Основы методики воспитания осанки
Управление процессом формирования и закрепления навыка рациональной осанки, а также предупреждение и исправление возможных нарушений ее составляют один из существенных разделов физического воспитания. Решающая часть процесса воспитания осанки приходится на младенческий, преддошкольный, дошкольный и школьный периоды, однако оно не завершается с этими периодами, а должно продолжаться в течение всей жизни человека. Хотя наследственность влияет в той или иной мере на тип осанки, главную роль в том, какая осанка будет характерна для индивида, играет приобретенный навык прямостояния наряду с качественными основами сохранения и регулирования позы. Поэтому первая задача в процессе воспитания осанки заключается в формировании и последующем закреплении навыка рациональной «основной стойки», благоприятной для функционирования двигательного аппарата и внутренних органов. Эта задача решается в единстве с освоением техники жизненно важных двигательных действий и воспитанием физических качеств, особенно таких, как сила и гибкость, а также способности поддерживать статическое и динамическое равновесие. На первом этапе формирования навыка правильной осанки необходимо создать достаточно ясное представление о ней и практически «прочувствовать» ее. Разумеется, такие упражнения не должны быть чрезмерно утомительными. Их нужно разнообразить и по возможности делать интересными, особенно в занятиях с детьми. О необходимости постоянно соблюдать правильную осанку на первых порах нужно как можно чаще напоминать, в том числе с помощью плакатов, лозунгов («Сутулость—враг здоровья!»). Учитывая, что общее распределение тонуса мышц, обеспечивающих сохранение позы, существенно зависит от шейно-тонических установочных рефлексов, важно с самого начала обращать внимание на верное положение головы в вертикальной стойке. Однако положение верхних звеньев тела в вертикальной стойке во многом определяется положением нижележащих опорных звеньев, прежде всего нижних конечностей. Поэтому при поэлементном освоении основной стойки и контроле за ее правильностью рекомендуется придерживаться такой последовательности: 1. Постановка стоп. 2. Полное разгибание ног в коленных суставах. 3. Разгибание в тазобедренных суставах и поясничном отделе. 4. Установка верхних звеньев тела.
Разнообразные эффективные средства воспитания осанки предоставляет гимнастика во всех ее видах. Особенно широко применяются для формирования и закрепления навыка рациональной осанки строевые, порядковые и вольные упражнения, а также так называемые элементарные «общеразвивающие» упражнения, значительная часть которых специально предназначена для этой цели. Немаловажную роль в систематическом закреплении навыка рациональной осанки играют принятые в гимнастике правила соблюдения исходных положений перед началом упражнения, требования «гимнастического стиля» выполнения упражнений и фиксации конечных положений. На этапах закрепления и совершенствования техники двигательных действий основными средствами являются целостные упражнения. Некоторые из них имеют особую ценность для совершенствования навыков рациональной осанки в усложненных условиях статического и динамического равновесия. В этой связи следует отметить упражнения в равновесии на уменьшенной опоре, упражнения типа жонглирования и такое средство воспитания осанки, как передвижение с грузом на голове. Ряд упражнений может при известных условиях неблагоприятно влиять на осанку. К ним относятся, в частности, продолжительные упражнения, выполняемые в согнутом положении, упражнения с предельными внешними отягощениями, выполняемые в большом объеме, упражнения, сопряженные с крайней степенью утомления. Такого рода упражнения необходимо постоянно сочетать с упражнениями, корригирующими осанку, в том числе с «выравнивающими» упражнениями.
Нестойкие нарушения осанки функционального характера сравнительно несложно устранить средствами физического воспитания. Решающее условие при этом — целесообразное построение процесса занятий физическими упражнениями в соответствии с принципами оптимального варьирования нагрузок и чередования их с отдыхом, а также оптимизация общего режима жизни в согласии с требованиями гигиены. Для коррекции же стойких аномалий осанки патологического характера требуется вмешательство врача и специалиста по лечебной физической культуре. Формы занятий физическими упражнениями Основы структуры занятий Каждое отдельное, относительно завершенное занятие физическими упражнениями является звеном процесса физического воспитания. В целом занятия разнообразны—прогулки, утренняя зарядка, спортивные состязания, купания, туристские походы, уроки физической культуры и т. д. Однако все они строятся на основе некоторых общих закономерностей. Знание этих закономерностей позволяет педагогу в каждом конкретном случае разумно и с наибольшей эффективностью решать образовательные и воспитательные задачи. Очень важно в педагогическом отношении ясно представлять диалектический характер взаимосвязи содержания и формы занятий физическими упражнениями. Специфическим содержанием здесь является прежде всего активная, направленная на физическое совершенствование практическая деятельность. Она состоит из ряда относительно самостоятельных элементов: сами физические упражнения, подготовка к их выполнению, активный отдых и т. д. Сравнительно устойчивый способ объединения элементов содержания составляет форму занятий физическими упражнениями. В каждом случае форма должна соответствовать содержанию занятия, что является коренным условием качественного его проведения.
Форма занятий активно влияет на их содержание. Будучи единой с ним, она обеспечивает оптимизацию деятельности занимающихся. Постоянное пользование одними и теми же, стандартными формами занятий задерживает совершенствование физической подготовленности занимающихся. Целесообразное варьирование форм, введение новых взамен устаревших дает возможность успешно решать задачи физического воспитания. Факт активного влияния формы занятий на их содержание, а следовательно, и на результаты обязывает к самому серьезному отношению к ней. Поэтому в теории физического воспитания вопросам построения занятий физическими упражнениями всегда придавалось большое значение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|