Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Славянский круглый год. Письма из прошлого




Письмо третье. КРАСНОЕ ЛЕТО НИКОМУ НЕ НАДОЕЛО

Мой бесценный друг! Кажется, еще вчера мы бродили теплой июльской ночью в нашей роще. Но, увы, промелькнуло лето, и все дальше в прошлое уходит наша встреча. Я несказанно рад, что обманулся в тебе и вновь обрел не просто друга, но и единомышленника. Однако, ты ждешь от меня отчета о нашей жизни, ставшей теперь уже и для тебя близкой и знакомой. И так, постараюсь вспомнить все, что было после твоего отъезда.

Ты, конечно, помнишь Петров день - праздник проводов весны и начала лета (3О июня по ст. ст.), петровские гулянья в рощах, качели, хороводы. Так же как и тебя, меня в свое время поразило, что праздник в честь христианского святого несет в себе столько древних языческих поверий и ритуальных действий. Все это сохранилось с тех времен, когда наши древние предки отмечали праздник утвердившегося в своей силе летнего солнца. Потому то и жарят на Петра яичницы и красят яйца в желтый солнечный цвет. До этого дня еще возможны весенние надежды, ожидание веселых гуляний. Но после него во всей своей мощи разворачивается летняя страда, и тут уже не до гуляний. Не зря наша соседка, известная теперь и тебе Агаша любит приговаривать (и с особенным ехидным удовольствием вслед своей снохе): ”Женское лето до Петрова дня, а потом баба и поплясала, да страда настала”.

Но я думаю, ты и сам успел заметить, что крестьянский труд для всякого нормального деревенского человека не в тягость. Ведь самой жизнью многих поколений был найден четкий ритм, целесообразная последовательность каждого дела в каждом дне и в каждом времени года. И ты сам видел, как на Козьму и Домиана (2 июля по ст. ст.) начинался покос. Тяжелая, вроде, работа. Но «Кузьма и Домиан пришли - на покос пошли» - и это праздник, и трудное дело начинается как радостное веселое событие. День этот считается бабьим и девичьим праздником. И выходят женщины в луга ворошить скошенное мужиками сено в нарядных одеждах. А после работы устраивают «ссыпчину» (то есть в складчину собирают угощение) для этого праздника нужна крупа для каши и битые куры на жаркое. И пируют всем миром. Но только после работы, причем не забывали отработать не только на себя, но и помочь семьям, оставшимся без работников. Такое непопулярное нынче у вас в городе понятие как честный труд - для крестьянина испокон веков норма повседневной жизни. Землю не обманешь, сам у себя не украдешь.

Рассказывал мне сосед, дед Прохор (а он от своего деда слышал) такой случай. Умирая, один мужик наказывал своему сыну: «Ешь хлеб с медом, первый не здоровайся». Какое странное напутствие! Но странно оно только для городского бездельника. А мужик тот имел ввиду совсем не сладкую жизнь и невежливое поведение. Дело в том, что тому, кто сам хлеб вырастил, хлеб этот покажется слаще меда. А тот, кто раньше всех в поле вышел, тот и будет лишь отвечать на поклоны только еще идущих на работу, проспавших раннюю зорьку, а не первым здороваться.

Наблюдая постоянно крестьянскую жизнь, я не перестаю удивляться ее мудрой устроенности. Помнишь, как ты недоумевал - зачем это летом, когда коровы с таким большим молоком от свежей травы, куры больше яиц дают - и вдруг Петровский пост с запретом на молочные продукты и яйца. Даже стал обвинять церковь в насилии над народом. Нет, дорогой мой, народ, пока он здоров как единое целое, невозможно заставить делать то, что ему во вред. И нам горожанам опять невдомек, что к сенокосной поре надо поднакопить продуктов для работников, да продуктов посытней (из молока, например, понаделать масла) - как поешь, так и поработаешь. Погода не ждет. А в сенокос именно она все определяет. Вот и надо много сил труженикам, чтобы успеть за немногие ясные дни и скосить и высушить. Ну и еще. У вас теперь в городе в моде разные импортные диеты и методики оздоровительного голодания. А наши предки с давних времен знали, что временные воздержания в пище очень помогают здоровью и силы организма повышают. И еще: «Без Бога не до порога» - говорят в народе. Пост и молитва всегда помогали крестьянину справиться с любыми трудностями. Вот и возникли посты перед важными и тяжелыми периодами крестьянских работ. И живет традиция, и позволяет каждому новому поколению делать как лучше и не изобретать снова колесо.

Не успел сенокос отойти, а уже и жатва близится. С Летней Казанской (8 июля по ст. ст.) в иных местах хлеба убирают. И опять рядом с трудной работой - праздник. Да еще какой! Поклонение хлебу, почитание его как главного богатства. Не случайно первый сноп ставили под образа. А саму жатву начинали часто к вечеру для того, чтобы в этот день никакой работы больше не делать. Перед жатвой работники проходили обряд очищения с мытьем в бане, с молитвой и другими ритуалами. «Зажинками» (начало жатвы) руководит всегда либо хозяйка дома, либо наиболее благочестивая женщина, у которой «легкая рука». Все магические действия перед началом были направлены на сохранение здоровья работников (заболеть в страду - всю семь на голод обречь), особенно против болей в пояснице. Были и специальные заговоры: «Дай нам, Боже, легко жать, чтобы спина не болела, чтобы руки не слабели, чтобы ноги не немели и голова не горела». Обрядовой пищей у нас на севере в это время считалась крутая каша из свежих ржаных зерен. Сам видел, как перед такой трапезой хозяйка каждого ударяла легонько ложкой по лбу и приговаривала: «Будь сыт одной кашей!».

У соседки нашей, все той же Агаши, видел я и еще один обряд, связанный с зажинками. В это время принято вводить в семью молодую сноху. Она должна была сама сжать сноп, украсить его собственноручно сотканным холстом или вышитым полотенцем и поднести свекрови. А после работы вся семья прямо в поле приступала к ритуальному пиру. Как ты понимаешь, в такой ситуации молодухе просто невозможно, как говорится пыль в глаза пустить новой родне. Тут уж всем сразу видно, что за работницу да рукодельницу выбрал в жены сынок. Вот так опять все разом и праздник, и труд, и воспитание.

Горячее время страда. Однако, даже в этот период есть дни, когда по традиции работать в поле запрещалось. Странно? Да нет, просто наши предки на многовековом опыте убедились, что надорвавшийся в непосильном напряжении работник - это упадок всей семьи, несчастье для детей, конец рода. Поэтому всегда тяжелый труд чередовался то с праздником, то с более легкой работой. Так, в Ильин день в поле не выходили и скот не выгоняли - молния может ударить. На Илью надо было подрезать соты и пчел перегонять. В этот же день был первый выезд на волков. На Марью в поле тоже не работали, а занимались в огороде и вынимали цветочные луковицы. А на Пантелеймона и не работали, и печей не топили, чтобы Палей не спалил хлеба и деревню. Но в этот день надо было собирать целебные травы. И получалось, что все очень разумно. Ведь если ушел в лес, в луга на такие сборы, да еще на весь день, то печь дома топить и не понадобится.

1 августа (по ст. ст.) наступает первый медовый Спас и новый пост - Успенский. И опять все разумно: как не оставить в это время прежнюю пищу, ведь идет основное заламывание сот и полезней подналечь на свежий мед. На первый Спас последнее купание в открытой воде. Возможно, ты спросишь, а почему же и после не искупаться, если тепло будет? У крестьянина свой смысл. В этот день последний раз купали лошадей и скотину в реке или в озере, потому что позже это им уже будет во вред. А дальше - яблочный Спас (по церковному календарю Преображение Господне) - можно есть яблоки. Чувствую, что тебе так и хочется возмутиться: «Опять какие-то предписания, указы. А если хочется по-другому?» Да, мой милый, если человек не очень умен сам, то ему только и выжить, что при руководящем коллективном здравом смысле. И даже в случае с яблоками - я думаю, ты представляешь, что бывает, когда поешь их зелеными... Веками наши предки наблюдали за природой, определяли, когда что поспевает в саду и огороде. Вот и передали в обычаях нам, как неразумным детям, все это знания для нашей же пользы.

И, наконец, подошел основной летний праздник – «Дожинки». Сейчас этот некогда языческий ритуал слился с православным престольным праздником Успения Богородицы. Однако, очень заметно некое несоответствие лейтмотива Успения, как торжественно-печального события, и разгульного радостного обряда окончания страды в народной традиции дожинок. В деревнях в этот день вяжут последний сноп, украшают его и торжественно несут в дом. Здесь он простоит до Покрова. А потом - гулянье с хмельным пивом. Но и за гуляньем не забывали совершить целый ряд действий, имевших некогда магическое значение для будущего. Так бабы ложились спиной на жнивье и приговаривали: «Жнивка, жнивка, отдай мою силку...». Возвращавшихся с поля женщин парни поливали водой, что по поверью должно было предотвратить засуху на будущий год. И еще одно важное для будущего дело решалось в это время. Через две недели после дожинок - засылка сватов. «С Успенщины не успеешь присмотреть жениха - зиму тебе в девках просидеть» - уже не раз наша Агаша этими словами понукает свою младшую дочку. И идет жизнь своим чередом.

Вот осень на пороге. Но это уже совсем другой рассказ, совсем особое время. Хотя, здесь, у нас, они все особые, ибо нет однообразия в жизни крестьянина при всей внешней, казалось бы, безсобытийности его существования. Да и сам посуди, что толку в ваших городских выдуманных сенсациях и якобы происшествиях. Что за великое дело, когда один чиновник подложил свинью другому, один начальник отобрал кабинет у другого, а неизвестный еще жулик украл больше, чем известный и высокопоставленный деятель? Это ли разнообразие? А у нас каждый день иной, чем предыдущий. Вчера еще ласковое солнце, а нынче ветер и осенняя свежесть. Вчера еще зеленел лес, а сегодня уже первые огни зардевшихся осин. И даже, когда пойдут дожди - они каждый день иные. И не страшится, а лишь радуется душа этим переменам, и живет она, и дышит по-настоящему вместе с самой природой.

Возможно, ты укоришь меня за то, что в этом письме я писал все больше о событиях, связанных с землей и земледелием. Ты думаешь, что это не нужно горожанину? Да, только, и дитя понимает, что все в нашей жизни изначально от земли. А для славянина, землепашца и сеятеля, земля испокон веков - самое важное и великое. Неслучайно, никогда земля не была в нашем отечестве товаром - да и кто же торгует святынями! Владели ей всем миром - божество нельзя приватизировать. Почитали как мать-кормилицу - кто же продает мать! (Хотя были, как известно, во все времена свои христопродавцы, но как к ним относились и чем они кончали - все знают.) Именно ее, родную землю, брал с собой воин-славянин на битву, хранил в узелке на груди рядом с нательным крестом. Ей, землей, клялись в самых важных случаях (а у наших деревенских мальчишек и сейчас еще услышишь: «А не врешь? А ну, обещай верно, да ешь землю, чтоб без обмана»). Нельзя было плевать на землю так же, как в колодец. Нельзя было обижать ее небрежным отношением, запустением, не ухоженностью, замусоренностью (разве видел ты где в деревне нашей или возле нее свалки как у вас в городе, или неделями лежащий возле домов мусор? Это все - «достижения» вашей «цивилизации»). Так у кого же, как ни у крестьянина (настоящего, а не радиотелевизионного порождения убогой пропаганды) можно поучиться отношению к земле, а значит и к Родине?! Вот почему, мой друг, именно с таким письмом я обратился к тебе нынче. И ты знаешь, что можно и нужно верить простой жизни моих соседей, коренных деревенских жителей, потомственных крестьян. А если с ними опять забыли посоветоваться власти, когда кроили свои очередные убогие конституции, так им, властям, здесь не жить (а потом, они нынче есть - а завтра никто их не вспомнит). А дед Прохор, Агаша, Егорка - они навсегда. Да и еще – «не в силе бог, а в правде».

Ну, будь здоров. Твой Н.

 

Письмо четвертое. ТЕМНА НОЧЕНЬКА, НЕЯСЕН ДЕНЬ -- ОТ ОСЕНИ К ЛЕТУ ПОВОРОТА НЕТУ

Мой бесценный друг! Как долго для меня тянулось время, покуда я не мог писать тебе! Как истерзалась душа моя неизвестностью. Теперь, слава Богу, пришла хоть весть о твоем здравии. Не зря говорят: «В Москву идти - голову нести». Не скажу, что самое худшее позади, но ты жив и не сломлен - сейчас это главное. Надеюсь, что я не удивлю тебя, если вновь буду продолжать мой всегдашний рассказ о простой нашей крестьянской жизни. Не спрашивай «зачем?» - читай неспешно до конца и поймешь.

Дивное это время, крестьянская осень! Кончилась летняя страда. Полны закрома. Ясны небеса и золотоносны леса. Не зря в народе говорят: «Осенью и воробей богат». Нынче все было так же. Вот только в лесах и садах преобладал не золотой цвет, а багряный. Идешь по таким рдеющим осыпавшимся листьям как по кровавому морю. И страшно от этого дива. Зловещий свет пожарного зарева, казалось, вставал в листве нашей осиновой рощи, в листве дальней дубравы. И поверишь, что предчувствует природа наши людские беды. Вот только не всегда понимаем мы ее предсказания.

Для наших далеких предков осеннее время было полно особого символического смысла. Когда-то осенью начинался новый год. 1 сентября (по ст. ст.) день Семена-листопроводца - первые осенины, начало бабьего лета, и начало церковного православного нового года. По древнему обычаю в старой Москве это был «Судный день», один из 3-х в году, когда суд вершил сам царь.

Кое-где по России и сейчас в первую ночь сентября принято бодрствовать и заниматься какой-нибудь работой (шить, вязать, что-то мастерить). Все это имело магическое значение: совершивший такой обряд мог быть уверен, что на всю осень и зиму без работы не останется. Вот так наши деды просили у высших сил не праздного отдыха, а дела как лучшей для себя награды. В деревнях на Семенов день очень важным считался обряд зажигания нового огня. И вот погашены в доме все источники огня кроме лампад у икон, а глава семьи древним способом «вытирания» (трения) из дерева добывает огненную искру. И еще множество магический действий надо было совершить в этот день, чтобы все темные силы остались в прошлом. А если был готов новый дом, то новоселье справляли обязательно на Семена - всегда счастье будет в доме. В этот день мальчишек-трехлеток впервые сажали на коня. Женщины к Семену готовили основу на кроснах (ткацкие станки), чтобы именно 1сентября начать ткать.

Один из самых древних обрядов Семенова дня - похороны мух и тараканов (свидетельством его древности является еще и то, что подобные ритуалы сохранились не только у славян, но и у наших соседей латышей тоже). Смысл его в том, чтобы вся нечисть осталась в старом году и не мешала человеку. Постепенно обряд этот стал универсальным средством для «истребления» всяческих паразитов и недругов, а не только насекомых. А у латышей даже сохранился обрядовый заговор. Привожу его тебе дословно (думаю, вдруг пригодится и нам и соседям): «Где тараканы? - На свадьбе. - Что они делают? - Друг друга едят. - Пусть друг друга едят, пока совсем не съедят!»

На вторые осенины (8 сентября по ст. ст.) - в деревне опять большой праздник, слившийся позднее с важной церковной датой - рождеством Богородицы. Женщины рано утром выходят к реке или озеру с овсяным хлебом. Несет его старшая в деревне, а остальные - вкруг нее с особыми песнями. Потом хлеб разламывают, делят поровну между всеми, и хозяйки несут его домой, кормят им скотину, чтобы здорова была. А гулянье после этого тянется иной раз больше недели. Варят пиво, обязательно готовят разные мясные блюда. Эх, и хорош был нынче студень у нашей Агаши! Со вторых осенин начинаются осенние посиделки и вечерки - особые молодежные гулянки. И приближается Покров - самое время свадеб.

Ничего не видел лучше Покрова! (1 октября ст. ст.). Начинается праздник тем, что хозяйка раздает всем зерна из последнего сжатого снопа, который с дожинок стоял в избе под образами. Это должно по поверью принести домочадцам, и людям и животным, здоровье. И еще хозяйка приговаривает: «Батюшка Покров, покрой землю снежком, дом теплом, а девицу женишком». Покров - первое зазимье, первый снег, недолгий - но вот уже повеяло грядущими зимними стужами. Самое же интересное в покровский праздник, конечно, свадебные гулянья. Пары молодых определились еще во время весенних вечеринок. Было время и для засылки сватов. И вот сама свадьба приспела. Сам видел, нравы деревенские совсем не монашеские - никого не удивляет, скажем, когда невеста под венцом стоит брюхатая. Но никогда не был у деревенских в почете разгул бессовестный и разврат грязный. Да, беременная, но ведь венчается и ребенка ждет от своего молодого мужа, а не тайком темной ночью чужих мужей навещает. И даже гордится молодой супруг - всем видно, что жену выбрал не пустоцвет. Так что некоторые нынешние «просветители» по вопросам секса на западный манер видно все же не местные, раз думают, что народ наш в этом вопросе отстающий. И еще один миф. Почему-то считается, что женили и замуж выдавали детей родители только по своему усмотрению. В том-то и мудрость была народная, что родня всегда догадывалась, кто люб их дочери или сыну. И всегда уважали самостоятельный и разумный выбор, тем более, если он согрет искренней любовью. И только вмешательство чужеродных, враждебных крестьянскому миру сил (самодура-барина во времена крепостничества, самодура-чиновника после отмены крепостного права, циничного капитала и псевдоцивилизации в начале ХХ века) калечило и уродовало прежние нормы отношений деревенской молодежи.

Не стану описывать весь ритуал: самый изысканный слог бессилен передать яркую нарядность этого действия, где внешняя красота соединяется с глубокой мудростью и продуманностью каждого шага, каждого слова на свадебном пиру. Надеюсь, что впереди тот день, когда вся наша деревня будет гулять на твоей свадьбе. Тогда все сам и увидишь.

Осенней порой в народном календаре много дней, традиционно связанных для славян с обычаем поминовения предков. Так память христианского проповедника и святого Иоанна (Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 29 августа по ст. ст.) соединилась с традиционным поминанием в этот день всех погибших воинов-защитников отечества. Кроме запрета брать в этот день в руки острые предметы, нельзя было петь и плясать, буйно веселиться и неумеренно предаваться винопитию («На постного Ивана не пригубь больше стакана»). Строго и достойно чтили наши предки своих героев – «всех воинов за отечество убиенных». Как не поучиться у них умению благодарно помнить погибших за нашу свободу, за наше национальное достоинство! И пусть не можем мы назвать поименно всех былых и нынешних подвижников - память о них должна быть неизменной.

На октябрь приходится один из самых важных праздников, связанный с величайшим событием в истории борьбы славян за независимость - день памяти погибших в Куликовской битве. Дмитровская родительская (или дедова) суббота еще у наших языческих пращуров была традиционным временем осенних поминок. В этот день готовили для усопших особое угощение, с помощью магических заклинаний приглашали умерших родных в гости, спешили порадовать предков хорошим урожаем, изобилием в доме. После Куликовской битвы Дмитрий Донской постановил, что эта суббота должна отмечаться, прежде всего, как день памяти погибших воинов. Тем самым князь как бы связал для нас воедино историческое прошлое и день сегодняшний, неизвестных нам воинов прировнял к кровным родственникам.

Я не перечислил тебе и десятой доли всех осенних праздников, гуляний и ритуалов. Но, думаю, и этого достаточно, чтобы вспомнить кто мы и откуда родом. Верно говорят: «Своя земля и в горести мила». Только этой осенью не очень получались у нас в деревне праздники. Да ты знаешь, что не по нашей вине. Есть день такой в октябре - 4 число - именины Кондрата и Игната. А в народе говорят: «Кондрат с Игнатом помогают богатеть богатым». А у нас ты сам видел, какие «богатые»! Только не прибавляй к своим печалям еще и наши. Агаша теперь все повторяет: «За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое». А потом улыбнется, как только она одна и умеет, и добавит: «Не все ненастье, проглянет и красный день».

Вот и ушла эта осень с печальным тысяча девятьсот девяносто третьим от рождества Христова октябрем. Грядет зима. И есть там день - именины Наума (у вас, кажется, очередное представление под названием «выборы» будет в этот день). На день Наума есть своя присказка: «Наум наставляет на ум». Может поможет это нашим соотечественникам?

До встречи, мой мужественный друг, в более радостные времена. Твой Н.

 

ЛИТЕРАТУРА КО 2, 3 ЗАДАНИЯМ

1. Белов В. ЛАД. Л., 1984

2. Бернштам Т. Будни и праздники. М., 1985

3. Гачев Г. Национальные образы мира. М., 1988

4. Громыко М. Мир русской деревни. М., 1991

5. Даль В. Месяцеслов. С-Пб., 1992

6. Даль В. Пословицы русского народа.

7. Жегалова С. Художественная культура русской деревни. М., 1983

8. Забелин М. Русский народ, его обряды

9. Зеленин Д. Восточнославянская этнография. М., 1991

10. Круг земного бытия. М., 1997

11. Народы России. Энциклопедический словарь. М., 1994

12. Народный месяцеслов. М., 1992

13. Пропп В. Русские аграрные праздники.

14. Руднев В. Обряды народные и обряды церковные. Л., 1982

15. Семенова М. Мы - славяне. С-Пб., 1997

16. Пушкарев Л. Духовный мир русского крестьянина. М., 1994

17. Этнография. Учебник для исторических факультетов вузов

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...