Предметные результаты. Наименование разделов и тем программы. Количество часов. Дата изучения. Виды деятельности. Виды, формы контроля
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
называть даты (хронологические границы) важнейших событий и процессов отечественной и всеобщей истории XIX — начала XX в.; выделять этапы (периоды) в развитии ключевых событий и процессов;
выявлять синхронность / асинхронность исторических процессов отечественной и всеобщей истории XIX — начала XX в.;
определять последовательность событий отечественной и всеобщей истории XIX — начала XX в. на основе анализа причинно-следственных связей.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий отечественной и всеобщей истории XIX — начала XX в.;
группировать, систематизировать факты по самостоятельно определяемому признаку (хронологии, принадлежности к историческим процессам, типологическим основаниям и др. );
составлять систематические таблицы.
3. Работа с исторической картой:
выявлять и показывать на карте изменения, произошедшие в результате значительных социально- экономических и политических событий и процессов отечественной и всеобщей истории XIX — начала XX в.;
определять на основе карты влияние географического фактора на развитие различных сфер жизни страны (группы стран).
4. Работа с историческими источниками:
представлять в дополнение к известным ранее видам письменных источников особенности таких материалов, как произведения общественной мысли, газетная публицистика, программы политических партий, статистические данные;
определять тип и вид источника (письменного, визуального); выявлять принадлежность источника определенному лицу, социальной группе, общественному течению и др.;
извлекать, сопоставлять и систематизировать информацию о событиях отечественной и всеобщей истории XIX — начала XX в. из разных письменных, визуальных и вещественных источников;
различать в тексте письменных источников факты и интерпретации событий прошлого.
5. Историческое описание (реконструкция):
представлять развернутый рассказ о ключевых событиях отечественной и всеобщей истории XIX — начала XX в. с использованием визуальных материалов (устно, письменно в форме короткого эссе, презентации);
составлять развернутую характеристику исторических личностей XIX — начала XX в. с описанием и оценкой их деятельности (сообщение, презентация, эссе);
составлять описание образа жизни различных групп населения в России и других странах в XIX — начале XX в., показывая изменения, происшедшие в течение рассматриваемого периода;
представлять описание памятников материальной и художественной культуры изучаемой эпохи, их назначения, использованных при их создании технических и художественных приемов и др.
6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
раскрывать существенные черты: а) экономического, социального и политического развития России и других стран в XIX — начале XX в.; б) процессов модернизации в мире и России; в) масштабных социальных движений и революций в рассматриваемый период; г) международных отношений
рассматриваемого периода и участия в них России;
объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и всеобщей истории; соотносить общие понятия и факты;
объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и всеобщей истории XIX — начала XX в.: а) выявлять в историческом тексте суждения о причинах и следствиях событий; б) систематизировать объяснение причин и следствий событий, представленное в нескольких текстах; в) определять и объяснять свое отношение к существующим трактовкам причин и следствий исторических событий;
проводить сопоставление однотипных событий и процессов отечественной и всеобщей истории XIX — начала XX в.: а) указывать повторяющиеся черты исторических ситуаций; б) выделять черты сходства и различия; в) раскрывать, чем объяснялось своеобразие ситуаций в России, других странах.
7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
сопоставлять высказывания историков, содержащие разные мнения по спорным вопросам отечественной и всеобщей истории XIX — начала XX в., объяснять, что могло лежать в их основе;
оценивать степень убедительности предложенных точек зрения, формулировать и аргументировать свое мнение;
объяснять, какими ценностями руководствовались люди в рассматриваемую эпоху (на примерах конкретных ситуаций, персоналий), выражать свое отношение к ним.
8. Применение исторических знаний:
распознавать в окружающей среде, в том числе в родном городе, регионе памятники материальной и художественной культуры XIX — начала ХХ в., объяснять, в чем заключалось их значение для времени их создания и для современного общества;
выполнять учебные проекты по отечественной и всеобщей истории XIX — начала ХХ в. (в том числе на региональном материале);
объяснять, в чем состоит наследие истории XIX — начала ХХ в. для России, других стран мира, высказывать и аргументировать свое отношение к культурному наследию в общественных обсуждениях.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
|
Наименование разделов и тем программы
|
Количество часов
|
Дата изучения
|
Виды деятельности
|
Виды, формы контроля
|
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
|
всего
| контрольные работы
| практические работы
|
Раздел 1. Введение
|
1. 1.
| Введение
|
|
|
| 01. 09. 2026
| Актуализация материала изученного в 8 классе;
| Самооценка с использованием
«Оценочного листа»; Входная диагностика;
| Инфоурок
|
Итого по разделу
|
|
|
Раздел 2. Всеобщая история. История Нового времени. XIХ — начало ХХ в.
|
2. 1.
| Европа в начале XIX века
|
|
|
| 04. 09. 2026
08. 09. 2026
| Систематизировать информацию о военных кампаниях Наполеона Бонапарта в 1799—1815 гг. (годы и направления походов, военные и политические итоги);
| Практическая работа;
| Инфоурок
|
2. 2.
| Развитие индустриаль- ного общества в первой половине XIX в.: экономика, социальные отношения, поитические процессы
|
|
|
| 09. 09. 2026
11. 09. 2026
| Представлять характеристику промышленного переворота (сущность, общие хронологические рамки и этапы, география, ключевые явления, результаты);
Раскрывать, как менялись условия труда работников в ходе промышленного переворота;
Объяснять, кого называли социалистами-утопистами, какие идеи они выдвигали;
Рассказывать о выступлениях фабричных рабочих в странах Европы в первой половине XIX в. и их основных требованиях;
| Устный опрос; Письменный контроль;
| Российская электронная школа
|
2. 3.
| Политическое развитие европейских странв 1815—1840-х гг.
|
|
|
| 15. 09. 2026
17. 09. 2026
| Составлять характеристику движения чартизма в Великобритании (участники, основные требования, действия, итоги);
| Устный опрос; Письменный контроль;
| Российская электронная школа
|
2. 4.
| Страны Европы и Северной Америки в середине XIX - начале XX века
|
|
|
| 23. 09. 2026
10. 10. 2026
| Объяснять, привлекая информацию исторической карты, на чем основывалось определение Англии в XIX в. как «мастерской мира»; Характеризовать содержание основных политических и социальных реформ, проведенных в Англии во второй половине XIX — начале XX в., высказывать оценку их значения;
Рассказывать о внутренней и внешней политике Наполеона III; Систематизировать информацию о франко-германской войне (причины; соотношение сил; ключевые события; итоги);
| Контрольная работа; Зачет;
Практическая работа;
| Российская электронная школа
|
2. 5.
| Страны Латинской Америки в XIX - начале XX века
|
|
|
| 12. 10. 2026
17. 10. 2026
| ;
Характеризовать положение латиноамериканских колоний европейских держав к началу XIX в., основные проблемы колониального общества;
Объяснять, в чем состояло значение революции конца XVIII в. на о. Гаити;
Рассказывать, используя историческую карту, об освободительной войне в латиноамериканских владениях Испании (1810—1826), провозглашении независимых государств;
Представлять сообщения о С. Боливаре, других руководителях освободительной борьбы (по выбору);
Высказывать и обосновывать суждение о направленности политики США в отношении латиноамериканских государств в XIX в.; Характеризовать уровень социально-экономического развития латиноамериканских стран в конце XIX — начале ХХ в., объяснять, в чем заключались трудности модернизации в регионе;
Раскрывать значение понятий и терминов: латифундия, каудильо; Систематизировать информацию о Мексиканской революции 1910
—1917 гг. (причины; задачи; участники; ключевые события; итоги), объяснять, в чем состояло значение революции;
| Устный опрос;
| Российская электронная школа
|
2. 6.
| Страны Азии в XIX - начале XX века
|
|
|
| 23. 10. 2026
28. 10. 2026
| Характеризовать последствия режима самоизоляции, существовавшего в Японии на протяжении нескольких столетий; Рассказывать, когда и как западные державы осуществили
«открытие» Японии;
Систематизировать информацию об основных преобразованиях эпохи Мэйдзи в разных сферах (политическое устройство, экономика, социальные отношения, образование, армия) и высказывать оценку их значения;
Подготовить сообщение об императоре Муцухито; Характеризовать, привлекая информацию исторической карты, внешнюю политику Японии в конце XIX — начале ХХ в. (в том числе причины, ход и итоги Русско-японской войны 1904—1905 гг. );
Систематизировать информацию об «опиумных войнах» (причины, годы, участники, ключевые события, итоги), высказывать суждение о характере этих войн со стороны западных держав и со стороны Китая;
Рассказывать о восстании тайпинов;
Объяснять значение понятий и терминов: концессия, доктрина
«открытых дверей»;
Рассказывать о причинах, событиях и последствиях восстания ихэтуаней;
| Практическая работа; Тестирование;
| Российская электронная школа
|
2. 7.
| Народы Африки в ХIХ — начале ХХ в.
|
|
|
| 22. 10. 2026
| Показывать на исторической карте крупнейшие государства- метрополии и их колониальные владения в конце XIX в.; Объяснять, как различалось положение стран, определявшихся понятиями «колония», «доминион», «сфера влияния», приводить примеры;
Рассказывать, используя карту, о борьбе ведущих европейских держав за колониальные владения в XIX в., о включении ряда государств в конце XIX — начале ХХ в. в борьбу за передел мира; Характеризовать отношение жителей колоний к политике метрополий, приводить примеры;
Рассказывать о выступлениях народов Африки против колонизаторов в XIX — начале ХХ в.;
Рассказывать о причинах, участниках, ключевых событиях и итогах Англо-бурской войны;
| Устный опрос;
| Российская электронная школа
|
2. 8.
| Развитие культуры в XIX — начале ХХ в.
|
|
|
| 03. 11. 2026
07. 11. 2026
| Составлять сообщения об ученых XIX — начала ХХ в., внесших значительный вклад в историю науки (по выбору);
Раскрывать, как изменилась система образования в европейских странах и мире в целом на протяжении XIX в.;
Называть новые виды производственной техники, транспорта, бытовых уст-ройств, появившиеся в рассматриваемый период, и объяснять, как они влияли на условия труда и повседневной жизни людей в XIX — начале ХХ в.;
Характеризовать ведущие художественные направления XIX в. — классицизм, романтизм, реализм, называть произведения и их авторов;
Выявлять в произведениях литературы и искусства черты принадлежности к тому или иному художественному стилю, объяснять, в чем они заключаются;
| Практическая работа;
| Российская электронная школа
|
2. 9.
| Международные отношения в XIX - начале XX века
|
|
|
| 09. 11. 2026
| Объяснять, что вело к обострению международных противоречий в Европе и мире в конце XIX — начале ХХ в.;
| Устный опрос;
| 100 уроков истории
|
2. 10.
| Обобщение
|
|
|
| 13. 11. 2026
| Обобщать историческое и культурное наследие XIX в.;
| Контрольная работа;
| Инфоурок
|
Итого по разделу
|
|
|
Раздел 3. История России. Российская империя в XIX — начале XX в.
|
3. 1.
| Введение
|
|
|
| 17. 11. 2026
| Введение в курс " История России. Российская империя в XIX — начале XX в. ";
| Устный опрос; Входная диагностика;
| Инфоурок
|
3. 2.
| Александровская эпоха: государственный либерализм
|
|
|
| 23. 11. 2026
11. 12. 2026
| Систематизировать информацию о мероприятиях внутренней политики Александра I в начальный период его царствования (в форме таблицы, тезисов);
Объяснять значение понятий: Негласный комитет, министерства, Государственный совет, вольные хлебопашцы;
Представлять характеристику личности и деятельности М. М. Сперанского;
Характеризовать внешнюю политику России в начале XIX в. в контексте международных отношений того времени; Объяснять значение понятий и терминов: коалиция, континентальная блокада, Тильзитский мир;
Рассказывать об этапах, важнейших событиях Отечественной войны 1812 г., используя историческую карту;
Раскрывать влияние событий Отечественной войны 1812 г. на российское общество, привлекая свидетельства источников, литературные произведения;
Объяснять мотивы и приводить примеры патриотического поведения россиян;
Составлять характеристику полководцев и героев Отечественной войны 1812 г. (по выбору);
Объяснять причины и значение победы России в Отечественной войне 1812 г.;
Раскрывать цели и итоги заграничных походов российской армии;
| Устный опрос; Письменный контроль; Контрольная работа; Зачет;
Практическая работа; Тестирование;
| 100 уроков истории
|
3. 3.
| Николаевское самодержавие: государ- ственный консерватизм
|
|
|
| 15. 12. 2026
23. 12. 2026
| Составлять исторический портрет Николая I; Систематизировать информацию о централизации управления и регламентации общественной жизни в правление Николая I (в форме таблицы, тезисов);
Объяснять значение понятий и терминов: кодификация законов, цензура;
Давать оценку деятельности М. М. Сперанского, П. Д. Киселева, Е. Ф. Канкрина;
Раскрывать смысл положений доктрины официальной народности и ее роль в общественной жизни;
Раскрывать основные черты крепостного хозяйства во второй четверти XIX в., объяснять его неэффективность;
Характеризовать экономическое развитие России в первой половине XIX в., привлекая информацию исторической карты;
Раскрывать особенности промышленного переворота в России в сопоставлении со странами Западной Европы (в форме сопоставительной таблицы);
Характеризовать направления общественной мысли в 1830—1850 е гг., называть их представителей;
| Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; Тестирование;
| Российская электронная школа
|
3. 4.
| Культурное пространство империи в первой половине XIX века
|
|
|
| 24. 12. 2026
31. 12. 2026
| Характеризовать основные стили и направления российской художественной культуры, достижения театрального и музыкального искусств, литературы в первой половине XIX в.; Составлять описание памятников культуры первой половины XIX в. (в том числе находящихся в своем регионе), распознавать в них черты конкретных художественных стилей;
Участвовать в подготовке проектов, посвященных достижениям и творчеству выдающихся представителей науки и культуры России первой половины XIX в.;
Показывать на карте маршруты российских географических экспедиций первой половины XIX в., объяснять, в чем состояло их значение;
Характеризовать развитие системы образования в России в первой половине XIX в.;
Высказывать и обосновывать суждения о российской культуре как части европейской и мировой культуры, давать оценку вкладу российской культуры в мировую культуру;
| Практическая работа; Составление таблицы о представителях российской культуры. Подготовка сообщений;
| 100 уроков истории
|
3. 5.
| Народы России в первой половине XIX в.
|
|
|
| 11. 01. 2027
15. 01. 2027
| Рассказывать, привлекая информацию исторической карты, о народах России в первой половине XIX в.;
| Устный опрос;
| Российская электронная школа
|
3. 6.
| Социальная и правовая модернизация страны при Александре II
|
|
|
| 18. 01. 2027
06. 02. 2027
| Характеризовать предпосылки отмены крепостного права; Называть основные положения крестьянской, земской, городской, судебной, военной реформ;
Проводить анализ Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, устанавливать, чьи интересы оно в большей мере защищало;
Приводить оценки характера и значения реформ 1860—1870 х гг., излагаемые в учебной литературе, высказывать и обосновывать свою оценку;
Раскрывать значение понятий: редакционные комиссии, временнообязанные крестьяне, выкупные платежи, отрезки, мировые посредники, земства, городские управы, мировой суд;
| Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; Тестирование;
| Российская электронная школа
|
3. 7.
| Россия в 1880-1890-х гг.
|
|
|
| 08. 02. 2027
19. 02. 2027
| Составлять характеристику (исторический портрет) Александра III; Сопоставлять внутреннюю политику Александра II и Александра III, выявляя основные различия;
Раскрывать значение понятия «контрреформы»; Характеризовать экономическую политику государства в царствование Александра III;
Давать оценку итогам внешней политики Александра III, характеризовать международное положение России в конце его царствования;
| Устный опрос; Письменный контроль;
| 100 уроков истории
|
3. 8.
| Культурное пространство империи во второй половине XIX века
|
|
|
| 22. 02. 2027
05. 03. 2027
| Раскрывать предпосылки подъема науки и культуры России во второй половине XIX в. (в виде тезисов);
| Практическая работа;
| Российская электронная школа
|
3. 9.
| Этнокультурный облик империи
|
|
|
| 15. 03. 2027
27. 03. 2027
| Показывать на карте основные регионы Российской империи конца XIX в., рассказывать об их населении;
Представлять сообщение (презентацию) о положении и культурных традициях народов России;
Раскрывать причины возникновения и цели национальных движений во второй половине XIX в.;
| Устный опрос;
| Российская электронная школа
|
3. 10.
| Формирование гражданского общества и основные направления общественных движений
|
|
|
| 04. 04. 2022
09. 04. 2022
| Называть характерные черты общественной жизни 1860—1890 х гг.; Характеризовать основные положения идеологии консерватизма, национализма, либерализма, социализма, анархизма в России; Составлять исторические портреты представителей общественных течений;
Объяснять, в чем заключалась эволюция народнического движения в 1870—1880-х гг.;
Рассказывать о распространении марксизма и формировании социал-демократии в России;
| Устный опрос;
| Российская электронная школа
|
3. 11.
| Россия на пороге XX века
|
|
|
| 11. 04. 2022
14. 05. 2022
| Представлять историческое и культурное наследие России XIX - начале XX века;
| Устный опрос; Письменный контроль; Составление сравнительных таблиц; подготовка сообщений.;
| Видеоурок Инфоурок
|
3. 12.
| Обобщение
|
|
|
| 23. 05. 2022
25. 05. 2022
| Систематизировать информацию об участии России в формировании системы военных блоков и международных отношениях накануне Первой мировой войны (в виде таблицы, тезисов);
Итоговое обобщение по курсу истории России XIX века;
| Контрольная работа;
| Российская электронная школа
|
Итого по разделу
|
|
|
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
|
|
|
|
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: