Подготовительный этап исследования
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Для проведения данного анализа были взяты два журнала «Русский репортер» и «Cosmopolitan». Из них отобрано по 9 редакторских колонок, размещенных за период 2010-2011 гг. . Колонка редактора «Химкинский Ирак» журнал «Русский репортер» №19 - 2010 г. . Колонка редактора «Мужчина с прибором» журнал «Русский репортер» №5 - 2010 г. . Колонка редактора «Страх и трусость» журнал «Русский репортер» №10 - 2010 г. . Колонка редактора «Зона для реформаторов» журнал «Русский репортер» №11 - 2010 г. . Колонка редактора «Вопли из казенного дома» журнал «Русский репортер» №12 - 2010 г. . Колонка редактора «У русских нет иллюзий» журнал «Русский репортер» №23 - 2010 г. . Колонка редактора «Школа, как страшный сон» журнал «Русский репортер» №22 - 2010 г. . Колонка редактора «Симпосий» журнал «Русский репортер» №20 - 2010 г. . Колонка редактора «Зона повышенной духовности» журнал «Русский репортер» №17 - 2010 г. . Колонка редактора «Привыкаем к хорошему» журнал «Cosmopolitan» №8 - 2010 г. . Колонка редактора «По течению» журнал «Cosmopolitan» №9 - 2010 г. . Колонка редактора «Всем на зависть» журнал «Cosmopolitan» №10 - 2010 г. . Колонка редактора «Много любви» журнал «Cosmopolitan» №11 - 2010 г. . Колонка редактора «Пусть говорят «Cosmopolitan» №1 - 2011 г. . Колонка редактора «Такие мы» «Cosmopolitan» №2 - 2011 г. . Колонка редактора «Реальные друзья» «Cosmopolitan» №4 - 2011 г. . Колонка редактора «История с головой» «Cosmopolitan» №6 - 2011 г. . Колонка редактора «Психология» «Cosmopolitan» №4 - 2010 г. На первый взгляд может показаться, что у этих журналов нет ничего общего и сравнивать их не целесообразно. Но, как раз для того, чтобы проследить разно плановость жанров и освещаемых тем, чтобы понять, как в зависимости от целевой аудитории расставляются акценты в материале, и был сделан такой выбор. Ведь если взять, например, два схожих по тематике журнала, то в них будут примерно одни темы, одна целевая аудитория, а значит одни и те же писательские приемы, чтобы заинтересовать и угодить ей.
Можно рассказать кратко о каждом из журналов, чтобы было понятно, о чем они и на какую целевую аудиторию рассчитаны. Журнал «Русский репортер» - еженедельный общественно-образовательный журнал медиа-холдинга «Эксперт». Независимое издание для людей, которые не боятся перемен и предпочитают сами определять стиль своей жизни. В журнале освещаются общественно значимые темы, политические события и новости. Основные рубрики: «Актуально», «Репортаж», «Тренды», «Фигура», «Культура», «Среда обитания», «Афиша», «Случай». Насыщен высококачественными фоторепортажами и иллюстрациями известных мировых авторов. Журнал «Русский репортер» рассчитан на активный средний класс. На людей, которые, пережив кризис 90-х, не ушли в депрессию и продолжают жить и самореализовываться несмотря ни на что. На тех, которые готовятся совершить Поступки, либо уже их совершили. На независимых личностей, которые в будущем, будут править страной. Если судить по возрасту, то наибольшей популярностью журнал пользуется у людей 30-35 лет. Журнал «Cosmopolitan» - ежемесячный женский глянцевый журнал о красоте, моде, отношениях, здоровье и фитнесе. Издается в России компанией Independent Media & Sanoma Magazines с 1994 года. Общая аудитория в России - 6,6 млн. человек. Эксклюзивная аудитория (не читающая другие глянцевые журналы) по данным TNS Gallup Media - 3,8 млн. человек. Возраст аудитории от 18 до 45 лет, преимущественно женщины. Тираж - 1.1 млн. экземпляров. Распространяется по всей России в розницу или по подписке. Главный редактор - Александра Баданина. Первая колонка редактора в журнале была опубликована 15 лет назад. С тех пор, это стало хорошей традицией.
Основные темы колонки редактора «Cosmopolitan» - весь спектр проблем, интересующих современных женщин: будь то вопросы моды, карьеры, здоровья и многое другое. Редакторские колонки «Cosmopolitan» особенно интересны тем, кто ведет активный образ жизни, следит за своей внешностью и здоровьем, посещает фитнес-клубы, и любит ходить по магазинам. По версии издателей, журнал Cosmopolitan на сегодняшний день занимает первое место по количеству аудитории в России. Многочисленные исследования, проводимые ежегодно, позволяют с уверенностью говорить о том, что сейчас в России нет такой женщины, которая ни разу хотя бы не держала журнал в руках. Метод исследования - контент анализ и структурирование информации. колумнистика редактор журнал репортер Результаты анализа
В самом начале, обратим внимание, на тематику редакторских колонок. Журнал «Русский репортер» в редакторской колонке обозначает наиболее острые проблемы, которые волновали общество на минувшей неделе. Так, в результате анализа тем отобранных статей было выявлено, что за рассматриваемый период в колонке редактора были подняты наиболее острые проблемы: . Химкинский лес - о проблеме вырубки леса в одном из районов Москвы, с целью строительства скоростной автомагистрали. . Мужчина с прибором - о проблеме взаимоотношений мужчины и женщины. . Страх и трусость - о проблеме терроризма и страхе властей перед ее решением. . Зона для реформаторов - о трудностях проведения необходимых реформ. . Вопли из казенного дома - о необдуманности принимаемых законов. . У русских нет иллюзий - о поездке В.В. Путина на Ладе Калине и создании идеального образа товара, за счет имиджа лидера страны. . Школа, как страшный сон - воспоминания о школе, приуроченные к прошедшему 1 сентября. . Симпосий - об отпусках и периоде летнего затишья. . Зона повышенной духовности - о рассмотрении в суде дела Ерофеева А. Редактор высказывает свою точку зрения на возникшую проблему. Он как бы призывает читателя к диалогу, дает возможность подискутировать. Конечно, многие не согласятся с его мнением, но именно это и является достоинством редакторской колонки - высказать одну точку зрения на проблему, которая есть в обществе.
Кроме того, при помощи колонки редактора у журнала появляется возможность обратить внимание читателя на какие-либо изменения в структуре журнала, в характере его материалов и т.д. Выступление редактора обладает особой значимостью для аудитории журнала «Русский репортер», поскольку он как бы олицетворяет собой издание, которым руководит. Его выступление воспринимается аудиторией не только как личное мнение, но и как позиция всей редакции, ее отношение к тем или иным явлениям. При этом предметом выступления, как видно из отобранных номеров, становятся наиболее важные события, свершающиеся в общественной жизни и политической сфере, которую освещает данное издание. Выше было замечено, что главная задача «колонки редактора» - выражение позиции издания по отношению к наиболее важным событиям. Однако анализируя колонку редактора журнала «Русский репортер» следует указать на то, что, с точки зрения конкретного редактора (каждый раз автор колонки редактора в журнале «Русский репортер» новый), важными оказываются самые разные явления. Все зависит от критерия, который избирается при оценке события, ставшего предметом обсуждения в «колонке редактора». Так, например, для редактора Юлии Идлис (автора колонки редактора в журнале «Русский репортер» №8) главной целью было развлечь аудиторию. Именно поэтому тон все колонки явно шутливый или даже сказать высмеивающий. В тоже время тема затронута очень острая - женский феминизм, и смена ролей: муж - домохозяин, а жена - работяга. Если для редактора критерием является значимость события или факта с точки зрения его влияния на жизненно важные потребности общества в целом - он обратит внимание на другие явления. Так, например, в материале «Химкинский Ирак» Дмитрия Соколова-Митрича акцент сделан на проблему вырубки Химкинского леса. Автору важно было донести до общественности сам факт существования такой проблемы. Он не преследовал цель навязать свою точку зрения, или раскритиковать чь-то действия в данной ситуации. Единственное чего хотел автор - это рассказать текущее положение дел по решению проблемы. Позиции противоборствующих сторон и вероятные решения события. Недаром даже саму колонку автор начинает вопросами: «Что такое Химкинский лес? Где он находится? Большой он или маленький? Его вообще уже рубят, или уже нет?».
Расчет сделан на то, что читатель ранее либо вообще не слышал о данной проблеме, либо слышал, но не разбирался в подробностях…и вот для этого то и нужна данная колонка редактора и выбранная тема. В данном случае Русский репортер выступает настоящим новостным информатором, он не ударяется в политическую сторону вопроса. Для установления психологического контакта с аудиторией, могут потребоваться совсем другие подходы и журналистские приемы. Примером попытки установить психологический контакт с аудиторией может служить колонка редактора «Страх и трусость» в журнале «Русский репортер» №10. Она является ответом на взрыв в московском метрополитене. Понятно, что такое печальное событие не может оставить равнодушным никого и уже само по себе поднятие этой темы способствует единению целевой аудитории. Страх перед случившимся и возможности повторения на психологическом уровне объединяют всех, даже тех, кто по политическим и общественным вопросам всегда выступали против друг друга. Но в некоторых выпусках журнала колонка редактора предназначается и для высказывания позиции по какой-либо проблеме. Например, «Зона для реформаторов» Р. Хестанова. Как видим, данная публикация отчетливо заявляет о себе как о «проводнике» определенной идеологии, как о некоем директивном документе, дающем четкую «установку» к действию. В ней рассматривается политический аспект позиции Б. Обамы в отношении демократии и о том, какую позицию по отношению к США стоит занять России. Таким образом, колонка редактора в журнале «Русский репортер» прежде всего направлена на то, чтобы обратить внимание аудитории на самые важные (с точки зрения того СМИ) актуальные явления современной жизни и выразить отношение, позицию издания к этим явлениям. Также «колонка редактора» несет в себе «действенное начало», и проявляется оно не в директивности, назидательности, а в партнерском предложении, адресованном общественности. Выше было замечено, что главная задача «колонки редактора» - выражение позиции издания по отношению к наиболее важным событиям. Однако далее следует указать на то, что, с точки зрения конкретного редактора (конкретного издания), важными могут оказаться самые разные явления. Все зависит от критерия, который избирается при оценке события, ставшего предметом обсуждения в «колонке редактора». Если для редактора таким критерием является значимость события или факта с точки зрения его влияния на жизненно важные потребности общества в целом или целевой аудитории журнала, в частности - он, обратит внимание на одни явления. Для установления психологического контакта с аудиторией, могут потребоваться совсем другие.
Именно такой подход к колонке редактора можно наблюдать в журнале «Cosmopolitan». Темы, которые поднимаются в колонке редактора, рассчитаны не на широкую общественность и касаются не жизненных укладов. Каждая тема - это совет из мира моды, информация о трендах, проблемы красоты и здоровья. В журнале Cosmopolitan колонка редактора также акцентирует внимание на наиболее важных темах о красоте, любви и здоровье для женщин. Отличительной особенность колонки редактора в данном журнале является то, что ее всегда пишет главный редактор Аля Баданина. Кроме того в колонке всегда акцентируется внимание на темах номера и на материалах каждого конкретного выпуска. Главный редактор словно объясняет актуальность выбранных тем, говорит о том, почему они близки и интересны ей. Постоянная подпись «Всегда Ваша Аля Баданина» устанавливает связь с читателем. Настраивает на откровенность и открытость перед читателями. Отличительной особенностью колонки редактора в журнале «Русский репортер» является то, что ее автор еженедельно меняется. Это дает возможность расширить количество высказываемых мнений о проблеме и тем самым увеличить целевую аудиторию. Так, например, если в №19 была заметка «Химкинский лес», которая носила явно политический характер, то в №5 под заголовком «Мужчина с прибором» была заметка, рассчитанная на феминистически настроенных женщин. Этот подход делает журнал разноплановым, интересным большому кругу читателей. По жанру и в том и в другом журнале колонка редактора больше похожа на рассказ или эссе на определенную тему. Повествование идет от первого лица, с ярко выраженным мнением автора. Сложилось устойчивое представление: редактировать - значит править. Такое понимание понятия «редактирование» укореняется тем прочнее, чем больше привыкают авторы к тому, что их рукопись будет непременно правиться, а редакторы - к тому, что в правке их высшее предназначение. Однако главная задача редактора - не правка, а всесторонний анализ содержания и формы произведения, представленного автором к изданию. От мастерства редакторского анализа зависят и общая оценка материала, и качество всех редакторских замечаний и исправлений. Именно поэтому в анализируемых журналах редакторы выступают, как авторы. Они дают критический анализ определенного материала (Русский репортер) и общей темы номера (Cosmopolitan). Анализируя колонки редакторов можно обозначить, что они полностью соответствуют критерию «Смысловой анализ». Смысловые параметры: . Информативность - все материалы в колонках информативны и раскрывают обозначенный вопрос полностью. . Завершенность - как небольшой рассказ материал в колонке имеет вступление, кульминацию и развязку. . Полезность - поскольку все материалы написаны на актуальные и острые темы, то полезность их достаточно высока. . Объективность - в пользу своей точки зрения всегда приводятся аргументы и факты. . Предметность - предмет исследования всегда обозначен. . Степень доверия - достигается путем повествования от первого лица, установлением диалога с читателем. Этот набор параметров наиболее актуален для редакторских колонок в журналах «Русский репортер» и «Cosmopolitan»), раскрывающих те или иные вопросы. Степень раскрытия, польза для читателя и объем информации - для получения выводов по этим пунктам проводят анализ статей такого плана. Вывод по данному анализу можно сделать следующий: колонка редактора предназначена, чтобы «продвинуть» тему номера, заинтересовать читателя, привлечь к ней внимание. Зарабатывать деньги на новостях становится труднее потому, что сам товар, за которым охотятся агентства, газеты и телевидение, стремительно «коммодитизируется». Хуже того, читатели привыкли к бесплатным новостям. Впрочем, равно безнадежными выглядят и попытки проскочить в сетевое будущее за счет агрегирования чужого контента. Выделиться среди прочих новостных и информационных изданий, и призвана колонка редактора. Теперь основная специализация журналов «Русский репортер» и «Cosmopolitan» не исключения, - не расследовании, не углубленная проработка еженедельных новостей, а стать лидером в сфере мнений. Читателю важно знать чье-то мнение, чтобы создать собственное. Сегодня стало неинтересно просто читать сухие факто, важно их обсудить, посмотреть, как к ним относятся другие. Проведем контент-анализ отобранных колонок редактора. Далее, все данные полученные в ходе контент-анализа, отобранных колонок, представим в табл. 2.1 (колонки журнала «Русский репортер» и табл. 2.2 журнал «Cosmopolitan».
Таблица 2.1 - Контент-анализ статей «Русский репортер»
Подводя итог контент-анализа можно отметить, что редакторская колонка в журнале «Русский репортер» изобилует призывами к читателям, выраженными личными местоимениями. Каждый читатель может ощутить, что диалог редактора ведется именно с ним, от этого возникает ощущение личного общения с автором колонок. Все темы в «Русском репортере» «на злобу дня». Это своего рода особый взгляд через призму позиции журнала. Далее проведем контент-анализ редакторских колонок журнала «Cosmopolitan».
Таблица 2.2 - Контент-анализ статей «Cosmopolitan»
Таким образом, несмотря на то, что специфика и темы редакторских колонок журнала «Cosmopolitan» отличаются, особый авторский взгляд присутствует. Редакторские колонки настраивают читателя на внутреннее содержание журнала. В «Cosmopolitan» редакторские колонки носят более личностный характер. Так если в «Русском репортере» колонки призваны вовлечь читателя в диалог, в «Cosmo» это просто один из индивидуальных взглядов на проблему с выражением сугубо личного мнения и историей из жизни. Подводя итог проведенного анализа, можно сделать вывод, очевидно, что жанровая система меняется и усложняется с развитием журналистики, развитием общества. С изменением окружающей действительности меняются и способы ее отражения. Если в начале XIX века насчитывалось не более десятка газетных жанров, то сегодня их в несколько раз больше. Новые реалии порождают новый образ мышления и, соответственно, новые формы выражения своих мыслей. Одновременно с радикальными изменениями в общественном сознании рождаются и новые жанры. Одновременно происходит исчезновение и устаревание жанров публицистики (например, становление демократической публицистики сделало невозможным существование жанра директивной и назидательной передовой статьи, которая была непременным атрибутом первой полосы в журналах и газетах советской эпохи). Проанализированные колонки редакторов доказывают, что несмотря на их тематические различия они преследуют одну цель - установить диалог с читателем, заинтересовать его ответами на злободневные вопросы и сообщить о новшествах в журнале.
Заключение
Подводя итог проведенного исследования, можно еще раз отметить, что жанр колумнистики в России появился относительно недавно. Сегодня, можно сказать, считается престижным, если у журнала есть своя собственная колонка редактора. В ней высказываются мнения о злободневных вопросах, в абсолютно свободной форме. Современному читателю важны не столько сухие факты, которые он может итак получить в различных СМИ, его интересует мнение эксперта, лица, которому можно доверять, чья-то непредвзятая сугубо личная точка зрения. Информационным поводом к написанию колонки может быть и единичный факт, и событие, и явление, и судьба, и характер, однако на первом месте всегда стоит именно то, как колумнист осмысливает этот повод, то, какие чувства и мысли рождает в нем тот или иной факт. Таким образом, предметом исследования в колонке опосредованно является сам субъект высказывания, ход его рассуждений, его мыслительный процесс. Сам повод при этом не отодвигается на второй план - оба плана повествования создают необходимый объем исследования конкретной ситуации. По содержанию колонка - это система переживаний, рожденных фактами, событиями или явлениями, с которыми автор соприкасается непосредственно или которые представляются ему актуальными в данный момент (многие колонки привязаны к определенным датам). В колонке автор избегает вымысла, он пишет лишь о том, что произошло на самом деле. Однако исторические экскурсы и зарисовки реальной действительности для автора лишь повод, чтобы отразить собственное мироощущение. Публицист предлагает нам свою точку зрения на окружающую действительность, а его статьи таким образом превращаются в документы, в свидетельства реальных переживаний людей того времени и одновременно в оригинальные художественные произведения, запечатлевшие образную картину мира. Колонка фиксирует переживания, рожденные эпизодами, из которых складывается своеобразная мозаика чувств современного человека. Наличие редакторских колонок в таких крупных изданиях, как «Русский репортер» и «Cosmopolitan» свидетельствует о процветании данного жанра.
Список литературы
1. Акишина, А.А. Русский речевой этикет / А.А. Акишина, Н.И. Формановская. - М.: АСТ, 1986. - с. 186; 2. Бахтин, М.М. Проблема речевых жанров // Литературно-критические статьи/ М.М. Бахтин. - М.: Наука, 1986. - 210 с. . Ким М.Н. Жанры современной журналистики. - М.: Издательство Михайлова В.А., 2004. - 336 с. . Колесниченко А.В. Практическая журналистика. - М.: Издательство МГУ, 2010. - 192 с. . Корконосенко С.Г. Теория журналистики. Моделирование и применение. - М.: Логосо, 2010. - 248 с. . Коханова Л.А, Калмыков А.А. Основы теории журналистики. - М.: Юнити-Дана, 2009. - 536 с. . Крона С. Журналистика: первый абзац. Опыты, завернутые в газетную строку. - Феникс, 2005. - 416 с. . Кузнецов И.В. История отечественно журналистики (1917-2000). - М: Наука, 2008. - 640 с. . Курицын В. Журналистика 1993-1997. - М.: Издательство Ивана Лимбаха, 2000. - 200 с. . Мельник Г.С. Методы журналистики. - М.: Издательство Михайлова В.А., 2008. - 272 с. . Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. - М.: Наука, 2005. - 352 с. 12. Плетнева, Е.А. Речевое действие «извинение» и кооперативное поведение в британском дискурсе. Межкультурная коммуникация: концепты и модели поведения. - Астрахань: Русь, 2007. - 176 с. 13. Ратмайр, Р. Прагматика колумнистики: Сравнительное исследование на материале русского языка и русской культуры / Р. Ратмайр. - М.: Языки славянской культуры, 2003. - 144 с. 14. Тарасенко, Т.В. Этикетные жанры русской речи: Благодарность, извинение, поздравление, соболезнование / Т.В. Тарасенко. - М.: Юнити-Дана, 1999. - 196 с. . Тарасенко, Т.В. Жанр колумнистики // Международный конгресс исследователей русского языка «Русский язык: исторические судьбы и современность»/ Т.В. Тарасенко. - М.: АСТ, 2007. - 316 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|