Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Потребность аффилиации и ее особенности, ее влияние на жизнь и деятельность человека




Слово аффилиация, произошло от английского affiliate - присоединять. Г. Мюррей дает следующее описание мотива аффилиации: «заводить дружбу и испытывать привязанность; радоваться другим людям и жить вместе с ними; сотрудничать и общаться с ними; любить; присоединяться к группам.» [ 12 ]

Аффилиация - общее понятие понимаемое как психическое явление, мотив, побуждение, намерение, стремление к другим людям. В основе его лежит внутренняя потребность человека в эмоциональных и доверительных контактах, являющаяся движущей стороной общения. Она проявляется в стремлении установить близкие отношения, участвовать в совместных действиях, целью которых является процесс общения, приносящий удовлетворение. Цель этой потребности может быть различной, и даже взаимоисключающей (достижение близких отношений или/и использование собеседника в своих целях).

Именно ли удовлетворение стремятся получить люди, взаимодействуя друг с другом, или нет, но с полной определенностью можно утверждать, что лишение человека возможности взаимодействовать вызывает у него то, что называют потребностью в аффилиации, или потребностью быть с людьми. [8]

Потребность аффилиации - потребность реализовать определенную психическую энергию, активность, направленную на установление (или прекращение) определенных межличностных отношений. Потребность аффилиации складывается из разных сил приближения и отдаления от людей. Например, у нас могут быть хорошие коммуникативные навыки, при которых мы можем быстро устанавливать неформальные межличностные отношения, при этом мы можем опасаться непонимания, отвержения, неудачи. Кроме того, у нас может быть высокая потребность устанавливать не внешние, поверхностные знакомства, а более надежные, близкие, доверительные.

Аффилиация состоит из двух сторон - получение и отдача, поэтому цель потребности аффилиации можно определить как взаимную доверительную связь, где каждый из партнеров дружески поддерживают друг друга. О мотивированности поведения стремлением к аффилиации можно судить по количеству и позитивному содержанию речевых высказываний, по выражению лица, длительности контакта, жестикуляции.

Однако прежде чем рассмотреть особенности потребности аффилиации, мы решили рассмотреть основные понятия, связанные этой потребностью. Итак, направленность на аффилиацию - понятие введено А. Меграбяном и С. Кшесински. Рассматривается это понятие как внутренняя нацеленность человека на установление и поддержание контакта, близко к понятию контактности, коммуникабельности. В работе рассматривается как синонимом понятия аффилиативное поведение. [9]

Аффилиативное поведение - проявление через поведение заинтересованности, доброжелательности и т.п. при взаимодействии с партнером по общению. В основе аффилиативного поведения может находиться как мотив аффилиации (тогда мы говорим об истинной аффилиации), так и мотив достижения, самоутверждения и т.д. (в этом случае аффилиативное поведение выполняет инструментальную функцию).

Боязнь отвержения (страх отвержения)- ожидание непонимания, неудачи при построении отношений, сформированное на основании предыдущего опыта, а также связанное с личностными особенностями.

Аффилиативное взаимодействие - сумма действий, направленных на установление, поддержание и развитие межличностных отношений с целью формирования близких, доверительных отношений; отличается от аффилиативного поведения наличием выраженной потребности в аффилиации, в частности, потребности в эмоционально- доверительном общении.

Характеристиками, сопровождающими аффилиативное взаимодействие (компоненты аффилиативного взаимодействия) являются легкость, доверие, понимание и эмоциональная притягательность. Все они важны для установления близких, доверительных отношений, однако значимость каждой их характеристик изменяется при развитии и изменении межличностных отношений. При других формах общения, например, деловом, эти характеристики могут присутствовать, однако при таком общении главным является не их сочетание, а значимость одной из них. Например, в отношении к врачу главным является доверие, в отношении с начальником - понимание и т.д.

Потребность аффилиации (стремление к общению) можно назвать сквозной. Данная потребность проявляется трояко:

потребность в периодических разговорах

налаживание отношений, контактов

потребность поделиться своими проблемами [3]

Уровни мотива аффилиации - степень выраженности мотива у человека, в работе рассмотрены пять уровней потребности: слабая, средняя, высокая.

Итак, вернемся непосредственно к потребности аффилиации и ее особенностям.

Потребность в общении строится в онтогенезе на основе других потребностей, которые начинают функционировать ранее. Основа потребности в общении - это органические жизненные нужды ребенка, которые поступают через взрослого, таким образом, открывается сам взрослый, необходимость исследования его, управления им и в конечном счете - общения с ним. [6]

Так же одной из особенностей рассматриваемой потребности является желание человека устанавливать более тесные, близкие отношения с окружающими, где важным становится не количество контактов, а их качество.

Аффилиация похожа на близость и связана с ней, но считается, что это более точный термин. Аффилиация касается выраженного аффекта (позитивного и негативного), тогда как близость - знания о другом, имеющего личную природу. Кроме того, близость обычно применяется в сочетании с положительными отношениями. Позитивный аспект аффилиации может выражается через усиление близости (ближе, чем ситуативная норма), зрительный контакт, прикосновение, открытая поза, личные темы, самораскрытие и выражение общей поддержки представленной я-концепции партнера. Однако собеседники могут желать разного уровня аффилиации, и это требует обсуждения, но этот процесс достаточно сложен, и люди редко обсуждают проблемы аффилиации до момента, когда надвигается перемена, или кризис.

Развитиеаффилиации будет восприниматься как «нормальное», в зависимости от природы отношений (например, родитель - ребенок, преподаватель - студент) и достигнутого уровня аффилиации. Кнэпп предложил параметры, по которым варьируется коммуникативное поведение в сторону большей аффилиации, пока не будет достигнут оптимальный уровень. В этой точке наступит стабильность, но время от времени будут происходить колебания (иногда значительные) по одному или нескольким параметрам вплоть до упадка отношений. Этапы, которые характеризуются нарастающей близостью и (обычно) нарастающей позитивной аффилиацией, включают в себя поступательно:

) вступление,

) экспериментирование,

) интенсификацию,

) интеграцию,

) объединение.

Когда отношения развиваются, усиливаются, самораскрытие становится более глубоким и интимным, партнеры становятся все более преданными друг другу, и общение между ними обретает черты уникальности.

Что касается негативного аспекта, необходимо отметить, что, стремясь добиться аффилиации, люди часто говорят неправду о своих желаниях, намерениях и достоинствах, о возможностях, собственных качествах, уклоняются от трудных вопросов.

Потребность аффилиации также делает людей более восприимчивыми к аффилиативным сигналам. [8]

 

Выводы

· потребности организма (нужды) можно разделить на не осознаваемые (не ощущаемые) и осознаваемые (ощущаемые). Потребности личности всегда осознаваемы либо на уровне ощущений (биологические потребности), либо на уровне понимания (социальные потребности).

· потребность тесно связана с нуждой. Однако нужда организма в чем-то отражает его объективное состояние, а потребность личности связана с осознанием нужды, т. е. имеет субъективную сторону.

· возникновение потребности является механизмом, запускающим активность человека на достижение цели, способную удовлетворить его потребность.

·   потребность в общении строится в онтогенезе на основе других потребностей, которые начинают функционировать ранее.

· важным удовлетворении потребности аффилиации является не количество контактов, а их качество.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...