Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация народных праздников




 

У любого народа и во все времена одним из самых любимых периодов календарного года, самым любимым развлечением и ритуальным занятием был и остается "праздник".

Термин "праздник" и его эквиваленты в других языках принадлежат к словарному фонду повседневной речи и употребляются часто. Учитывая задачи данной работы, в которой в качестве иллюстрации будут рассматриваться главным образом праздники зоны европейской культуры, мы кратко остановимся на терминах, употребляемых для определения праздника в древнееврейском, латинском и русском языках. Первоначальное название праздника в древнееврейском языке было "хаг" от глагола "хагаг" - танцевать. Специалисты связывают его происхождение с праздничной церемонией, совершаемой в плясовом ритме вокруг алтаря. Эта церемония часто упоминается в дошедших до нас древних источниках, в которых описываются ритуалы религиозных праздников. Последующее древнееврейское название праздника звучало "мо эд" - урочный час; лишь позднее установилось и вошло в канонические книги иудаизма употребляемое и ныне название праздника "йомтов".

В латинском языке для нас важны два термина: "feriae", который в классических текстах обычно встречается в форме множественного числа и означает праздничные дни, дни отдыха, каникулы, а также "festum" - праздник, торжество, праздничный день. Современные лингвисты термин "feriare" выводят от слова "fanum", означающего освященное место, а термин "festum" от санскритского корня "бхас" - блестеть. Предполагается, что этот термин связан с обычаем устраивать торжественный прием в праздничные дни.

Первоначальное название праздника в древнееврейском языке было "хаг" от глагола "хагаг" - танцевать. Специалисты связывают его происхождение с праздничной церемонией, совершаемой в плясовом ритме вокруг алтаря [13, с. 167].

Словарь Даля толкует термин "праздник" от прилагательного "праздный", означающего "незанятый", "пустой", "порожний" (если речь идет о месте) и "праздное время" - период, когда не нужно работать, когда можно быть праздным (если речь идет о времени) [10, c. 381].

В Толковом словаре русского языка С. Ожегова дается пять значений слова "праздник".

. День торжества, установленный в честь или память кого-нибудь, чего-нибудь. 2. День или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. 3. Выходной нерабочий день. 4. День радости и торжества по поводу чего-нибудь. 5. День игр, развлечений [14, c. 345].

Первые три значения относятся к официально установленным праздникам, вторые два к неофициальным - народным или личным праздникам.

Праздник семантически связан и со свободным временем, временем праздности, отдыха, и с радостью, весельем, с определенным ритуалом, танцем, приемом, пиршеством, потреблением, растратами. Он связан с религиозным культом и с важными датами истории народа и государства.

Для жизненно важных ситуаций есть обычаи, предписывающие их участникам строго определенный порядок действий, имеющих, чаще всего символическое значение, которые обозначаются понятием обряд. Эти действия, как правило, являются коллективными, публичными. Иными словами обряд выступает как формализованный обычай, совершаемый в определенном месте в положенное время и по специальным поводам. Обряд может выступать как решительное вмешательство в жизнь индивида, и он связан зачастую с выполнением публичных действий, имеющих высокий знаковый статус в данном обществе (обряды посвящения, дни рождения, свадьбы, похороны, коллективные, общественные и государственные обряды, напоминающие о целостности общества, зафиксированной в памятных датах).

Праздники в русской деревне прошлого составляли важную сторону общественной и семейной жизни. Крестьяне даже говорили: "Мы целый год трудимся для праздника". Праздник сознанием людей воспринимался как нечто священное, противоположное будням - повседневной жизни. Если будни осмыслялись как время, в которое человек должен заниматься мирскими делами, добывая хлеб насущный, то праздник понимался как время слияния с божественным и приобщения к сакральным ценностям общины, ее священной истории. В праздник люди должны достигнуть особого психофизиологического состояния полноты жизни, мироощущения, богоощущения, а также ощущения внутреннего единения друг с другом. Такое философское осознание праздника на бытовом уровне закреплялось в целом ряде правил, которые должен был усвоить человек русского традиционного общества [17, c. 115].

Праздник предполагал также полную свободу от всякой работы. В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, прясть, ткать, то есть выполнять всю повседневную крестьянскую работу. Праздник обязывал людей нарядно одеваться, для разговора выбирать темы приятные, радостные, иначе вести себя: быть веселым, приветливым, гостеприимным. Характерной чертой праздника было многолюдье. Тихое в будни село заполнялось зваными и незваными гостями - нищими, странниками, богомольцами, каликами перехожими, вожаками с медведями, балаганщиками, раешниками, кукольниками, ярмарочными торговцами, коробейниками. Праздник воспринимался как день преображения деревни, дома, человека. К лицам, нарушавшим правила праздничного дня, применялись жесткие меры: от денежного штрафа, битья плетьми до полного изгнания из деревенского сообщества.

В русской деревне все праздники включались в единую многоступенчатую последовательность. Они справлялись из года в год, из века в век в определенном порядке, установленном традицией. Среди них был главный праздник, обладавший, с точки зрения крестьян, наибольшей сакральной силой, - Пасха. Праздники великие: Рождество, Троица, масленица, Иванов и Петров дни и малые праздники, еще их называли полупраздники, были связаны с началом разного рода крестьянских работ: первый день сева зерновых, заготовка на зиму капусты и т. п.

Различались русские праздники и по своему происхождению.

К установленным православным вероучением относились Пасха с двунадесятыми, то есть двенадцатью праздниками в честь Иисуса Христа и Божьей Матери, и храмовые - местные праздники, отмечавшиеся в дни освящения храмов или в дни памяти о значительных событиях из жизни святых, в честь которых построены храмы. К праздникам, не связанным с церковной традицией - календарным праздникам - относились святки, масленица, заветные праздники - в память о каком-либо деревенском событии, чаще трагическом, в надежде умилостивить природу, божество, а также различные мужские, женские, молодежные праздники.

Народный праздник - явление народной культуры, проявление содержательно наполненного свободного времени народа. Это всегда увлекательный спектакль, где артисты и участники - одно лицо, где как бы само собой происходит перевоплощение, где в результате многократного проигрывания одних и тех же игровых упражнений (песенных и танцевальных, силовых состязательных) происходит накопление участниками практического опыта культурного времяпрепровождения.

Содержание народного праздника народа имитирует жизнь, создает универсальную картину мира, вводит человека в жизнь этой картины, заставляет его подчиниться определенным правилам игры. Поэтому иногда народный праздник формирует поле для психологической разрядки участников, снятия напряженности, агрессивности, разрушительности и т.п. с помощью, например, смеховых форм деятельности участников, а иногда сильнейшим образом заряжает души людей энергией и силой.

Участники народного праздника - взрослые и дети. По оценке специалистов и взрослые участники народного праздника, и дети, выполняя несложные творческие задания, исполняя элементы ритуально-игровых праздничных действий совместно (в режиме сотрудничества) удовлетворяют потребности в общении, разумной интимности, суббординационных отношениях. Никто никого не осуждает за неточность выполнения заданий или за недостаток необходимых сил, здесь не ставятся оценки, а создается поле взаимопомощи, взаимоподдержки, разумного (сродни деловому) взаимодействия.

Стихийное стремление "победить" на "свалке сцеплялке", "на кулаках", "в подножках" и реализация этого стремления у многих взрослых и большинства мальчишек во время народного праздника удовлетворяет потребность в самопроверке сил, самоутверждении среди сверстников, признании собственной личности.

Веками в традиционной народной культуре складывалась и отрабатывалась как в содержательном, так и в организационном плане, система календарных и бытовых праздников.

Сложившиеся и сохраняющиеся на протяжении веков их варианты считались рациональными (разумными) с точки зрения их социальной полезности, так как в процессе участия в праздничном действии происходило воспитание целого народа и каждого человека в отдельности, создавалась мощная психологическая поддержка группе и индивиду, необходимая в периоды войн, экономических или экологических потрясений.

К "календарным" относят народные праздники весенне-летнего и осенне-зимнего циклов, сливших воедино доисторическое и историческое мировоззрение людей, религию язычников и христиан (кстати, практически всякий народный праздник содержит религиозную основу). У русских это такие праздники как: "Масленица", "Жаворонки", "Семик" или "Троица", "Зажинки", "Иван Купала", "Мокрины", "Осенины", "Капустник" и т. д.; "Покров", "Рождество", и др. В разных народных календарях мы встречаем разные названия народных праздников. Это зависит от местности, где праздник "родился, развивался и жил" и исторической эпохи, т.е. особенностей исторического развития речевой грамматики и языка.

Исходными принципами деятельности организатора народного праздника выступают:

Принцип передачи всем участникам народного праздника психологического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом, путем непосредственного контакта между общающимися людьми.

Принцип взаимодополняемости и взаимодействия принимающих участие в народном празднике разовых и постоянных кадров.

Принцип постепенного и последовательного распределения подготовительных мероприятий в организации народного праздника.

Структура народного праздника.

В традиционной народной культуре сложился определенный тип народного праздника и определенный набор обязательных действий (ритуалов), создающих собой в системе своеобразную, но строгую конструкцию.

Обязательными элементами такой конструкции являются:

1) "зачин" праздника (яркое театрализованное зрелище - объявление о начале торжества),

2) "разгул" и "перелом" (воспроизведение участниками многочисленной череды тех или иных праздничных обрядов, делящих каждый праздник на две половины - "до середины" и "после нее"),

)   "спад" (организованное завершение праздничного гуляния с соответствующими каждому празднику кульминационными по содержанию ритуалами).

 


2.2 Стадии подготовки народного праздника

 

1. Предварительная подготовка. На этой стадии необходимо определить целевую аудиторию (группу людей, для которых будет организован праздник), масштабность планируемого праздника, место проведения, возможность практической реализации идеи силами инициативной группы. Нужно конкретно определить, кто войдёт в состав инициативной группы, с какой целью, кто всем этим будет руководить. Не забудьте продумать и то, на чью поддержку вы сможете рассчитывать (на консультации специалистов, на финансовую помощь каких организаций или частных лиц, на помощь местных жителей).

. Разработка сценария. Изучите историю народного праздника и включите в сценарий необходимые традиционные элементы. Продумайте соответствующие костюмы. Предусмотрите конкурсы для всех категорий участников (детей и взрослых, мужчин и женщин), а также необходимый инвентарь.

. Подготовка праздника. На этой стадии нужно привлечь необходимые кадры для реализации сценария, составить графики репетиций, распределить обязанности в инициативной группе. Предусмотрите возможность взаимозаменяемости и обмена обязанностями. Полезно иметь "людской резерв", готовый при необходимости прийти на помощь. Составьте график контроля за назначенными мероприятиями и следите за тем, чтобы всё осуществлялось вовремя.

Согласно разработанному сценарию определите материальные ресурсы и источники их получения. Прежде всего, необходимо оценить свои возможности. Затем определить, какие организации, учреждения, фирмы или индивидуальные спонсоры готовы поддержать различными доступными им способами (деньгами или товарами, сразу или поэтапно).

Целесообразнее всего составить письменный договор о взаимном сотрудничестве.

Для привлечения зрителей и участников праздника, а также единомышленников, желающих вам помочь, распространите информацию о предстоящем мероприятии, например, через афиши, листовки, объявления.

. Проведение праздника. На этой стадии - конкретная реализация замыслов. Необходимо собирать фото и видеоматериалы о ходе праздника. Это поможет вам в дальнейшем проанализировать деятельность, предоставить собранные материалы для отчёта (в случае необходимости), подготовить материалы в прессу, при разработке следующего праздника привлечь на свою сторону больше единомышленников.

. Коллективное подведение итогов проведения народного праздника. Любая завершённая работа нуждается в анализе. В ходе анализа стоит отметить, достигнуты ли цели и задачи мероприятия, что получилось, а чего и по какой причине достичь не удалось, вклад каждого члена команды в общий результат работы.

 


Заключение

обряд праздник масленица режиссура

В заключение необходимо сделать следующие выводы:

Слово "праздник" происходит от понятия "праздный", "пустой" и означает день, не заполненный работой.

Праздник это, прежде всего, время отдыха, вместе с тем праздники имеют важно социально-культурное значение, позволяют обеспечить преемственность поколений, сохранить традиции.

Драматургия и режиссура празднично обрядового театрализованного действа процесс сложный и трудоемкий. При разработке литературного сценария народного праздника нужно учитывать традиции и обряды преемственные только для этого праздника, учитывать характерные черты региона, в котором будет проходить данное действо и др.

 


Список использованных источников

 

1. Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа. Учебное пособие. - М.: МГУ, 1969.

2. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989. - 311 с.

.   Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. - М., 1994. - 278 с.

.   Бакланова Т.Н. Народная художественная культура. - М., 1995. - 278 с.

.   Баллер Э.А. Приемственность в развитии культуры. - М.: Наука, 2009. - 116 с.

.   Бапбурин А.К. Календарь и трудовая деятельность человека. - Л., 2011. - 190 с.

.   Белозерова В.В. Традиционная культура Орловского края. - Орел ОГИИК, 2005. - 204 с.

.   Борисов С.К. Основы драматургии театрализованного действа. - Челябинск, 2000. - 190 с.

.   Браглей Ю.В. Этнос и этнография. - М., 1973. - 234 с.

.   Генкин Д.М. Массовые праздники. - М., 2005. - 289 с.

.   Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 3 т. - M., 1986. - 780 с.

.   Жигульский К. Праздник и культура. - М., 1985. - 305 с.

.   Зенцовский И.И. Методика календарных песен. - М., 1975. - 345 с.

.   Мазаев А. И. Праздник как социально-художественное явление: опыт историко-теоретического исследования. - М., 2008. - 289 с.

.   Ожегов С.И., Шведова Н.Б. Толковый словарь русского языка. - М.: Аз, 1996. - 923 с..

.   Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия /под ред. М. Забылина. - М., 1991. - 345 с.

.   Тульцева Л.А. Современные праздники и обряды народов СССР. - М.: Наука, 1985. - 367 с.

.   Шангина, И.И. Русские традиционные праздники / И.И. Шаньгина. - М.: Вече, 2006. - 234 с.

.   Шароев И.Г. Театр народных масс. - М., 2008. - 190 с.

.   Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси / Н.П. Степанов. - М.: Российский раритет, 2002. - 254 с.

21. Юдина Н.А Русские обряды и обычаи: семейные обычаи, календарные обряды, подвижные праздники / Н.А, Юдина. - М.: Вече, 2006. - 211 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...