Цель и задачи изучения темы
Цель изучения темы: сформировать экономическое мышление, знания и понимание основных экономических понятий, условий и противоречий экономического развития с учётом особенностей экономической системы; понять сущность и значение предмета и методов экономической теории; развить общекультурные личностные качества студента, его способность применять знания общих проблем экономической теории в сфере будущей профессиональной деятельности. В процессе изучения темы будут решены следующие задачи: студент будет знать: базовые экономические понятия (потребности, блага, ресурсы…); основные вопросы экономики (что, как и для кого производить экономические блага, механизм их решения в различных экономических системах, в условиях безграничности потребностей и ограниченности ресурсов; предмет и этапы развития экономической теории; основные методы используемые в изучении экономических процессов; студент будет уметь: производить расчёт технологического выбора использования ограниченных ресурсов и их альтернативную стоимость; самостоятельно анализировать взаимосвязь потребностей, благ и ресурсов; применять экономическую терминологию, лексику; ориентироваться в основах экономической теории; студент будет владеть методами экономического анализа поведения человека, фирмы в условиях рыночных экономики. Требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к результатам освоения содержания темы: В процессе изучения темы у студентов будут формироваться следующие общекультурные компетенции: владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, по решению основных вопросов экономики, постановке целей и экономического выбора альтернативных путей их решения;
умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; способность ориентироваться в основах экономической теории, особенностях рыночной экономики; использование основных положений и методов социальных, гуманитарных, экономических и естественных наук при решении задач по наиболее эффективному использованию ресурсного потенциала для удовлетворения потребностей. 1. 1. Условия и противоречия экономического развития.
Экономика делится на фундаментальную, или теоретическую, и прикладную науку. Такое деление встречается и в других научных дисциплинах. Например, в математике, физике, биологии различают теоретическую и прикладную части. В нашем курсе главное внимание уделяется экономической науке, которая рассматривает теоретические проблемы, то есть проблемы фундаментального и общего характера. Решения этих проблем позволяет вывести и сформулировать главные, стержневые положения, применяемые в различных конкретных ситуациях экономической жизни общества. Экономика как теоретическая наука ставит перед нами следующие основные вопросы: - что производить, какие блага, в каком количестве, в какой срок и т.д.; - как производить, с помощью каких ресурсов и каких технологий; - для кого производить, т.е. для кого распределяются и предназначаются созданные блага. Постановка этих вопросов означает, что экономическая наука рассматривает, прежде всего, отношения производства и распределения благ. Благо это то, с помощью чего человек удовлетворяет свои потребности. Производство и распределение благ опосредствуется отношениями обмена, вызванного разделением труда. Так, например, производство и распределение сельскохозяйственных благ (хлеб, молоко, мясо) опосредствуется обменом с отраслями промышленности, которые предоставляют сельскому хозяйству технические средства (машины, минеральные удобрения, топливо).
После того как необходимые блага произведены, прошли сферы распределения и обмена они поступают в потребление. Конечно, есть блага, которые не создаются в процессе производства и даются нам природой, - естественные блага (воздух, вода, девственная земля и лес с их животным и растительном миром). Они потребляются на правах равного доступа к ним всех членов общества. Однако в настоящее время жизнь общества в первую очередь зависит от экономических благ. К экономическим благам мы относим такие блага, которые создаются в результате производства и присваиваются посредством экономических отношений. В современном обществе экономические блага выступают в виде товаров потребительского (молоко, мясо, хлеб…) и производственного (трактора, машины, оборудование…) назначения, имеющих вещную форму, а также услуг, проявляющихся через полезный эффект (транспортные, телефонные, телевизионные …). Различают взаимозаменяемые блага (субституты) – каждое отдельно взятое благо в состоянии удовлетворить потребность человека (вода, соки, чай …) и взаимодополняемые – каждое из которых без взаимодействия с другим не в состоянии удовлетворить потребность (машина и топливо, сотовый телефон без сим карты и элемента питания…). Все экономические блага ограничены и потребляются через куплю – продажу. Конечная цель экономики – удовлетворение потребностей членов общества. Их удовлетворение происходит благодаря присвоению людьми благ, в основном экономических. Потребности удовлетворяются тем полнее, чем больше производится товаров и услуг. В широком смысле слова потребности - это нужда или недостаток в чем-то, необходимое для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, группы людей, общества в целом. Это особое психологическое состояние человека, ощущаемое или осознаваемое им как неудовлетворенность, несоответствие между внутренними и внешними условиями жизнедеятельности. Потребности весьма многообразны и изменчивы. Широко применяется такая классификация потребностей, которая строится по признаку, отражающему главные стороны жизни людей:
1. материальные (потребности в пище, одежде, жилище и др.); 2. духовные (потребности в образовании, просвещении, искусстве, науке и т.д.); 3. социальные (потребности в политической, культурной и др. общественной деятельности). По своей значимости и оценке потребности можно сгруппировать и соподчинить их друг с другом в виде уровней или ступеней своеобразной лестницы от «низших» к «высшим» потребностям. «Низшее звено» образуют физиологические потребности, дальше идут потребности в обеспечении безопасности жизни; потребности в социальных связях (например, семейных, религиозных и т.д.); наконец, «высшие» потребности: потребность в достижении социального статуса и самовыражении личности, т.е. желание занять определённое положение в обществе и реализовать свои потребности. Динамика потребностей выражается в законе возвышения потребностей, который неразрывно связан с процессом развития человека и общества и предполагает постоянное возрастание, изменение структуры, качества, количества потребностей. В этом смысле потребности безграничны. Как уже отмечалось, удовлетворение потребностей осуществляется через потребление благ, производство которых связано с использованием ресурсов. Ресурсы это блага производственного назначения, необходимые для создания конечных товаров и услуг. К ресурсам относятся: труд, капитал, земля и предпринимательство. В последнее время ряд авторов к названным ресурсам добавляют наукоёмкие технологии и информацию. Труд представлен работниками. Работники осуществляют целесообразную производственную деятельность в соответствии со своей квалификацией, стажем и опытом работы. Капитал в данной главе рассматривается как накопленный ресурс человеческой деятельности (здания, станки, машины …), посредством которого человек воздействует на предметы труда или другими словами – физический капитал. В широком смысле слова капитал – любая ценность, которая в рыночной экономике способна приносить доход.
Земля – природный ресурс. Земля предоставляет нам первичные продукты, материалы для дальнейшей их обработки. К ним относятся полезные ископаемые, леса и растения и др. Особую роль земля играет в сельском хозяйстве. С помощью земли мы получаем необходимые продукты питания, а также сырьё для многих отраслей национальной экономики. Предпринимательство – особый ресурс. Он предназначен для того, чтобы обеспечить соединение всех вышеуказанных ресурсов, организовать процесс производства, управлять им и контролировать его. Чем большим количеством ресурсов располагает общество, тем больше у него возможностей производить товары и лучше удовлетворять потребности людей. Однако каждый раз общество сталкивается с проблемой, которая заключается в том, что ресурсы в тот или иной период ограничены, тогда как потребности людей всё время растут. Какую бы область экономической жизни мы не рассматривали, в любом случае она сводится к решению фундаментальной проблемы – как с помощью ограниченных ресурсов удовлетворить постоянно растущие потребности людей. В этом состоит главное содержание экономической теории, или её предмет. Конечно, изучение экономической теории не ограничивается одним лишь указанием на содержательную сторону её предмета. Изучение экономической теории с этого момента только начинается. В широком смысле предметом экономической теории является поведение людей в решении сформулированной фундаментальной проблемы в той или иной конкретной ситуации как в отношении отдельного человека, так и экономики в целом. С учётом сказанного становится очевидным, что основные вопросы экономики решаются в условиях ограниченности ресурсов. Но это уже означает, что общество не вольно по своему желанию производить любые товары в любых размерах и использовать при этом любые ресурсы и в любом количестве. Общество стоит теперь перед технологическим выбором, т.е. в условиях ограниченности ресурсов определять производство тех или иных благ, а также затраты ресурсов на их производство. Технологический выбор находит своё выражение в уравнении R = T, где R – ресурсы общества, Т – блага, удовлетворяющие потребности общества. Смысл уравнения состоит в следующем: 1. Если у общества есть ресурсы, то оно будет иметь блага; ресурсы – другое название благ, т.е. блага – это трансформированные ресурсы. 2. Произведённые блага соответствуют целям участников экономической деятельности и удовлетворяют их потребности. 3. Какое бы общество мы не рассматривали, в его экономике должна решаться альтернатива – куда и сколько направить ресурсов для производства определённого количества тех или иных благ, следовательно, технологический выбор всегда является выбором альтернативным. 4. Поскольку общество стоит перед альтернативным выбором, постольку оно должно сделать наилучший выбор, найти самый эффективный вариант, или самое эффективное использование имеющихся ресурсов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|