Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диагностика потребности аффилиации и ее результаты




 

Объект исследования - 20 учащихся 5-9-х классов общеобразовательной школы.

Предмет исследования - преобладающие потребности в сфере общения в подростковом возрасте.

Гипотезы исследования: 1. Потребность в общении и стремление к приятию имеют прямую связь (чем выше потребность к общению, тем выше стремление к приятию).

. В подростковом возрасте и потребность в общении, и стремление к приятию (как и страх быть отвергнутым) выше, чем у детей 10-11 лет.

Данное исследование было проведено с помощью следующих методик.

1. Методика «Потребность в общении» (Ю. М. Орлов). Методика разработана Ю. М. Орловым (1978). По данной методике оценивается потребность в общении. Чем выше показатели по данному фактору, тем более данной потребность является выраженной.

2. Методика «Мотивация аффилиации». Аффилиация, по мнению Г. Меррея, - это потребность тесно контактировать и взаимодействовать с близкими людьми. Данный тест предназначен для диагностики двух мотивов личности: стремления к принятию вас окружающими людьми (СП) и страха быть отвергнутым другими людьми (СО). Таким образом, тест состоит из двух шкал: шкалы СП и шкалы СО.

Тест состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Чтобы оценить степень вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу:

• + 3 - полностью согласен;

• +2 - согласен;

• + 1 - скорее согласен, чем не согласен;

• 0 - нейтрален;

• -1 - скорее не согласен, чем согласен;

• -2 - не согласен;

• -3 - полностью не согласен.

По каждой из шкал подсчитывается суммарный балл. Ответам испытуемого на прямые пункты (отмеченные знаком «+» в ключе) приписываются баллы.

Ответы -3 -2 -1 0 1 2 3

Баллы 1 2 3 4 5 6 7

Ответам испытуемого на обратные пункты опросника (отмечены в ключе знаком «-») также приписываются баллы.

Ответы -3 -2 -1 0 1 2 3

Баллы 7 6 5 4 3 2 1

Ключ к тесту

Ключ к шкале СП: +1, +2, -3, -4, +5, -6, +7, -8, -9, -10, -11, +12, -13, +14, +15, -16, -17, -18, -19, +20, -21, +22, -23, -24, -25, +26, -27, -28, -29, +30.

Ключ к шкале СО: +1, +2, +3, +4, -5, -6, +7, +8, +9, +10, -11, +12, -13, +14, +15, -16, +17, +18, +19, -20, -21, +22, +23, -24, +25, -26, +27, +28, -29, +30, -31, +32.

На основе двух индексов СП и СО выделяются четыре типа мотивов. Для этого суммарные баллы всей выборки ранжируются как по шкале СП, так и по шкале СО. Далее выделяются четыре группы испытуемых:

• высокий - низкий (СП выше медианы, СО ниже медианы);

• низкий-низкий (СП ниже медианы, СО ниже медианы);

• высокий-высокий (СП выше медианы, СО выше медианы);

• низкий - высокий (СП ниже медианы, СО выше медианы).

Для испытуемых группы «высокий-низкий» характерен мотив «стремление к принятию группой», а для испытуемых группы «низкий-высокий» - мотив «страх отвержения». У испытуемых двух других групп интенсивность этих мотивов приблизительно одинакова, что может свидетельствовать о наличии у них внутреннего дискомфорта, напряженности.

У группы «высокий-высокий» страх быть отвергнутым группой препятствует удовлетворению их потребности в принятии, в общении с другими людьми. По методике «Потребность в общении» были получены следующие результаты.

 

Таблица 1 Результаты по методике «Потребность в общении»

ФАКТОРЫ

учащиеся 5-6 классов

учащиеся 8-9 классов

  высокий средний низкий высокий средний низкий
потребность в общении 40% 40% 20% 55% 45% 0%

 


 

Рисунок 1. Результаты по методике «Потребность в общении»

 

По данной методике были получены следующие результаты:

высокий уровень показали 40% учащихся 5-6 классов и 55% учащихся 8-9 классов;

средний уровень - 40% учащихся 5-6 классов и 45% учащихся 8-9 классов;

низкий уровень - 20% учащихся 5-6 классов.

Методика «Потребность в общении». Чем выше показатели по данной методике, тем сильнее человек стремится к другим людям, активнее идет на контакты, старается постоянно быть в окружении друзей, предпочитает трудиться не в одиночку, а в коллективе. Но он тяжело переносит ситуации, когда возможности для общения ограничены, ему сложно работать в одиночестве (и соответственно он хуже справляется с теми видами труда, которые не подразумевают постоянного общения), сильно зависим от мнения окружающих.

Нередко он становится слишком навязчивым во взаимоотношениях, «утомляет собой» собеседников и весьма болезненно реагирует, когда в результате те начинают его избегать.

В данном исследовании были получены результаты, которые свидетельствуют о том, что у большинства учащихся 8-9 классов отмечается высокий уровень выраженности потребности в общении, а также, что у учащихся 8-9 классов отмечаются показатели выше, чем у учащихся 5-6 классов.

 

Таблица 2 Результаты по методике «Мотивация аффилиации»

ФАКТОРЫ

учащиеся 5-6 классов

учащиеся 8-9 классов

  высокий средний низкий высокий средний низкий
стремление к принятию 40% 40% 20% 55% 35% 10%
страх быть отвергнутым 30% 40% 30% 40% 30% 30%

 

Рисунок 2. Результаты по методике «Мотивация аффилиации»

 

По данной методике были получены следующие результаты:

Фактор «стремление к принятию»:

высокий уровень показали 40% учащихся 5-6 классов и 55% учащихся 8-9 классов;

средний уровень - 40% учащихся 5-6 классов и 35% учащихся 8-9 классов;

низкий уровень - 20% учащихся 5-6 классов и 10% учащихся 8-9 классов.

Фактор «страх быть отвергнутым»:

высокий уровень показали 30% учащихся 5-6 классов и 40% учащихся 8-9 классов;

средний уровень - 40% учащихся 5-6 классов и 30% учащихся 8-9 классов;

низкий уровень - 30% учащихся 5-6 классов и 30% учащихся 8-9 классов.

Рассматривая распределение полученных результатов по четырем группа, получено следующее соотношение.

 

Рисунок 3

 

В данной диаграмме отражена интенсивность двух мотивов (СП) и (СО).

Испытуемым группы «высокий - низкий» характерен мотив «стремление к принятию» (30%). Таким подросткам важно чувство эмоциональной сопричастности, слитности с группой.

А испытуемым группы «низкий - высокий» характерен мотив «страх отвержения» (26%). Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неутолимую жажду общения, группирования со сверстниками, в обществе которых они находят или надеются найти то, в чём им отказывают взрослые: спонтанность, эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значимости.

У испытуемых двух других групп интенсивность этих мотивов приблизительно одинакова. При этом у одной из них («высокий - высокий») интенсивность обоих мотивов высокая, а у другой - низкая.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Подростковый возраст является благоприятным временем для работы над развитием и укреплением уверенности в себе, чувства собственного достоинства, возрастает значимость интимно-личностного общения, особенно со сверстниками, начинается бурное развитие рефлексии, анализа собственного поведения, схожести с другими и отличиями от них.

Подросток восприимчив к воздействиям со стороны взрослого, в частности психолога. Работа, направленная на развитие рефлексии даёт возможность подростку понять свою «сущность». Именно поэтому основным механизмом воздействия в нашей развивающей программе выступает рефлексия.

Необходимо диагностировать подростков, дабы знать, когда наиболее благоприятное время для психологической работы.

По результатам исследования можно сделать следующие выводы. Подробное изучение мотива аффилиации, его составляющих, основных закономерностей развития и формирования в группах мужчин и женщин разных возрастов позволит использовать полученные результаты как в рамках диагностики и последующей коррекции, так и для помощи в формировании более успешных и эмоционально-доверительных отношений с окружающими людьми.

Полученные результаты могут способствовать достижению гармонии в межличностных отношениях, улучшению социально- психологического климата в коллективе, что делает указанную проблему актуальной и практически значимой.

 

Выводы

· Аффилиация состоит из двух сторон - получения и отдачи.

·   Существует как стремление к приятию, так и страх быть отвергнутым. Исходя из этого выделяют 4 основных типа реализации потребности аффилиации.

·   Типы потребности аффилиации складываются в результате подкреплений, испытываемых в социальных взаимодействиях прежде всего в детстве, так же они могут меняться в течении жизни под влиянием различных факторов.

·   Потребность аффилиации не стабильна, она меняется под влиянием различных факторов.

·   У учащихся 8-9 классов как и потребности в общении, так и СП и СО выше, чем у учащихся 5-6 классов. Это подтверждает то, что подростковый возраст является благоприятным временем для работы над развитием и укреплением уверенности в себе, чувства собственного достоинства, возрастает значимость интимно-личностного общения, особенно со сверстниками.

·   Подробное изучение потребности аффилиации позволит использовать полученные результаты как в рамках диагностики и последующей коррекции, так и для помощи в формировании более успешных и эмоционально-доверительных отношений с окружающими людьми.

психологическая потребность аффилиация жизнедеятельность общество

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Целью нашего курсового исследования было изучение потребности аффилиации и ее особенностей. В ходе достижения этой цели были выполнены поставленные нами задачи. Мы рассмотрели потребности в целом, потребность аффилиации и ее особенности, типы потребности аффилиации и провели диагностику потребности аффилиации. Мы выяснили, что от степени удовлетворения потребности аффилиации зависят многие сферы жизни человека, его эмоциональный комфорт и самооценка.

Нами были кратко рассмотрены различные классификации потребностей, этапы их формирования и значение потребностей в жизни человека.

Далее мы подробнее рассмотрели потребность аффилиации и основные понятия, связанные с данной потребностью. Так же нами были изучены типы потребности аффилиации, их особенности.

Мы доказали, что необходимо изучать уровень стремления к принятию и уровень страха отвержения, чтобы в нужный момент оказать человеку нужную психологическую помощь или же помочь человеку в работе над собой.

Можно сказать, что мы достигли цели курсовой работы.

 


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Болдырева Е.В. Изменения характера мотивов аффилиации как показатель развития созависимости педагогов на разных этапах профессиональной деятельности. / Е. В. Болдырева. Психология образования в XXI веке: теория и практика. - C. 327-331.

.Бережной Н. М. Человек и его потребности. http://lib.vvsu.ru/books

.Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. / В. К. Вилюнас - М.: Изд-во МГУ, 2010. - 288 с.

.Диагностика мотивов аффилиации (А. Мехрабиан) // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / под ред. Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова. - М.: Психотерапия, 2002. - C. 95-98.

.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев 2-е изд-е. - М.: Смысл. Academia/ - 2004. - 345 с.

.Лисина М. И. «Проблемы онтогенеза общения» / М. И. Лисина Москва 1986.- 143 с

.Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности./ В. С. Магун Л.: Наука, 1983

.Маклелланд Д. Мотивация человека. / Д. Маклелланд. СПб.: Питер, 2007 - 627 с.

.Меграбян А.А. Личность и сознание. / А. А. Меграбян М.: Медицина. - 1978-174с.

.Мехрабиан и Ксензкий, 1974. http://rudocs.exdat.com/docs/index-326437.html?page=18

.Морозова Г. В. Созависимость как фактор риска в педагогической профессии // На перекрестках педагогики и психологии: сб. науч. тр. / Г. В. Морозова - Ульяновск: УлГПУ, 2006. - С. 126-130.

12.Мюррей Г. Explorations in personality. / Г. Мюррей 1938. p. 83

13.Психология личности. Под ред. П. Н. Ермакова, В. А. Лабунской. - М.: Эксмо, 2008. - 653 с.

. Практикум по общей, экспериментальной прикладной психологии. Учеб. пособие/ В. Д. Балин. В. К. Гайда/Под общей ред. А. А. Крылова, С. А. Леаничева. - Спб.: Издательство «Питер»,2012.-С.126

. Рубинштейн С. А.. Основы общей психологии. / С. А. Рубинштейн - М.: Просвещение, 2011. - С.96

.Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. для учителя. / М. М. Рыбакова - М: Просвещение, 2011.- 128 с

.Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. / Х. Хекхаузен М.: Педагогика, 1986. Т. 1.

.Хорни К. Невротическая личность нашего времени. /К. Хорни СПб.: Питер, 2002.

.Шаров А. С. Взаимосвязь ценностных ориентаций и мотивов общения со сверстниками у подростков и старшеклассников. - Автореф. дис. канд. психол.наук. / А. С. Шаров М. - 1986. - 22 с.

.Шорохова О. А. Жизненные ловушки зависимости и созависимости. / О. А. Шорохова. - СПб.: Речь, 2002.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...