Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модели поведения олигополистов




 

Многообразие форм поведения олигополий и особенности их взаимоотношений в конкретных рыночных ситуациях предопределяют существование большого количества разнообразных моделей олигополии. Только объединив эти модели можно дать достоверное изображение олигополии.

Условно принято разделять олигопольные рынки на два типа в зависимости от того, как взаимодействуют друг с другом его участники: кооперированная олигополия и некооперированная олигополия.

При кооперированной олигополии фирмы согласуют взаимное поведение, вступая в сговор или согласуя свои действия каким-либо другим способом.

При некооперированной олигополии фирмы, стремясь к максимизации прибыли, действуют независимо, на свой страх и риск. В соответствии с этим делением классифицируют и модели олигополий.

В качестве примера моделей некооперированной олигополии будут рассмотрены: модель Курно, модель ломаной кривой спроса. Примером модели кооперированной олигополии служат: модель картеля и модели ценового лидерства (лидерство доминирующей по цене фирмы и барометрическое ценовое лидерство). Модель теории игр будет рассмотрена в отдельном разделе и раскроет механизм стратегического выбора фирм между кооперированной и некооперированной олигополиями.

 

Модель Курно

 

Основателем теории считается французский экономист Августин Курно(1801-1877), который предложил модель в условиях дуополии в 1838 году.


 

Курно исходил из того, что

1)   Обе фирмы (X и Y) производят один и тот же товар;

2)   Обе фирмы принимают решения о производстве одновременно, самостоятельно и независимо друг от друга;

3)   Каждая из фирм предполагает выпуск конкурента постоянным;

4)   Продавцы не имеют точной информации о своих ошибках.

Рассматривая взаимодействие олигополистов, экономист показал, что каждая фирма предпочитает производить такое количество продукции, которое максимизировала бы ее прибыль. При этом он считал, что объем продаваемых товаров у конкурентов остается неизменным. Курно было сделано два главных вывода:

· Для любой отрасли существует определенное и стабильное равновесие между объемом продаж и ценой товара.

·   Цена равновесия зависит от числа продавцов.

Модель Курно допускает, что на рынке действуют только две фирмы: X и Y То, как фирма X будет определять цену и объем производства зависит от нескольких факторов. Например, от издержек, которые в свою очередь зависят от спроса, а спрос от того, сколько продукции выпустит в будущем фирма Y. Но фирма X не знает, что будет делать фирма Y, она лишь может сделать пред положения о возможных вариантах ее действий и соответственно планировать собственный выпуск.

Так как рыночный спрос является величиной заданной, расширение производства фирмой Y скорее всего вызовет сокращение спроса на продукцию фирмы X. На рисунке 2 показывается, как сместится график спроса на продукцию фирмы X (он будет сдвигаться влево), если Y начнет расширять продажу. Цена и объем производства, устанавливаемые фирмой X исходя из равенства пре дельного дохода(MR) и предельных издержек (MC), будут снижаться со ответственно от  до ,  и от до , .

 


 

Рис.2. Модель Курно

 

Изменение цены и объема выпуска продукции фирмой X при расширении производства фирмой Y: D - спрос; MR - предельный доход; МС - предельные издержки.

Если рассматривать ситуацию с позиции фирмы Y, то можно начертить график, подобный первому, который будет отражать изменение цены и количества выпускаемой продукции в зависимости от действий, предпринятых фирмой X.

Объединив оба графика, получаем кривые реакции обеих фирм на поведение друг друга. На рис. 3 кривая Y отражает реакцию фирмы Y на изменения в производстве фирмы X, а кривая X- соответственно наоборот. Равновесие наступает в точке пересечения кривых реакций обеих фирм. В этой точке предположения фирм совпадают с их реальными действиями.

Рис.3. Кривые реакции фирм X и Y на поведение друг друга


 

В модели Курно есть недостаток, она не отражает одно существенное обстоятельство. Предполагая, что конкуренты отреагируют на изменение фирмой цены определенным образом, то есть если фирма Y выходит на рынок и отнимает у фирмы X часть потребительского спроса, последняя “сдается”, вступает в ценовую игру, снижает цены и объем производства. В действительности фирма X может занять активную позицию и, значительно снизив цену, не до пустить фирму Y на рынок. Модель Курно не охватывает такие действия фирмы X.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...