Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выбор темы контрольной работы




МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

НИЖНЕКАМСКИЙ ФИЛИАЛ

 

Процессуальная документация

МЕтодические указания

По выполнению контрольных работ и организации самостоятельной работы для студентов юридического факультета,

Обучающихся по направлениям подготовки 030900.62 и 40.03.01 Юриспруденция квалификация (степень) «бакалавр»

 

 

Нижнекамск-2015


Шакиров Х.С.

Процессуальная документация: методические указания по выполнению контрольных работ и организации самостоятельной работы. – Нижнекамск: Нижнекамский филиал МГЭИ, 2015. – с.

 

Печатается по решению учебно-методического Совета Нижнекамского филиала МГЭИ. Протокол заседания от __ января 2015 года №.

 

Рецензент:

Юнусов А.А., доктор юридических наук, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин Нижнекамского филиала МГЭИ.

 

 

© Нижнекамский филиал МГЭИ, 2015.

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Курс «Процессуальная документация» является дисциплиной вариативной части профессионального цикла учебного плана по направлению подготовки «Юриспруденция» и преподается студентам в 4 семестре в объеме 3-х зачетных единиц (108 часов).

Освоение курса «Процессуальная документация» и применение приобретенных в его рамках знаний связано с дисциплинами по конституционному, гражданскому, административному и уголовному праву.

Цель изучения дисциплины – овладение методикой составления юридических документов, необходимых для юридического делопроизводства, и навыками работы с ними.

Основные задачи дисциплины: изучение и освоение нормативной базы для оформления процессуальной документации; освоение практических навыков составления, ведения, систематизации и архивирования процессуальных документов.

В соответствии с рабочей программой и тематичес­ким планом изучение дисциплины проходит в виде ауди­торной и самостоятельной работы студентов. Учеб­ный процесс в аудитории осуществляется в форме лек­ций и практических занятий.

В лекциях раскрываются основные темы изучаемого курса, которые входят в рабочую программу: предмет, задачи и система курса «Процессуальная документа­ция»; документы конституционного судопроизводства; процессуальные документы по гражданским делам; до­ку­менты арбитражного процесса; документы производ­ства по делам об административных правонарушениях; процессуальные акты и служебные документы предвари­тель­ного расследования; судебные документы по уголов­ным делам.

На практических занятиях более подробно изучается программный материал в плоскости отработки практи­ческих умений и навыков. Таких, как: составление, ве­де­ние, систематизация и архивирование процессуальных документов по судебному делопроизводству; юридичес­кий анализ законов, подзаконных нормативных актов, издаваемых компетентными органами государства.

Самостоятельная работа студентов направлена на самостоятельное изучение отдельных тем рабочей прог­рам­мы. Таких, как: основные понятия документоведе­ния; государственные архивы; документы, составляемые прочими участниками процесса; требования, предъяв­ляемые нормативными актами к составлению процес­суаль­ных документов; требования, предъявляемые законом к документам, составляемым в Конституцион­ном суде РФ в процессе предварительного рассмотрения обращения; законная сила постановлений; немедленное исполнение судебного решения; частная жалоба, пред­ставление; производство ввиду вновь открывшихся об­стоя­тельств; апелляционная жалоба; виды определений арбитражного суда; вручение копии постановления; со­гла­сие прокурора, судьи; виды протоколов; постановле­ние о направлении дела в суд для применения прину­дительных мер медицинского характера; порядок выне­сения постановлений по уголовным делам; резолютивная часть определения; постановление надзорной инстанции по уголовному делу; меры принудительного исполне­ния.

Основной формой усвоения программного материала для студентов заочной формы обучения является самостоятельная работа студента. Одна из форм работы заочников с изучаемым материалом, а также способ осуществления контроля за качеством его усвоения – выполнение студентами в межсессионный период контрольных заданий.

Формой итогового контроля знаний студентов яв­ляется экзамен, в ходе которого оценивается уровень тео­ре­тических знаний и навыки решения практических задач.

Требования к результатам освоения дисциплины. В результате освоения дисциплины студенты, обучаю­щиеся по направлению подготовки «Юриспруденция», должны:

знать нормативную базу, являющуюся правовым основанием для составления процессуальных документов в органах судебной власти, а также иных государственных правоохранительных органах и некоторых негосударственных правоохранительных органах, на которые данная функция возложена законодательно;

уметь применять нормативные правовые акты, реа­ли­зовывать нормы процессуального права; юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; применять знания по процессуальной документации при решении практических задач и при юридическом ана­лизе законов, подзаконных нормативных актов, изда­ваемых компетентными органами государства;

владеть представлением о процессуальной докумен­та­ции правоохранительных органов Российской Федера­ции; навыками подготовки юридических документов, правильно и полно отражать результаты профессиональ­ной деятельности в юридической и иной документации.

Процесс изучения дисциплины «Процессуальная документация» направлен на формирование у студентов направления подготовки «Юриспруденция» следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций (согласно ФГОС ВПО);

студент:

- осознает социальную значимость своей будущей про­фессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);

- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

- способен участвовать в разработке нормативно-пра­вовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

- способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

- способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

- способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

- способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

- владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

- способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

- способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

- готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК- 14);

- способен толковать различные правовые акты (ПК-15);

- способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16).

Изучение данной дисциплины предусмотрено ФГОС ВПО (2010).

 

 


 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Учебным планом отведено время на самостоятельную (внеаудиторную) работу студентов. Известно, что в процессе обучения в вузе удельный вес самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения достаточно велик. Поэтому для студента важно овладеть методикой самостоятельного изучения курса. Большую помощь в этом вопросе может оказать работа Н.Е. Ерастова «Методика самостоятельной работы» (-М.: Мысль, 1985.) В ней подробно изложены вопросы организации самостоятельной работы, методы обработки информации и использования полученных знаний в процессе учебы. Ценность этой книги заключается еще и в том, что рассмотренные в ней методы самостоятельной работы могут быть использованы при изучении различных дисциплин.

Советуя студентам изучить эту книгу, мы ограничимся только краткими рекомендациями по тем видам самостоятельной работы, которые могут быть использованы при изучении данного курса. К таким видам относятся:

· работа над лекционным материалом;

· работа над учебными пособиями, монографиями, научной периодикой;

· изучение и конспектирование нормативного материала;

· написание рефератов;

· подготовка к зачету или экзамену.

Рассмотрим некоторые из них подробнее. Самостоятельная работа начинается до прихода студента на лекцию. Целесообразно использование «системы опережающего чтения», т.е. предварительного прочитывания лекционного материала, содержащегося в учебниках и учебных пособиях, закладывающего базу для более глубокого восприятия лекции. Работа над лекционным материалом включает два основных этапа: конспектирование лекций и последующую работу над лекционным материалом. Под конспектированием подразумевают составление конспекта, т.е. краткого письменного изложения содержания чего-либо (устного выступления - речи, лекции, доклада и т.п. или письменного источника - документа, статьи, книги и т.п.).

Методика работы при конспектировании устных выступлений значительно отличается от методики работы при конспектировании письменных источников. Конспектируя письменные источники, студент имеет возможность неоднократно прочитать нужный отрывок текста, поразмыслить над ним, выделить основные мысли автора, кратко сформулировать их, а затем записать. При необходимости он может отметить и свое отношение к этой точке зрения. Слушая же лекцию, студент большую часть комплекса указанных выше работ должен откладывать на другое время, стремясь использовать каждую минуту на запись лекции, а не на ее осмысление - для этого уже не остается времени. Поэтому при конспектировании лекции рекомендуется на каждой странице отделять поля для последующих записей в пополнение к конспекту.

Записав лекцию или составив ее конспект, не следует оставлять работу над лекционным материалом до начала подготовки к зачету. Нужно проделать как можно раньше ту работу, которая сопровождает конспектирование письменных источников, и которую не удалось сделать во время записи лекции. А именно: прочесть свои записи, расшифровав отдельные сокращения, проанализировать текст, установить логические связи между его элементами, в ряде случаев показать их графически, выделить главные мысли, отметить вопросы, требующие дополнительной обработки, в частности, консультации преподавателя. При работе над текстом лекции студенту необходимо обратить особое внимание на проблемные вопросы, поставленные преподавателем при чтении лекции, а также на его задания и рекомендации. Работая над текстом лекции, необходимо иметь под рукой справочные издания: словарь-справочник, нормативно-правовые акты, в которых можно найти объяснение многим встречающимся в тексте терминам, содержание которых студент представляет весьма туманно, хотя они ему и знакомы.

Свою специфику имеет работа с учебными пособиями, монографиями, периодикой. Перечень вопросов, подлежащих изучению, приведен в программе и учебно-методическом комплексе по данной дисциплине. Не все эти вопросы будут достаточно полно раскрыты на лекциях. Отдельные вопросы будут освещены вкратце или вообще не будут затронуты. Поэтому, проработав лекцию по конспекту, необходимо сравнить перечень поднятых в нем вопросов с тем перечнем, который приведен в указанном источнике по данной теме, и изучить ряд вопросов по учебным пособиям, дополняя при этом конспект лекций. Следует хорошо помнить, что работа с учебными пособиями не имеет ничего общего со сквозным пограничным чтением текста. Она должна быть направлена на поиски ответов на конкретно поставленные в программе вопросы или вопросы для подготовки к зачету или экзамену. Работая с учебными пособиями, не следует забывать о справочных изданиях.

Все сказанное выше в равной степени относится и к работе с монографической литературой и научной периодикой. Работа с периодикой и монографиями также не должна состоять из сквозного чтения или просмотра текста. Она должна включать вначале ознакомительное чтение, а затем поиск ответов на конкретные вопросы. Основная трудность для студентов заключается здесь в необходимости усвоения, понимания и запоминания значительных объемов материала. Эту трудность, связанную, прежде всего, с дефицитом времени, можно преодолеть путем усвоения интегрального алгоритма чтения.

В процессе организации самостоятельной работы большое значение имеют консультации с преподавателем, в ходе которых можно решить многие проблемы изучаемого курса, уяснить сложные вопросы. Самостоятельная работа носит сугубо индивидуальный характер, однако вполне возможно и коллективное осмысление проблем юриспруденции.

 

Выбор темы контрольной работы

Контрольное задание выполняется каждым студентом в порядке подготовки к сессии, на которой предстоит сдавать зачет по общей части или экзамен по особенной части уголовного процесса. Для изучения материала при выполнении задания могут быть использованы учебники:

Данилов Е.П. Образцы судебных документов с комментариями. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 510 с.

Кушнаренко Н.И. Документоведение: учебник. - 3-е изд., стер. – Киев, О-ва «Знання», КОО, 2001. - 460 с.

Ларин М.В., Сокова А.Н. Оформление служебных документов: рекомендации от разработчиков ГОСТ Р 6.30-2003. – М.: МЦФЭР, 2003. – 112 с.

Мурадьян Э.М. Образцы гражданско-правовых документов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. - 749 с.

Образцы административно-процессуальных документов с комментариями: практ. пособие / под общ. ред. Е.Н. Сидоренко. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 525 с.

Сереброва С.П., Серебров Д.О. Образцы процессуальных документов: досудебное производство: практ. пособие / отв. ред. В.В. Мозяков. -2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 443 с. или любое другое учебное пособие, изданное с учетом последних изменений законодательства.

Для выполнения задания необходимо письменно ответить на теоретический вопрос и решить изложенные в нем задачи. Решение задач и ответ на теоретический вопрос должны быть достаточно аргументированными.

Номер варианта контрольной работ должен соответствовать последней цифре номера зачетной книжки. Работы, написанные по произвольному варианту, к рецензированию не допускаются.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...