Масленица: смысл и история, традиции и обряды
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание
Введение . Теоретические аспекты постановки народного праздника "Широкая Масленица" Масленица: смысл и история, традиции и обряды Особенности постановки массового народного праздника . Методические рекомендации постановки народного праздника "Широкая Масленица" Организация народных праздников Стадии подготовки народного праздника Заключение Список использованных источников
Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что праздник - это уникальное явление в человеческой жизни, один из феноменов которого различает человека от бессловесных, и вообще возвышает его над всем остальным бессловесным миром. Праздники, являющиеся одной из наиболее устойчивых форм духовной культуры, это не просто торжество, красочное карнавальное шествие, танцы, песни и повод повеселиться, а сама история народа с его богатыми традициями. Праздники как этнокультурное явление представляют собой одну из форм жизни этноса. На протяжении столетий народная праздничная культура русских, пронизанная архаическими верованиями, постоянно трансформировалась, пополняясь новыми элементами, главным образом под влиянием православия. Истоки же традиционных праздников и обрядов лежат в глубокой древности, в сложном переплетении элементов архаических аграрно-магических представлений и языческих культов. Праздник всегда был значимым событием для общества и каждого индивида как уникальная форма эмоционально-символического выражения (утверждения) их ценностно-мировоззренческих установок. Положение праздника в современной культуре неоднозначно. Происходит тотальная бытийная экспансия "праздничного" (атрибутивные свойства праздника) в мир повседневности, в результате чего праздник как форма эмоционально-символической деятельности теряет специфику своей самодостаточности в культуре. При этом сущностные характеристики праздника иногда приписываются современной культуре в целом.
Феномен праздника неоднократно привлекал внимание историков культуры, этнографов, антропологов и философов культуры. Однако каждого исследователя этот объект интересовал в определенном аспекте. Поэтому предмет анализа, сущностные характеристики, классификации и дефиниции праздника нередко оказывались различными. Да и в обыденном словоупотреблении праздник фигурирует то как обряд, то как памятная дата, состояние души, традиция, развлечение, атрибут современной культуры. История изучения праздников показывает, что они всегда были тесно связаны с условиями жизни людей, со способами добывания основных средств их существования, с формированием и развитием мировосприятия и верований. Традиционный русский праздник - это судьба народная, самым тесным образом связанная с землей-кормилицей и космическим началом Древнейшими и одними из важнейших праздников являются календарные праздники, например, "Масленица", сложение которых происходило на протяжении веков в процессе трудовой деятельности людей. Название календарные праздники, принятое в науке, прежде всего, относится к празднествам, происходившим в установленное традицией время и связанным с земледельческим календарем предков восточных славян, концентрирующимся вокруг зимнего и летнего солнцестояний, весеннего и осеннего равноденствий. С принятием христианства на Руси в конце Х в. появились церковные праздники (христианские, православные). Они были посвящены наиболее значительным событиям священной истории, особо чтимым христианским святым.
Основой исследования послужили работы различных авторов, изучавших аспекты праздника А.С. Горшкова, А.И. Мазаева, А.Ф. Некрылова, Т. Скобельской, Н.П. Степанова, Н.Д. Телешова, И.И. Шангина, Н.А. Юдина и др. Цель: Изучить особенности постановки народного праздника "Широкая Масленица". Задачи: 1. Изучить смысл и история, традиции и обряды Масленицы. 2. Рассмотреть особенности режиссуры народного праздника. . Исследовать методические рекомендации постановки народного праздника "Широкая Масленица". Объект: "Широкая масленица" как праздник календаря. Предмет: постановки народного праздника "Широкая масленица". Методы исследования: 1. Метод теоретического анализа литературы в аспекте изучаемой проблемы. 2. Методы сбора и анализа фактического материала. . Методы описания полученных данных. Новизна работы заключается в рассмотрении особенностей постановки народного праздника "Широкая Масленица". Практическая значимость. Данная работа может послужить источником для дальнейших исследований по традиционным праздникам русского календаря, особенно по теме их значения для русской культуры. Структура работы. Данное исследование состоит из введения, 3 глав, заключения и списка литературы. Общий объем курсовой работы - 43 страницы.
1. Теоретические аспекты постановки народного праздника "Широкая Масленица"
Масленица: смысл и история, традиции и обряды
По канонам Православной Церкви сыропустная неделя предназначалась для подготовки верующих людей к посту, когда каждый из них должен был проникнуться настроением, соответствующим наступающему времени телесного воздержания и напряженных духовных размышлений. В традиционном русском быту эта неделя стала самым ярким, наполненным радостью жизни праздником. Масленица называлась честной, широкой, пьяной, обжорной, разорительницей. Говорили, что она "целую неделю пела-плясала, ела-пила, друг ко дружке в гости хаживала, в блинах валялась, в масле купалась". Масленица отмечалась по всей России и в деревнях, и в городах. Ее празднование считалось для всех русских людей обязательным: "Хоть себя заложи, а масленицу проводи" [5, с. 45].
В деревнях в ней принимали участие все жители, независимо от возраста и социального положения, за исключением больных и немощных. Неучастие в масленичном веселье могло повлечь за собой, по поверью, "жизнь в горькой беде". Празднества начинались встречей масленицы в воскресенье перед масленой неделей. Однако этот обряд не был широко распространен. Там, где он был известен, масленицу встречали блинами <http://traditio-ru.org/wiki/%D0%91%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%8B>, которые раскладывали на возвышенные места с призывами: "Приезжай ко мне в гости, масленица, на широк на двор: на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться!", а также пением песен: Масленица годовая, Гостья наша дорогая! Она пешей к нам не ходит, Все на конях приезжает. У ней кони вороные, Слуги молодые. Первые три дня масленой недели шла подготовка к празднику: привозили дрова для масленичных костров, убирали избы. Основные празднества приходились на четверг, пятницу, субботу, воскресенье - дни широкой масленицы. Все масленичные развлечения проходили обычно на улице [5, c. 49]. В дома заходили только для того, чтобы немного согреться, если было морозно, и угоститься праздничными яствами. Нарядно одетые люди - девушки, парни, семейные пары, дети, старики и старухи - все высыпали на улицу, участвовали в праздничном гулянье, поздравляли друг друга, шли на ярмарку, где покупали нужные и ненужные вещи, удивлялись чудесам, которые показывали в балаганах - передвижных театрах, радовались кукольным представлениям и "медвежьим потехам" - выступлениям вожака с медведем. Масленичный комплекс включал в себя такие развлечения, как катание с гор, катание на санях, различные обряды чествования молодоженов, кулачные бои, шествия ряженых (см. Ряженье), военные игры, как, например, "Взятие снежного городка" и т. д. Характерной особенностью масленицы было употребление большого количества жирной пищи, а также пьянящих напитков. Из напитков предпочитали пиво, а из пищи - сметану, творог, сыр, яйца, всевозможные мучные изделия: блины, сырники, пряженцы, хворост, лепешки. Преобладание молочной еды обусловливалось церковным запретом на употребление мяса в неделю, предшествовавшую Великому посту.
В масленицу звучало множество песен, прибауток, приговоров, большая часть которых не имела обрядового значения, это были веселые песенки, посвященные масленице и масленичному гулянью: Ах ты, масленка дорогая, Дорогая, лели, дорогая. К нам в гости приезжала, Приезжала, лели, приезжала. Да сыр с маслицем привозила, Привозила, лели, привозила. А мы масленку прокатили, Прокатили, лели, прокатили. На вороненком коне катались, Мы катались, лели, катались. Прощались с масленицей в воскресенье. В этот день в северных и центральных районах Европейской России жгли костры, а в южных - хоронили соломенное чучело Масленицы. Масленица - явление сложное и неоднозначное. Этот праздник восходит к весенним аграрным обрядам дохристианской эпохи жизни славян, когда масленица приурочивалась к дню весеннего равноденствия - рубежу, отделяющему зиму от весны. Обрядовые действия были направлены на то, чтобы зимние тяготы закончились и наступила весна, а за ней теплое лето с обильными хлебами. В XIX - начале XX в. в праздновании масленицы на первый план вышли элементы развлекательного характера [9, с. 110]. Легенды о появлении названия праздника "Масленица". По одной версии в основе появления самого слова "масленица" лежит традиция русских выпекания блинов. Данная традиция связана с тем, что люди пытались привлечь милость солнышка, а также при помощи блинов уговорить его побольше греть замерзшую русскую землю. Вот для этого и стряпали блины, которые были символом солнца. Кроме того, также в русских деревнях принято производить разные действия, которые связанны с кругом. Например объезжать несколько раз село на лошадях, или же украшать колесо от телеги и затем его на шесте носить по улицам, а также водить традиционные хороводы. У русских считалось, что данные действия "умасливают" и упрашивают солнце, и этим самым делают его добрее. Вот отсюда и название праздника - "Масленица". Другая версия говорила о том, что название "Масленица" возникло еще и потому, что именно по православному обычаю на этой неделе мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты можно употреблять - вот следуя данному обычаю и пекут блины масленые. По этой же причине, как правило, Масленицу называют также и Сырной неделей. А если верить другим легендам то, Масленица родилась на далеком Севере, и по легенде отцом этого праздника был Мороз. По легенде в самое суровое и печальное время года - зиму человек заметил масленицу, которая пряталась за огромными сугробами, и позвал ее помочь людям своим теплом, согреть людей и развеселить их. И на зов человека Масленица пришла, но пришла она не хрупкой девочкой, которая пряталась от человека в лесу, а здоровой и красивой бабой с жирными от масла и румяными щеками, но коварными глазами и с хохотом. Она заставила не одного человека на неделю забыть о зиме, своим теплом разогрела кровь в его жилах, схватила его за руки и пустилась в пляс. Вот по этой легенде в старину Масленица была самым веселым праздником [2].
Блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена. Масленицу в народе всегда любили и ласково называли "касаточка", "сахарные уста", "целовальница", "честная масленица", "веселая", "пеpепелочка", "пеpебуха", "объедуха", "ясочка". Масленица - это недельный праздник, праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми, а самое главное - с обрядом славословия, кормления и сжигания самодельного чучела Зимы. Детям рассказывают о ритуальном значении масленичных закличек и игрищ, разъясняют, почему нужно сжигать Масленицу, заманивать Солнце блинами, славить Весну, просить доброго урожая. Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста - Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. Мужчины обычно "полоскали зубы", т. е. в изобилии пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного; в некоторых местах для "вытряхивания блинов" устраивали кулачные бои и т. п. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и "парили" молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного. Масленица по народным поверьям - самый веселый, очень шумный и народный праздник. Каждый день этой недели имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день нужно делать. Конечно, сегодня очень трудно соблюсти все обычаи и обряды праздника, ведь масленичная неделя у нас сегодня это не выходные, а обычная рабочая неделя. Но узнать о традициях и обрядах будет интересно. Масленица, как правило - это не только блины дома, в гостях и в трактире, и прямо на улице. В Масленицу первым делом долг каждого человека был - помочь прогнать зиму и разбудить природу ото сна. На это и направлены все традиции масленицы [11, с. 74]. В воскресенье перед Масленицей по традиции тех времен наносили визиты родственникам, друзьям, соседям, а также приглашали в гости. Т. к. в масленичную неделю нельзя было есть мясо, последнее воскресенье перед Масленицей, поэтому называли "мясное воскресенье", в которое тесть ездил звать зятя "доедать мясо". Понедельник - встреча Первый день назывался Чистая масленица - широкая боярыня. В понедельник Масленицу и Масленика, сделанных из соломы и одетых в соответствующие их полу платья - женское и мужское, возили на санях по всей округе, а потом с песнями и плясками усаживали на самом высоком месте. Изначально "встреча" проходила так, как в последствии только в песнях пелось - "уливая горки маслом", "усыпая сыром". Причина столь торжественной встречи заключается в том, что эта пара - божественные жених и невеста. До нас древний ритуал дошел в сильно урезанном виде. Его подсократили на одну единицу - мужскую, оставив только Масленицу. С течением времени имя ее было утеряно и восстановилось только благодаря долгим исследованиям всевозможных языковых и этнических тонкостей. Прообразом Масленицы была не кто иная, как Снегурочка во всех своих видах и со всеми качествами - забирающее и дающее жизнь божество, по мифам язычников. Рядом с ней был Масленк, прообразом которого был бог - громовик из тех же ритуалов и мифов [6, с. 104]. Вторник - заигрыш На рассвете чучело Масленицы вывозилось на центральное место, вокруг него устраивались хороводы, разгульное веселье, потом молодежь каталась с гор и на качелях, а те, что постарше, веселились за столом. Во главе с Петрушкой и масленичным дедом проходили представления. На улицах попадались большие группы ряженых, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты. Среда - лакомка В этот день нужно есть столько, сколько приемлет твоя душа, отсюда и поговорка "Не житье, а масленица". Повсюду поводились ярмарки, шли народные гуляния. Среда открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. В каждой семье накрывали столы со всевозможными угощениями. В этот день зять приходил "к тёще на блины" [5, с. 51]. Четверг - перелом Название само говорит за себя: катание на санях по улицам, кулачные бои, всевозможные обряды. Одним из любимых забав было поджигание тележных колес, и прогонять вдоль по улицам, спускам, склонам оврагов подожженной тележки. По улице возили мужика-балагура на специально смастеренных санях с таким же горящим колесом, а за ним следом шел гуляющий народ с песнями и прибаутками. Обязательным атрибутом Масленицы являлся медведь - живой, закованный в цепи, или ряженый человек. Нередкой забавой русских людей была борьба с медведем. Дети, также наряженные животными, ходили по дворам и калядовали, собирая себе угощение на праздничный вечер [6, с. 107]. Пятница - Тещины вечорки Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары. Сами же молодожены в этот день выезжали нарядные в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе. Теперь уже зять приглашал в себе гости тёщу и угощал ее блинами Суббота - золовкины посиделки Этот день считался всегда семейным. В Золовкины посиделки - новобрачная невестка должна была одаривать золовок подарками. В этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных [9]. Воскресенье - целовальнник, прощальное воскресенье Последний день самый веселый и разгульной, несмотря на то, что его называли "Прощенный день". Люди ходили от двора к двору, просили друг у друга прощения. Если в течение годарусские <http://traditio-ru.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5> чем-то оскорбили друг друга, то, встретившись в "прощенное воскресенье", они непременно приветствовали друг друга поцелуем, и один из них говорил: "Прости меня, пожалуйста". Второй же отвечал: "Бог тебя простит". Все угощали и угощались, веселились и дрались, тут же мирились и опять дрались. В этот день люди рядились в шкуры козлов и баранов, волков и медведей, изображая тем самым злых духов. Народ, размахивая палками и выкрикивая всяческие оскорбления и проклятия, выводил их вместе с чучелом Масленицы за околицу деревни, где изображалось избиение нечисти, и сжигалась соломенная Масленица. Пепел, оставшийся от "зимней хозяйки", развеивали над полями в знак будущего урожая. Для детей выпекали из теста "жаворонков" и "куликов". Детвора с "птичками" в руках взбиралась на крыши домов и сараев, зазывая теплую и раннюю весну. Масленица называлась еще и Сырной седмицей и была последней неделей перед Великим постом. Катание с гор <http://traditio-ru.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D1%81_%D0%B3%D0%BE%D1%80> - зимнее развлечение детей и холостой молодежи. Катание молодежи с ледяных гор было одним из главных развлечений масленичной недели. "На горах катаемся, блинами объедаемся" - пелось в старинной масленичной песне. Для катаний заливали водой естественные горы или специально сколоченные из дерева. Ледяной скат переходил в длинную ледяную дорожку, зачастую спускавшуюся к реке или озеру. Катальные горки старались украсить: рядом с ними ставили елки, развешивали фонарики и т. д. Ближе к вечеру около горки собиралась вся деревенская молодежь. Для катания использовались санки, рогожи, шкуры, коньки, ледянки - круглые расплющенные корзины, заледеневшие снизу, катульки - широкие выдолбленные доски, корежки - деревянные корыта, напоминавшие долбленые лодки, короткие скамейки, перевернутые вверх ножками. Дети садились на санки по нескольку человек. Парни, желая показать девушкам свою удаль и молодечество, скатывались с самых высоких гор: садились в верткую корежку и лавировали по крутым склонам, управляя ею, как лодкой, с помощью специальной короткой палки, или, взяв на руки визжавшую девушку, спускались, стоя на ногах. Однако чаще всего катались парами на санках: девушка садилась к парню на колени, а потом должна была поблагодарить его за катание поцелуем. Если девушка не соблюдала этого правила, молодежь "замораживала" санки, то есть не разрешала встать с них до тех пор, пока парень и девушка не поцелуются. По обычаю в катании с гор должны были принимать участие и молодожены. Они садились на санки и съезжали с горы под крики: "Солите рыжиков, солите рыжиков" (то есть целуйтесь при всех). Катание с гор не запрещалось и женатым людям, существовало даже такое поверье, что замужняя женщина, катавшаяся в масленицу с горы, получит хороший урожай льна [3, с. 114]. Катание на санях <http://traditio-ru.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BD%D0%B0_%D1%81%D0%B0%D0%BD%D1%8F%D1%85> - зимнее развлечение, характерное для святок, масленицы, престольных праздников. Особенно яркими были катания на масленицу. Они назывались "съездки", так как в них принимали участие жители всех окрестных деревень. К праздничному катанию тщательно готовились: лошадей мыли, расчесывали им хвосты и гривы; столь же внимательно относились к упряжи; приводили в порядок сани. Молодежь обычно каталась с утра, молодожены могли выезжать в любое время по своему желанию, а семейные пары, особенно "большаки, кондовые и богатые крестьяне", - ближе к вечеру. Парни и девушки выезжали на катание с шумом и весельем: лошади мчались вперед, звенели бубенцы, развевались полотенца, привязанные к задку саней, играла гармошка, звучали песни. Молодоженам полагалось ехать степенно, с достоинством, кланяться всем встречным жителям, останавливаться по первому их требованию, чтобы принять поздравления и пожелания. Парадный выезд богатой семьи оформлялся довольно торжественно. Хозяин неспешно подводил к воротам дома запряженных лошадей, хозяйка тщательно укладывала в сани подушки в нарядных наволочках, меховую или войлочную полость, красиво привязывала к дуге ленты, полушалки. Затем нарядно одетая семья садилась в сани. Переднее сиденье предназначалось хозяину с сыном, заднее - хозяйке с дочерьми. Старики выходили на крыльцо посмотреть парадный выезд, маленькие дети с криками бежали за санями. Все приехавшие на место съездок катались обычно часов пять-шесть, прерываясь на короткое застолье в домах родственников и давая отдых лошадям. Катавшиеся соблюдали установленные правила: одни сани должны были следовать за другими по центральной улице деревни или вкруговую, не обгоняя и не превышая скорости [5, с. 56]. Парни катали гуляющих по улице девушек, вежливо приглашая их в сани: "Прошу прокатиться!" Правила приличия обязывали парня катать одну и ту же девушку не более трех-четырех кругов, а затем пригласить другую. Девушки в знак благодарности привязывали к дуге его лошади небольшие полушалки. Молодожены, для которых катание на масленицу было обязательным, останавливались по просьбам односельчан, чтобы "посолить рыжики", то есть поцеловаться при всем честном народе (см. Смотры молодожёнов). Своей кульминации катание достигало днем в Прощёное воскресенье, когда собиралось особенно много санных упряжек, а скорость их катания резко увеличивалась. Лихие парни, стараясь показать перед девушками свою удаль, управляли бегущими лошадьми стоя, прыгали в сани на ходу, играли на гармошках, свистели и кричали. Воскресное катание полагалось завершать мгновенно, сразу же после первого удара колокола, звавшего к вечерне. Этот момент особенно большое удовольствие доставлял молодежи, которая стремглав неслась из села на санных упряжках, обгонявших друг друга. Кулачные бои <http://traditio-ru.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D0%B0%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B1%D0%BE%D0%B8> устраивались зимой в период святок на масленицу и иногда в Семик. При этом предпочтение отдавалось масленице, разгульный характер которой давал возможность мужской части деревни показать перед всеми свою удаль и молодечество. Команды составлялись по признаку социальной или территориальной общности участников. Друг с другом могли биться две деревни, жители противоположных концов одного большого села, "монастырские" крестьяне с помещичьими и т. д. Кулачные бои готовились заранее: команды сообща выбирали место для битвы, договаривались о правилах игры и количестве участников, выбирали атаманов. Кроме того, была необходима моральная и физическая подготовка бойцов. Мужики и парни парились в банях, старались больше есть мяса и хлеба, которые, по поверью, придавали силу и смелость [4]. Некоторые участники прибегали к различного рода магическим приемам для увеличения бойцовской храбрости и мощи. Так, например, в одном из русских старинных лечебников содержится следующий совет: "Убей змею черную саблей или ножом, да вынь из нее язык, да вверти в тафту зелену и в черную, да положи в сапог в левый, а обуй на том же месте. Идя прочь, назад не оглядывайся, а кто спросит, где ты был, ты с ним ничего не говори". Обеспечить победу в кулачном бою старались и с помощью заговора, полученного от колдуна: "Стану я, раб Божий, благословясь, пойду перекрестясь, из избы в двери, из ворот в вороты, в чистое поле, на восток, в восточную сторону, к Окиян-морю, и на том святом Окияне-море стоит стар мастер муж, и у того святого Окияна-моря сырой дуб крековастый, и рубит тот мастер муж своим булатным топором сырой дуб, и как с того сырого дуба щепа летит, так же бы и от меня валился на сыру землю борец, добрый молодец, по всякий день и по всякий час. Аминь! Аминь! Аминь! И тем моим словам ключ в море, замок на небе, отныне и до века". Кулачные бои в России могли проходить не только на кулаках, но и на палках, при этом чаще выбиралась борьба на кулаках. Бойцам полагалось специальное обмундирование: толстые, подшитые куделью шапки и меховые рукавицы, которые смягчали удар. Бой на кулаках мог проводиться в двух вариантах: "стенка на стенку <http://traditio-ru.org/w/index.php?title=%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0_%D0%BD%D0%B0_%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D1%83&action=edit&redlink=1>" и "сцеплялка-свалка <http://traditio-ru.org/w/index.php?title=%D0%A1%D1%86%D0%B5%D0%BF%D0%BB%D1%8F%D0%BB%D0%BA%D0%B0-%D1%81%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%B0&action=edit&redlink=1>". При битве "стенка на стенку" бойцы, выстроившись в один ряд, должны были удержать его под давлением "стенки" противника. Это был бой, в котором использовались различного рода тактические военные приемы. Бойцы держали фронт, шли клином - "свиньей", меняли бойцов первого, второго, третьего ряда, отступали в засаду и т. п. Бой кончался прорывом "стенки" противника и бегством врагов. Принято считать, что этот тип кулачного боя оформился не ранее XVIII в. [5] При битве "сцеплялка-свалка" каждый выбирал себе противника по силе и не отступал до полной победы, после чего "сцеплялся" в битву с другим. Русский кулачный бой, в отличие от драки, шел с соблюдением определенных правил, к которым относились следующие: "не бить лежачего", "не биться по-увечному", "мазку не бить", то есть в случае появления у противника крови заканчивать с ним бой. Нельзя было наносить удары сзади, с тыла, а биться только лицом к лицу. Важным моментом кулачного боя было и то, что его участники всегда принадлежали к одной возрастной группе. Битву начинали обычно подростки, их сменяли на поле парни, а затем вступали в бой молодые женатые мужчины - "сильные бойцы". Такой порядок поддерживал равенство сторон. Бой начинался с прохода главных бойцов, то есть парней и мужиков, в окружении подростков по деревенской улице к выбранному месту боя. На поле парни становились двумя "стенками" - командами друг против друга, демонстрируя свои силы перед противником, слегка задирая его, принимая воинственные позы, подбадривая себя соответствующими выкриками. В это время на середине поля подростки устраивали "сцеплялку-свалку", готовясь к будущим боям. Затем раздавался клич атамана, за ним общий рев, свист, крик: "Даешь боя", и начинался бой. Наиболее сильные бойцы включались в битву уже в самом конце. Наблюдавшие за кулачным боем старики обсуждали действия молодых, давали советы тем, кто еще не вступил в бой. Завершался бой бегством противника с поля и общей веселой попойкой участвовавших в нем парней и мужиков. Кулачные бои сопровождали русские празднества на протяжении многих веков. Подробное описание битв "добрых молодцов кулашных бойцов" дали иностранцы, побывавшие в Московии в XVI-XVII вв. Кулачные бои воспитывали у мужчин выносливость, способность выдерживать удары, стойкость, ловкость и мужество. Участие в них считалось делом чести каждого парня и молодого мужчины. Подвиги бойцов восхвалялись на мужских пирушках, передавались из уст в уста, нашли свое отражение в удалых песнях, былинах: Да съехались оны с копьями - Только копья-ты в кольцах попригнулисе. Да съехались богатыри палками - Только палки по щербням отвернулисе. Соскочили они со добрых коней, Да схватились оны на рукопашный бой. Итак, масленица - совершенно особый период календарного цикла. В исследовательской литературе подробно представлены ее генезис и сущность, "расписаны" по дням недели праздничные увеселения, проанализирована природа масленичного фольклора. Российская Масленица сродни европейскому карнавалу с его противопоставлением жизни и смерти, героического и комического, верха и низа. Человек ощущает себя свободным от привычных забот и обязанностей, социальных условностей и связей. Король-шут становится полноправным хозяином на весь период шумного карнавала /масленицы. В России и по сей день живет вера в то, что, если хорошенько не отвести душу в этот период, потом целый год придется жить в несчастии, по-настоящему хлебнуть горя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|