Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Решение задач для аудиторной работы.




Задача 1. Для проверки новой методики проведения психологического тренинга необходимы две группы, однородные по уровню интеллекта. Уровень интеллекта проверялся с помощью теста Айзенка. В двух группах больных были получены следующие результаты:

1 группа 65, 82, 43, 67, 92, 23, 70
2 группа 75, 68, 72, 69, 75, 77, 80, 78

Установлено, что выборки извлечены из нормально распределенных генеральных совокупностей. Являются ли группы однородными по данному показателю ()?

Решение: Так как необходимо установить различия в степени однородности, выборки независимы, извлечены из нормально распределенных генеральных совокупностей, решим задачу с помощью критерия Фишера – Снедекора.

1 этап. Предварительная статистическая обработка данных. Вычислим числовые характеристики обеих выборок: , , , , .

, , , , .

2 этап. Проверка гипотезы о равенстве генеральных дисперсий.

а) выдвигаем гипотезы: ;

б) наблюдаемое значение критерия: ;

в) по таблице критических точек находим ;

г) , следовательно, гипотезу отвергаем, принимаем , генеральные дисперсии не равны. Значит, группы не являются однородными по данному показателю.

Вывод: Группы не являются однородными по уровню интеллекта ().

 

Задача 3. Была разработана новая методика, направленная на развитие интеллекта у умственно отсталых больных. Уровень интеллекта проверялся с помощью теста Айзенка дважды – до обучения и после. Результаты приведены в таблице:

1 2 3 4 5 6 7 8 9
до 78 65 84 79 83 75 86 57 82
после 83 75 85 75 88 79 92 65 80

Установлено, что выборки извлечены из нормально распределенных генеральных совокупностей. Можно ли утверждать, что данная методика повышает уровень интеллекта ()?

Решение: Так как выборки зависимы, извлечены из нормально распределенных генеральных совокупностей, решим задачу с помощью t – критерия Стьюдента для зависимых выборок.

1 этап. Предварительная статистическая обработка данных. Вычислим для всех столбцов таблицы.

                 
до                  
после                  
di -5 -10 -1   -5 -4 -6 -8  

 

Вычислим числовые характеристики выборки:

, , , , , .

2 этап. Проверка гипотезы о равенстве генеральных средних.

а) выдвигаем гипотезы: . В данном случае критерий имеет левостороннюю критическую область.

б) наблюдаемое значение критерия: ;

в) по таблице критических точек распределения Стьюдента (односторонняя критическая область) находим ;

г) , следовательно, гипотезу отвергаем, принимаем . Следовательно, достоверно меньше . Значит, при можно считать, что данная методика повышает уровень интеллекта.

Вывод: При можно считать, что данная методика повышает уровень интеллекта.

Задача 5. Была разработана новая методика, направленная на развитие интеллекта у умственно отсталых больных. Контрольную группу составили больные, обучение которых проводилось с помощью стандартной методики. В двух группах больных были получены следующие результаты:

Контрольная группа 65, 82, 58, 67, 89, 69, 70
Опытная группа 89, 92, 88, 97, 92, 82, 80, 78

Установлено, что выборки извлечены из нормально распределенных генеральных совокупностей. Можно ли утверждать, что данная методика повышает уровень интеллекта ()?

Решение: Так как выборки независимы, извлечены из нормально распределенных генеральных совокупностей, применим t-критерий Стьюдента для независимых выборок.

1 этап. Предварительная статистическая обработка данных. Вычислим числовые характеристики обеих выборок: , , , , .

, , , , .

2 этап. Проверка гипотезы о равенстве генеральных дисперсий.

а) выдвигаем гипотезы: ;

б) наблюдаемое значение критерия: ;

в) по таблице критических точек находим ;

г) , следовательно, нет оснований отвергать гипотезу , генеральные дисперсии равны. Значит, можно применять t-критерий Стьюдента.

3 этап. Проверим гипотезу о равенстве генеральных средних.

а) выдвигаем гипотезы: . В данном случае критерий имеет левостороннюю критическую область.

б) наблюдаемое значение критерия: ;

в) по таблице критических точек распределения Стьюдента (односторонняя критическая область) находим ;

г) , следовательно, гипотезу отвергаем, принимаем . Следовательно, достоверно меньше . Значит, при можно считать, что данная методика повышает уровень интеллекта.

Вывод: При можно считать, что данная методика повышает уровень интеллекта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...