Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Чантурия В. , чантурия Ю. Развитие архитектуры и городов беларуси. (фрагменты)




Беларусь была регионом, где в течение веков соединялись творческие силы многих народов. Такое взаимообогащение способствовало формированию национального своеобразия белорусской архитектуры, а также созданию произведений, представляющих значительный интерес для соседних стран.

У истоков развития архитектуры на белорусских землях лежала культура древнерусских княжеств: Полоцкого, Туровского, частично Владимиро-Волынского. В эпоху Киевской Руси второй половины 1Х-Х1 вв. возникли города Полоцк, Витебск, Туров, Браслав, Гомель, Орша, Заславль, Волковыск, Каменец, Ново-грудок, Гродно, Брест, Минск и др. Этот период характеризуется сложением феодальных отношений, принятием христианства, расцветом всех областей культуры. Возникают новые типы сооружений - культовых, дворцовых, оборонительных. К IХ-ХI вв. и периоду феодальной раздробленности ХII-ХIII вв. относится образование густой сети расселения. В последующем она служила экономической, социальной и политической базой дальнейшей эволюции городов, а также формирования на торговых путях множества новых поселений.

В ХII-ХIII вв. на территории Беларуси существует несколько удельных княжеств, независимых от былой столицы - Киева. Происходят междуусобные княжеские войны, разорявшие население и города. При этом продолжают формироваться феодальные отношения, развиваются ремесла и торговля. Архитектура и в целом культура каждого княжества складываются относительно самостоятель­но на местной народной основе, приобретая характерные региональные особенности. Возведены Спасо-Евфросиньевский собор в Полоцке (XII в.), Благовещенская церковь в Витебске (XII в.), Борисоглебская, или Коложская, церковь в Гродно (XII в.), Белая вежа в Каменце (XIII в.) и другие сооружения, которые по художественному и техническому уровню стоят в ряду лучших памятников зодчества Древней Руси.

Города выполняли функции: экономическую - были центрами ремесла и торговли, пунктами складирования товаров, речного судостроения, портами, местами проведения ярмарок и остановок купцов; административную - являлись центрами воеводств, поветов, волостей, феодальных владений, церковных приходов; военную - служили крепостями, местами сбора и концентрации войск. Постепенно города становились центрами связанных между собой внутренних локальных рынков, а в XV-XVI вв. все более включались в сферу европейской торговли, главным образом с Польшей, Чехией, Германией, Московским государством и Прибалтикой. По времени возникновения все городские поселения можно разделить на появившиеся в эпохи: Киевской Руси и феодальной раздробленности; время Великого княжества Литовского как независимого государства от середины XIII в. до Люблинской унии 1569 г.; эпоху Речи Посполитой от 1569 до 1795 г.

Важнейшее значение в строительстве городов имел также символико-богословский фактор. В этом отношении примечателен Полоцк. Полоцкое княжество было одним из крупных и богатейших в Древней Руси, занимало большую часть современной Беларуси, а на севере значительно выходило за ее существующие границы. Полоцк (первое упоминание в 862 г.) является, наравне с Киевом (первое упоминание до IX в.), одним из самых древних русских городов. Под этим годом в летописях указаны лишь Новгород, Ладога и Белоозеро. Важныйторговый, политический и культурный центр, Полоцк, наподобие Константинополя, Киева и Новгорода, обладал собором во имя св. Софии Премудрости Божией (1044-1066 гг.). О значении города свидетельствуют его структура, обширные, по сравнению с другими поселениями белорусских земель, размеры детинца (12,5 га.).

Чертой,связавшей столицу православного княжества с мировым центром восточно-христианской религии, был принцип размещения Софийского собора на оконечности мыса, на холме в древнейшей крепости, соответственно в детинце и акрополе греческого города Византии. Константинопольская София обращена юго-западным боковым фасадом к морю, а главным и северо-восточным - к криволинейному заливу Золотой Рог. Полоцкий храм также боковым южным фасадом, развернутым к западу, ориентирован к обширной акватории крупной реки Двины, а главным и северным, отклоненным к востоку, - к излучинам малой реки. Смысловой моделью морского пространства мог быть ландшафт Двины, а залива - извилистое русло р. Полоты. Кроме того, в Полоцке повторено в миниатюре соотношение места храма и очертания берега большей акватории. В месте впадения Полоты русло Двины дугообразно искривляется, чем напоминает в ином масштабе изогнутый контур Мраморного моря, охватывающий части европейского и малоазийского берега. Центр дуги в обоих случаях фиксирует церковь св. Софии.

Символ подобия всемирной святыне - приближение условий восприятия полоцкого собора к сакральному образцу. Купол главного византийского храма был виден на значительном расстоянии из Босфорского пролива, завершая зрительную перспективу вдоль его берегов, и, кроме того, замыкал ось узкого природного пространства залива Золотой Рог. Аналогично обозрение собора в Полоцке, находящегося в композиционном завершении русла Двины и, на различных участках, долины Полоты с обрывистыми склонами. Например,в Новгороде Софийский собор также служил ориентиром по оси Волхова и вместе с другими храмами XII в. отмечал излучины реки.

К XIV - первой половине XVII вв. относится формирование белорусской народности, создание предпосылок для развития общебелорусской культуры. Конец XIV в. был отмечен экономическими и правовыми изменениями в обществе. Развитие товарно-денежных отношений, международных производственных и культурных связей способствовало сложению нового со­словия - мещанства. По мере дальнейшего формирования городов как торгово-ремесленных центров усиливалось стремление их жителей выйти из-под юридического подчинения великокняжеской администрации, создать свою систему управления и судебную власть. В условиях общественно-политической борьбы мещане добивались городского самоуправления по Магдебургскому праву - совокупности законодательных норм наподобие действовавших в г. Магдебурге в Восточной Германии. В соответствии с ними горожане освобождались от феодальных повинностей, получали гарантии свободной торговли, ремесла, земледелия, создания производственных объединений - цехов, выбора своих органов власти -магистрата и суда.

Социальный состав, имущественное и правовое положение населения городов были неодинаковы. Верхи общества состояли из феодалов-бояр и высшего духовенства. К ним приближались богатые ремесленники и купцы. Наибольшую группу мещан составляли организованные в цехи рядовые ремесленники, мелкие и средние торговцы, земледельцы. В городах жили и крепостные, переселенные владельцами из сельской местности.

В ХУ-Х\/1 вв. получила развитие культура. Многие белорусские и литовские феодалы, часть духовенства и зажиточного мещанства пополняли свое образование в западноевропейских университетах, в основном в Краковской и Кёнигсбергской академиях, в Германии, Чехии и Италии.

Существовали книжные собрания, древнейшее из которых было в полоцком Софийском соборе. Позже они возникли в Троицком монастыре Слуцка, Пинском Лещинском монастыре, иезуитской Полоцкой академии и коллегиумах Гродно, Бреста, Минска, Новогрудка, Бобруйска. В ХУ1-ХУ11 вв. формируются крупные светские частновладельческие библиотеки - Радзивиллов, Сапегов, Хрептовичей. В Вильно, Несвиже, Бресте, Слуцке, Любче, Ошмянах, Ивье и других населенных местах действовали типографии.

Сравнение белорусского и русского градостроительства в эпоху до середины XVIII в. показывает черты единства, обусловленные различными причинами, в том числе общностью зодчества разных регионов Киевской Руси, позже -политически самостоятельных древнерусских княжеств. Важными чертами единства были: типы нерегулярных планировок поселений;сеть улиц некоторых детинцев; город наподобие амфитеатра - центр размещен ниже по рельефу, чем периферийные посады на холмах, подчеркнутые храмами; завершение высотными сооружениями видов вдоль улиц, площадей, речных долин и оврагов; размещение храмов группами из нескольких рядом стоящих зданий; теологическая основа композиций -использование как прообразов особенностей раннехристианских столиц (Иерусалим, Рим, Константинополь) и библейских аналогов, а также символическое воплощение образа Св. Троицы. Несомненно, многие из этих черт общие и с украинским градостроительством.

Речь Посполитая, в состав которой входило Великое княжество Литовское, распалась как государство в результате трех разделов между Россией, Германией и Австро-Венгрией в 1772, 1793 и 1795 гг. Территория Великого княжества Литовского, в середине XVIII в. в основном включавшая белорусские, литовские и частично латвийские земли, отошла к Российской империи. Это историческое событие стимулировало развитие экономики, вызвало вовлечение присоединенных регионов в общероссийский рынок, сложение торговых отношений с другими частями страны и укрепление местных производственных и торговых связей. Социально-экономические сдвиги обусловили рост населения и территорий городов.

После присоединения белорусских земель значительно расширилась деятельность по реконструкции населенных мест империи, проводившаяся «Комиссией о каменном строении городов Санкт-Петербурга и Москвы». Ее возглавлял президент Академии художеств И.И. Бецкой, затем - граф З.Г. Чернышёв, назначенный генерал-губернатором присоединенного края. В Комиссии работали выдающиеся русские зодчие А.В. Квасов, И.Е. Старов, профессор Академии художеств А.А. Иванов, позже - И. Лем, автор изданного в 1792-1794 гг. труда «Теоретические и практические предложения о гражданской архитектуре».

В связи с пограничным положением присоединенных белорусских земель важной государственной задачей стало строительство крупных городов-крепостей (Брест, Бобруйск). Организация крепостей основывалась на полной ликвидации планировочной структуры и застройки исторически сложившегося города, за исключением единичных каменных храмов. Были созданы принципиально иные регулярная система планировки и застройка внутрикрепостной территории, рассчитанные на проживание и ведение военных действий многочисленного гарнизона. В соответствии с достижениями фортификационного зодчества первой половины XIX в. сформированы земляные бастионные укрепления, включающие замкнутую овальную главную оборонительную линию и вынесенные вперед по всем направлениям форты, редуты, флеши. Вокруг крепости расчищено полукольцо обширных открытых пространств, необходимых для обстрела противника, тогда как с других сторон крепость защищалась водной преградой. За этими «стратегическими» пространствами построены регулярно спланированные форштадты со своими торгово-культовыми центрами. Единственной магистралью они связывались с военно-общественным центром внутри крепости.

В архитектуре Беларуси, как и всей России, отмечались разные идейно-художественные направления. До середины 90-х годов XIX в. наблюдались стилизаторство и эклектизм, затем становление и развитие модерна. Архитектура второй половины XIX - начала XX вв. в целом явилась переломным этапом в развитии зодчества Беларуси. Она характеризовалась расширением типологии сооружений, принципиальными изменениями в строительной технике, сменой ряда художественных течений.

Новый этап истории белорусского зодчества определила советская эпоха. Несоизмеримо возросла социальная ориентированность архитектуры. Уже накануне Второй мировой войны были разработаны и начали осуществляться новые генеральные планы многих городов республики. Наметился переход к ансамблевым принципам застройки, сложились разнообразные стилистические направления. Зодчие стремились творчески объединить закономерности классической архитектуры с новыми тенденциями.

В настоящее время при реконструкции и развитии населенных мест совершенствуется их архитектурно-художественный облик, при этом всесторонне используется историко-культурное наследие.

Задание 2.

При чтении текстов, включенных в 2 задание, необходимо обратить особое внимание на материалы, которые помогут подробно и доказательно раскрыть следующие вопросы:

1. Какова основная идея «Завещания» Т. Шевченко? Насколько она актуальна в наше время?

2. Каким образом и в чьих интересах формируется представление о различие восточно славянских народов в современной украинской исторической науке?

3. Каковы основные принципы творчества народного мастера? Меняются ли они в зависимости от национальной принадлежности?

4. Какие реальные трагические и героические исторические события 2-пол. ХХ в. в судьбах украинцев белорусов и русских упоминаются в стихотворении Б. Олейника?

5. Какой символический смысл несут в тексте природные реалии (березы, явор, лось и т.п.)? Почему упомянуты именно они? О каком кургане идет речь в тексте? И почему теперь он разделяет некогда единые народы?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...