3.5 Культура медицинского работника
3. 5 Культура медицинского работника
1. Внутренняя культура. Это отношение к труду, соблюдение дисциплины, бережное отношение к предметам обстановки, дружелюбие, чувство коллегиальности.
2. Внешняя культура. Приличие, хороший тон, культура речи, соответствующий внешний вид т. п.
Основными качествами медицинского работника, причём качества именно его внутренней культуры, являются:
скромность - простота, безыскусственность, которые свидетельствуют о красоте человека, его силе; справедливость - самая высокая добродетель медицинского работника. Она является основой его внутренних побуждений. Цицерон говорил о двух началах справедливости: «Никому не вредить и приносить пользу обществу»; честность - должна соответствовать всем делам медицинского работника, стать основой его повседневных помыслов и стремлений; доброта – неотъемлемое качество внутренней культуры хорошего человека. Хороший человек – это, прежде всего, такой человек, который относится благожелательно к окружающим его людям, понимает и горести, и радости, в случае нужды с готовностью. По зову сердца, не жалея себя, помогает словом и делом. Что же такое внешняя культура медицинского работника?
1. Внешний вид. Основное требование к одежде медика – чистота и простата, отсутствие излишних украшений и косметики, белоснежный халат, шапочка и наличие сменной обуви. Одежда, выражение лица, манера держать себя отражают некоторые аспекты личности медицинского работника, степень его заботы, внимания к пациенту. «Медикам следует держать себя чисто, иметь хорошую одежду, ибо всё это приятно для больных» (Гиппократ).
Медицинская форма не нуждается в украшениях. Она сама украшает человека, символизирует чистоту помыслов, строгость в выполнении профессиональных обязанностей. Не будет доверия у пациента к медицинскому работнику, у которого взгляд хмурый, поза небрежная, а говорит он так, словно делает одолжение. Медицинский работник должен держаться просто, говорить ясно, спокойно, сдержанно.
2. Культура речи является второй составной частью внешней культуры. Речь медицинского работника должна быть чёткой, негромкой, эмоциональной. Нельзя использовать уменьшительные эпитеты при обращении к пациенту: «бабулька», «голубушка» и т. д. Нередко приходится слышать, как о пациенте говорят: «диабетик», «язвенник», «астматик» и т. д.
Иногда речь медицинских работников пересыпана модными, жаргонными словами, примитивна, пациент не проникается доверием к ним. Такие издержки речевой культуры медицинских работников как бы отгораживают их от пациентов, отодвигают на задний план личность пациента, его индивидуальность, а у пациента вызывают негативную реакцию.
Медицинскому работнику доверяется самое дорогое – жизнь, здоровье, благополучие людей. Он несёт ответственность не только перед пациентом, его родственниками, но и перед государством в целом. Надо помнить: интересы пациента превыше всего.
3. 6 Права пациента
1. уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала; 2. выбор врача с учетом его согласия; 3. обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; 4. проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов; 5. облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами; 6. сохранение медицинскими работниками профессиональной тайны; 7. информированное добровольное согласие на медицинские вмешательства; 8. отказ от медицинского вмешательства; 9. получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья; 10. получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования; 11. возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи; 12. допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав; 13. допуск к пациенту священнослужителя или предоставление условий для отправления религиозных обрядов, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.
2. Этико-правовые аспекты соблюдения медицинской сестрой прав пациентов
Медицинская сестра должна знать и уважать права пациента и в своей профессиональной деятельности поступать с учетом этих прав.
Очень важным принципом в современном здравоохранении является принцип информированного добровольного согласия. Этот принцип означает, что медицинский работник должен максимально полно информировать больного и дать ему оптимальные советы. Только после этого больной должен сам выбрать свои действия. При этом в нашей стране закон дает право пациенту получать всю информацию. Предоставление неполной информации является обманом. Медицинская сестра должна уважать право пациента или его законного представителя (когда она имеет дело с ребенком или недееспособным душевнобольным) соглашаться на любое медицинское вмешательство или отказываться от него. Медицинская сестра должна быть уверена, что согласие или отказ даны пациентом добровольно и осознанно, то есть без какого-либо принуждения или обмана, и при ясном понимании характера воздействия на его физическое или психическое здоровье. Моральный и профессиональный долг медицинской сестры - в меру своей квалификации, разъяснять пациенту последствия отказа от медицинской процедуры. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником. Если пациент не в состоянии выразить свою волю, медицинская сестра вправе осуществлять показанные ему неотложное медицинское вмешательство, в пределах своей компетентности, на основе своего собственного решения.
Медицинская сестра должна сохранять в тайне от третьих лиц доверенную ей или ставшую ей известной в силу исполнения профессиональных обязанностей информацию: о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья пациента, диагнозе, лечении, прогнозе его заболевания, а также о личной жизни пациента, даже после того, как пациент умрет. Не подлежат огласке также сведения о физических недостатках, вредных привычках, имущественном положении, круге знакомств и т. п. Целью сохранения профессиональной тайны является предотвращение возможного причинения больному морального или материального ущерба. Медицинская сестра обязана неукоснительно выполнять свои функции по защите конфиденциальной информации о пациентах, в каком бы виде она ни хранилась. Медицинская сестра вправе раскрыть конфиденциальную информацию о пациенте какой-либо третьей стороне только с согласия самого пациента. Право на передачу медсестрой информации другим специалистам и медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь пациенту, предполагает наличие его согласия.
- в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;
- при угрозе распространения инфекционных заболеваний;
- по запросу органов дознания и следствия, прокуратуры и суда в связи с проведением расследования или судебного разбирательства;
- в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей;
- при наличии оснований, позволяющих предполагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий.
Но и при вышеназванных обстоятельствах пациента следует поставить в известность о неизбежности раскрытия конфиденциальной информации. Во всех других случаях медицинская сестра несет личную моральную, а иногда и юридическую ответственность за разглашение профессиональной тайны.
Медицинская сестра, столкнувшись с нелегальной, неэтичной или некомпетентной медицинской практикой, должна становиться на защиту интересов пациента. Она обязана знать правовые нормы, регулирующие сестринское дело, систему здравоохранения в целом и применение методов традиционной медицины, в частности. Моральная обязанность медицинской сестры - активно препятствовать практике бесчестных и некомпетентных коллег, других лиц, занимающихся сомнительной медицинской практикой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|