ценообразования контракты разделяют на такие два типа: контракты "фиксированной цены" и контракты "возмещение затрат производства". Оба типа предусматривают получение прибыли предприятием-подстрочником. Однако в первом случае прибыль скрытый "ценой" договора, а во второй - его размер, определенный в виде специального вознаграждения.

Эти типы контрактов объединяют в особую группу и называют поощрительными. Во время разработки этих контрактов механизм поощрения и наложение экономических санкций формируется в зависимости от двух факторов: выполнение условий договора и коммерческого риска. В таких контрактах согласовывают четыре главных показателя: цену или затраты производства, норму прибыли, количественные и качественные показатели конечного продукта и условия и сроки поставок.

Контракты многократно поощрительного типа широко используются в тех областях науки и техники, где большая частица государственных капиталовложений и высокий коммерческий риск. За этими контрактами подстрочникам предоставленная большая финансовая свобода и возможность поиска нетрадиционного решения научно-технической проблемы.

Важным элементом экономического механизма контрактной системы есть финансирование контрактов. Преимущественно используют два метода финансирования: метод "взвешенной частицы участия подстрочника" и метод, который применяют для расчетов за поставки сложной и новой технологии. Оба метода отображают попытку государства связать размер прибыли подстрочника с затратами на выполнение госзаказа.

Тип финансирования сводится к характеру и формы возмещения затрат производства предприятия на выполнение госзаказа и получение прибыли. Финансировать заказы-контракты можно путем субсидирования предприятий из средств госбюджета; мобилизации средств предприятию виде привлечение основного капитала; использование кредитов банков, дотаций, благотворных и целевых фондов. Цель централизованного финансирования госзаказов на контрактной основе - обеспечить предприятия необходимым оборотным средством.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...