Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Игровой и соревновательный методы

Несмотря на все достоинства и разнообразие ме­тодов строго регламентированного упражнения, в них, по сути, во­площается лишь одна из главных методических линий в процессе физического воспитания, предполагающая возможно полное упо­рядочивание действий занимающихся и условий их выполнения. В определенных ситуациях не менее существенное значение имеет и иная методическая линия, связанная с игровым и соревнова­тельным методами.

3.1. Игровой метод

Значение игры как многообразного общественного явления, вообще говоря, выходит далеко за сферу физического вос­питания и даже воспитания в целом. Возникнув на ранних этапах истории и развиваясь вместе со всей культурой общества, игра слу­жила и служит удовлетворению различных потребностей—в само­познании и внешнем контактировании, духовном и физическом раз­витии, отдыхе и развлечении и т. д. Однако одна из главнейших функций игры—педагогическая: игра издавна является одним из основных средств и методов воспитания в широком смысле слова.

Понятие игрового метода в сфере воспитания отражает методи­ческие особенности игры, т. е. то, что отличает ее в методическом отношении от других методов воспитания.

Игровой метод в физическом воспитании характеризуют в целом следующие черты.

«Сюжетная» организация. Деятельность играющих ор­ганизуется в соответствии с образным или условным «сюжетом», в котором предусматривается достиже­ние определенной цели в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуаций. Игровой сюжет либо непо­средственно заимствуется из окружающей действительности с об­разным отражением тех или иных прикладных действий и жизнен­ных отношений, либо специально со­здается, исходя из потребностей физического воспитания, как ус­ловная схема взаимодействия играющих, что особенно характерно для современных спортивных игр.

Разнообразие способов достижения цели и, как правило, комплексный характер деятельности. Возможность достижения игровой цели обычно не связана с каким-либо одним способом действий. Почти всегда су­ществуют различные пути выигрыша, допускаемые правилами игры, которые лимитируют лишь общую линию поведения, но не предопределяют жестко конкретные действия. Игровая деятель­ность в процессе физического воспитания имеет, как правило, ком­плексный характер, т. е. включает в себя различные двигательные действия.

Широкая самостоятельность действий зани­мающихся, высокие требования к их инициативе, находчивости, ловкости. Игровой метод предоставляет играющим простор для творческого решения двигательных задач, причем постоянное и внезапное из­менение ситуаций по ходу игры обязывает решать эти задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способ­ностей.

Моделирование напряженных межличностных и межгрупповых отношений, повышенная эмоцио­нальность. В большинстве игр воспроизводятся активные межличностные и межгрупповые отношения, которые строятся как по типу сотрудничества (между игроками одной команды), так и по типу соперничества (между противниками в парных и командных играх), когда сталкиваются противополож­ные интересы, возникают и разрешаются игровые «конфликты». Это создает высокий эмоциональный накал и содействует яркому выявлению этических качеств личности.

Вероятностное программирование действий и ограниченные возможности точного дозирования нагрузки. Игровой метод не позволяет вполне строго предусмотреть заранее как состав дейст­вий, так и степень их влияния на занимающихся. Возможность до­стижения игровой цели различными способами, постоянное и вне­запное изменение игровых ситуаций, динамичность и высокая эмоциональность взаимодействий — все это исключает возможность жестко программировать содержание упражнений и точно регули­ровать нагрузку по величине и направленности. Педагогическое управление имеет здесь более сложные и косвенные формы, чем в методах строго регламентированного уп­ражнения.

Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей исполь­зуется в процессе физического воспитания не столько для началь­ного обучения движениям или избирательного воздействия на от­дельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях.

3.2. Соревновательный метод

Соревнование, подобно игре, от­носится к числу широко распространенных общественных явлений. Оно имеет существенное значение как способ организации и стиму­лирования деятельности в самых различных сферах жизни — в про­изводственной деятельности, в искусстве, в спорте и т. д. Естественно, что конкретный смысл соревнований при этом различен.

Соревновательный метод в процессе физического воспитания используется как в относительно элементарных формах, так и в раз­вернутой форме.

Основная определяющая черта соревнователь­ного метода — сопоставление сил в условиях упо­рядоченного соперничества, борьбы за первенст­во или возможно высокое достижение. Отсюда выте­кают и все другие особенности этого метода.

Фактор соперничества в процессе состязаний, а также условия их организации и проведения создают особый эмоциональный и физиологиче­ский «фон», который усиливает воздействие физических упражне­ний и может способствовать максимальному проявлению функцио­нальных возможностей организма.

Во время состязаний, особенно значимых в личном и общест­венном отношениях, в большей мере, чем в игре, выражены момен­ты психической напряженности. Здесь постоянно действует фактор противодействия, противоборства, столкновения противоположно направленных интересов.

Соревновательный метод характеризуется также унификацией предмета состя­зания, порядка борьбы за победу и способов оцен­ки достижения. Невозможно сравнивать силы, если нет общего эталона для сравнения и если не упорядочен сам процесс сопоставления. В спорте же унифи­кация закрепляется едиными правилами состязания, которые во многих случаях приобрели уже значение международных норм со­стязания. Вместе с тем унификация в соревновательном методе не регламентирует деятельность соревнующихся во всех деталях. Характер этой деятельности определяется в решающей мере логи­кой борьбы за первенство, победу или возможно высокое достиже­ние. Можно сказать, что соревновательный метод занимает как бы про­межуточное положение между игровым методом и методами строго регламентированного упражнения.

Соревновательный метод применяется при решении разнообраз­ных педагогических задач — воспитании физических, волевых и мо­ральных качеств, совершенствовании умений, навыков и способно­сти рационально использовать их в усложненных условиях. Сравни­тельно с другими методами физического воспитания он позволяет предъявить наиболее высокие требования к функциональным воз­можностям организма и тем способствовать их наибольшему разви­тию. Исключительно велико значение соревновательного метода и в воспитании морально-волевых качеств: целеустремленности, ини­циативности, решительности, настойчивости, способности преодоле­вать трудности, самообладания, самоотверженности и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...