Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модель ломаной кривой спроса




 

Модель ломаной кривой спроса была разработана в 1939 году экономистом Полем Свизи, с тем, чтобы в условиях некооперируемой олигополии объяснить жесткость цен.

Модель опирается на предположение, что рассматриваемая нами фирма будет иметь две разные линии спроса при различном поведении фирм-конкурентов: линию DD (Рис.4) - если конкуренты последуют за изменениями цен данной фирмы, D`D` - если они не будут реагировать на ее изменения цен. Линии DD и D`D` пересекаются в точке K.

 

Рис.4 Ломаная кривая спроса


Допустим, что первоначально фирма выбрала цену РK и объем производства QK Что произойдет с объемом спроса, если фирма изменит цену? Если фирма снизит цену на свой товар, а конкуренты последуют ее примеру, то она может ожидать, что ее объем продаж вырастет в меньшей степени, чем в том случае, если бы конкуренты сохранили свои цены без изменения. Логично предположить, что конкуренты снизят цену с тем, чтобы потерять как можно меньше своих покупателей. Следовательно, при ценах ниже РK линией спроса будет отрезок линии DD. Напротив, если фирма повысит цену, то разумно предположить, что конкуренты не последуют за ней и объем продаж увеличится меньше, чем при совместном повышении цен. Тогда при ценах выше РK линия спроса нашей фирмы пойдет по отрезку линии Единая кривая спроса, отмеченная сплошной линией, окажется с изломом в точке K.

Предполагая, что конкуренты будут вести себя рационально, фирма будет воздерживаться от изменения первоначальной цены РK. И только значительное изменение затрат может склонить фирму к изменению цены. Это объясняется формой кривой предельной выручки (ALMN). Ломаной линии спроса соответствует разрывная ломаная линия предельной выручки, которая образована участками линий MR и, соответствующих отрезкам линий DD и D`D`, а также вертикальным отрезком LM, связанным с точкой излома K. Если кривая предельных затрат (МС) пересечет линию предельной выручки в точке вертикального участка, то оптимум фирмы будет достигаться при цене РK и объеме выпуска QK. Таким образом, сдвиг кривой MС выше или ниже положения, показанного на рисунке, не повлечет за собой изменения оптимальной комбинации цены и объема выпуска, если точка пересечения с линией предельной выручки не выйдет за пределы отрезка LM.

Различная эластичность спроса на продукцию фирмы - олигополиста ниже и выше уровня преобладающей цены предопределяет ломаный характер кривой его спроса.

Модель ломаной кривой спроса объясняет причину стабильности цен на рынке олигополии при небольшом изменении спроса на рынке или издержек. Очевидно, что если фирма-олигополист ожидает адекватной реакции со стороны других фирм на свои действия, он постарается воздержаться от одностороннего понижения или повышения цен.

Наблюдения на практике подтверждают выводы из данной модели. Как правило, в слабо дифференцированной или чистой олигополии есть тенденция к выравниванию цен, в отраслях же сильно дифференцированных олигополисты взимают сопоставимые цены.

Модель ломаной кривой спроса также плохо работает во время инфляции, при повышении общего уровня цен в экономике, или когда имеют место серьезные изменения в рыночном спросе или отраслевых издержках.

Тайный сговор и картели

 

Рассматривая возможности соглашений между олигополистами относительно объемов выпуска (квот на производство продукции) различают два случая - картель и сговор.

Если допустимо перераспределение прибыли между олигополистами, то им выгодно выбирать объемы производства, максимизирующие суммарную прибыль. Такое объединение называют картелем.

Картель -это тайный сговор или легально разрешенное соглашение между несколькими фирмами-олигополистами по поводу установления цен на продукцию данной отрасли и определения объемов продаж.

Образование картеля требует выполнения следующих действий:

) должна быть выработана совместная стратегия (по поводу объемов производства, цен),

) должны быть установлены квоты для каждого участника,

) должно быть создан механизм контроля за выполнением принятых решений.

Устанавливая единую цену, участники картели увеличивают свою выручку, но уменьшают объем продаж. Результатом этого является желание каждого участника получить больше прибыли, продавая свою продукцию по высокой картельной цене, но с превышением низких картельных квот. Когда такое поведение станет всеобщим, картель прекратит свое существование.

Одним из обязательных условий картели является то, что каждый участник должен получить не меньше того, что он мог бы получить при объединении против него всех других участников.

Серьезную угрозу картелю несет объединение пострадавших от сокращения квот в контркартель. Если суммарный доход участников отрасли не меняется и равняется максимальной величине, то можно говорить об игре двух олигополистов (коалиций) с нулевой суммой, частным случаем игры является модель дуополии по Курно.

В некоторых странах, например в США, картели запрещены законом. Поэтому они выступают в форме негласных сговоров. Картели наиболее распространены на международной арене. Наиболее известным из них является ОПЕК(Организация стран- экспортеров нефти).

В наше время явные картели встречаются достаточно редко. Гораздо чаще можно наблюдать неявные (скрытые) соглашения. Одним из видов такого соглашения является, так называемый, тайный сговор.

Тайный сговор - это негласное соглашение о разделении рынков, ценах и иных способах ограничения конкуренции, преследуемые законом.

При условии твердого сговора между участниками, олигополия превращается в чистую монополию и все кривые спроса сливаются в одну. В действительности тайный сговор не бывает прочным длительное время. Дело в том, что новые производители будут пытаться вступить в отрасль, наблюдая высокий уровень прибыли фирм и монопольную цену. Это приводит к постепенному краху сговора, потому что фирмам становиться все труднее договариваться между собой. С развитием производства и насыщением рынка все сильнее сказываются различия в спросе и в издержках производства участников сговора.

Те фирмы, которые понижают издержки и повышают спрос, привлекают внимание и зависть конкурентов, подозревающих в обмане. С ростом числа производителей, растет уровень мошенничества. Фирмы стараются сделать все возможное, желая получить большее количество прибыли, осуществляют тайные продажи на более льготных условиях. Эти явления особенно проявляются в условиях спада производства, когда каждый участник хочет выжить за счет конкурентов. Фактором, препятствующим тайному сговору, является антитрестовское законодательство.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...