Особенности колумнистики в России и на Западе
Еще пятнадцать лет назад колонка была знакома российским читателям лишь на примере частного случая, а именно в виде «колонки редактора» какого-либо издания. Но тенденции изменения российского информационного поля, а также общемировые, в том числе постмодернистские тенденции, привели к тому, что сегодня колонка одна из самых востребованных на страницах российских СМИ текстовых форм. Именно колумнистика, по мнению многих экспертов, наиболее полно отражает процессы, происходящие в современном информационном пространстве. Уже в течение довольно долгого времени вокруг этого термина идут споры. Одни исследователи теории журналистики говорят о том, что колонка - строго определенная количеством строк вертикаль на газетной странице - является рубрикой, другие - о том, что она является видом комментария, третьи называют ее разновидностью эссе, четвертые замечают, что колумнистики как таковой в России вообще не существует, пятые называют авторскую колумнистику последним оплотом свободной политической мысли и совестью нации. Рассматривая вопрос о жанре колонки в западной журналистике, в первую очередь, стоит говорить о совершенно иной жанровой классификации, которую используют в США, да и в Европе. Для англо-саксонской модели журналистики жанр - это, скорее, тип художественной формы литературного произведения, характеризующийся общностью структурно-композиционных и стилистических признаков, специфичных именно для него. Стоит отметить, что на Западе теория журналистики в принципе разработана слабо, превалирует практический подход, а под жанрами подразумеваются группы текстов, сходные по форме. Да и самой жанровой классификации как предмета теоретического изучения не существует. Под жанром понимается «группа художественных произведений, объединенных общим стилем, формой или содержанием», «тип литературного или художественного произведения; стиль авторского самовыражения», то есть само понятие жанра отличается от принятого в российской теории литературы и журналистики. Если отечественные исследователи пытаются анализировать природу жанра, то их западные коллеги просто объединяют тексты в весьма условные группы для удобства практиков.
Вместе с тем американские журналисты значительно больше внимания, чем их европейские коллеги, уделяют не форме, а содержанию публикуемых материалов. Говоря о появлении колумнистики в российской публицистике, в первую очередь стоит сказать о тех изменениях современного информационного поля, которые пережила Россия в начале 1990-х. Наиболее полную характеристику этих изменений можно найти у Л.Е. Кройчика. Так, он говорит о существенном отличии постсоветской журналистики от ее предшественницы. «Во-первых, на смену директивной, одноцветно идеологизированной прессе пришла публицистика более раскованная по мысли и стилю». Во-вторых, современная публицистика все отчетливее персонифицируется. Автор перестает быть обезличенным ретранслятором передаваемой информации - он все явственнее становится ее интерпретатором. Точка зрения конкретного лица интересна сегодня сама по себе. Персонификация текста вызвана к жизни не только общим процессом демократизации постсоветского общества, но и тем, что в условиях существующего ныне рынка информации товаром становится не просто новость, а новость, «упакованная» в публицистический текст. Публицистический текст, как известно, напоминает «двугорбого верблюда»: первый горб - факт, второй - отношение автора к факту. Спрос на личностную журналистику в условиях растущей конкуренции СМИ создал прецедент выбора. Публицист откликается на этот спрос предложением собственного имени. Имя (в широком смысле этого слова) становится знаком издания или канала, представляющих это имя.
Третья особенность современной российской прессы, по Л.Е. Кройчику, - «она работает в режиме диалога с аудиторией. Диалогичность рождает многоголосие, возникает эффект субъективности; полифонизм звучащих голосов, предлагающих различные точки зрения, побуждает аудиторию к самостоятельному определению собственной позиции. Учитывая это, настраиваясь на волну ожиданий аудитории, пресса одновременно ориентируется и на более занимательную, более остроумную форму подачи материала. Диалог с аудиторией предполагает ее отклик на предложенный текст, интерес к нему. Интерес возможен тогда, когда публицист не просто предлагает факты, заслуживающие, с его точки зрения, внимания, но и сообщает о них в яркой, воздействующей на эмоции аудитории форме. Четвертая особенность современной публицистики - возросшая роль приема в обработке материала. Текст все очевиднее приобретает черты литературности: меняется его стилистика, слово становится более экспрессивным, более эмоциональным и остроумным. Рубеж XX-XXI вв. входит в историю как эпоха эссеизации публицистики: от персонификации повествования до перевода субъекта высказывания в действующее лицо исторического процесса - только один шаг. И этот шаг уже сделан. Мир и субъект, этот мир воспринимающий, в равной степени становятся предметом исследования. Публицист сегодня ощущает себя не сторонним наблюдателем описываемых процессов, а равноправным их участником. Автор предлагает аудитории текст, который перестает быть равновеликим жанру». Если проанализировать эти выводы в контексте проводимого исследования, то можно немного переиначить слова Л.Е. Кройчика, заметить, что все это дает возможность для развития не только эссеистики и фельетона, но и для колонки. Поскольку колонка как раз и берет свое начало с одной стороны с сугубо практического оформительского момента, а с другой - ее родоначальниками во всем мире являются как раз жанры эссе, фельетона, комментария.
Говоря о существенных изменениях, которые претерпели российские СМИ и, в частности, жанровая структура газеты после перестройки, можно сделать следующие выводы. Количественное соотношение текстов различных жанров на страницах газет, свидетельствует об устаревании одних жанров, актуализации других в связи с изменением языкового вкуса, переосмыслением роли печати в обществе и другими экстралингвистическими факторами. Практически исчез жанр передовой статьи; публикации, отражающие позицию газеты, занимают ее место на газет-ной полосе, но не заменяют функционально. Близки к исчезновению жанры фельетона и памфлета. В ряде изданий их функции берут на себя такие жанровые формы, как «личная колонка», но чаще используются жанровые возможности комментария и комбинированные формы (корреспонденция, комментарий и др.). С появлением Интернета лишь очень небольшое время прошло от того момента, когда колумнисты получили также и место в сети. Однако понадобился достаточно долгий период «созревания», прежде чем выяснилось, что «колонка» в применении к Интернету - это все-таки, нечто совершенное другое, нежели колонка в печатном издании. Объединившись, колонка и Интернет подарили миру блоги. Именно они дают возможность получить в сети информацию о том, как относятся к этим фактам те, чье мнение по многим вопросам совпадает с мнением пользователей. Так в сетевых СМИ начинают осуществляться некоторые, отсутствующие р-нее социально-психологические функции массовой коммуникации, такие как функция аффилиации (приобщения к конкретным социальным группам, сопричастности с ними) и самоутверждения. В целом же жанр колумнистики обладает рядом собственных особенностей, свойственных только эму жанру. Далее проанализируем и сравним редакторские колонки в некоторых популярных отечественных изданиях. Это поможет сделать выводы об особенностях жанра, о наиболее часто затрагиваемых темах и на что делаются особые акценты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|