Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие, сущность, цели применения мер нетарифного регулирования




Оглавление

 

Введение

Глава 1. Понятие, сущность, цели применения и классификация мер нетарифного регулирования.

1.1 Понятие, сущность, цели применения мер нетарифного регулирования.

1.2 Классификация мер нетарифного регулирования.

Глава 2. Особенности применения мер нетарифного регулирования.

2.1 Порядок и особенности применения мер нетарифного регулирования.

2.2 Особенности применения мер нетарифного регулирования при помещении товаров под таможенные процедуры

Заключение.

Список используемой литературы

 


Введение

 

Тема работы: «Особенности применения нетарифных ограничений при различных таможенных процедурах».

Меры нетарифного регулирования - комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.

Нетарифные ограничения внешней торговли приводят к чистым потерям благосостояния, но, несмотря на это, они широко применяются практически всеми государствами, в том числе и Россией. Это можно объяснить тем, что при применении таких методов возникает эффект перераспределения дохода, так же нетарифные барьеры являются более скрытыми, чем тарифы, и их действие сложнее измерить и отразить в статистических показателях. Более того, такие методы дают возможность странам быстро среагировать на изменения экономической ситуации и принять эффективные меры в краткосрочном периоде.

Целью данной работы является обобщение знаний о мерах нетарифного регулирования, а так же об особенностях их применения при помещении под таможенные процедуры.

Для достижения этой общей цели решаются следующие задачи:

формулировка понятия мер нетарифного регулирования;

выделение основных целей нетарифного регулирования;

выявление особенностей их применения.

Методологическую основу исследования составляют диалектический метод научного познания объективного мира и вытекающие из него общенаучные и частно-научные методы: теоретического анализа, сравнительный, системно-структурный, сравнительного анализа результатов исследований, проведенных другими авторами по вопросам, близким к разрабатываемой проблеме.

Актуальность. Категория развития мер нетарифного регулирования является неотъемлемой частью экономической и таможенной системы каждого государства в целом. Экономические и таможенные отношения на данном этапе развиты у большинства государств. В том числе, и в нашей стране. Данная тема очень актуальна, т.к. применение мер нетарифного регулирования очень популярно на данном этапе жизни. А так же данная тема в последнее десятилетие особо рассматривается рядом ученых.

Научная новизна заключается в том, что впервые комплексному исследованию подвергнуты все меры нетарифного регулирования и их применение при помещении под разные таможенные процедуры.


 

Глава 1. Понятие, сущность, цели применения и классификация мер нетарифного регулирования

Понятие, сущность, цели применения мер нетарифного регулирования

 

Нетарифные меры регулирования - совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования.

Цели и задачи их введения:

· Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных товаров, вызванных необходимостью защиты национального рынка

·   Введение исключительного права на экспорт или импорт отдельных товаров

·   Выполнение международных обязательств

·   Введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер

·   Защита общественной морали и правопорядка

·   Защита культурных ценностей

·   Обеспечение национальной безопасности.

В соответствии с классификацией ЕЭК ООН нетарифные методы можно разделить на три группы:

1. Меры прямого ограничения

2. Таможенные и административные формальности

.   Прочие нетарифные методы

Регулирование внешнеэкономических отношений является неотъемлемой функцией любого государства, стремящегося обеспечить свою политическую независимость и экономическую безопасность.

Практика применения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности свидетельствует об очень жестком, зачастую скрытом - в целях защиты национальных рынков - использовании нетарифных барьеров.

Поскольку в России достаточно остры проблемы развития экономики и обеспечения экономической безопасности, одной из неотложных задач для нашей страны, для Таможенного союза, является формирование эффективной системы мер нетарифного регулирования, в том числе и торговых ограничений, внешней торговли.

Тарифные и нетарифные методы регулирования впервые были предложены Секретариатом Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) в конце 60-х годов. Это же Соглашение определило нетарифное регулирование как «любые действия, кроме тарифов, которые препятствуют свободному потоку международной торговли».

Классификационная схема, разработанная Секретариатом ГАТТ в начале 70-х годов, к настоящему времени насчитывает более 800 конкретных видов нетарифных мер и объединяет все нетарифные ограничения в 5 основных категорий:

) ограничения, вызванные участием государства во внешнеторговых операциях. К ним относятся субсидии и дотации экспортерам или импортозамещающим отраслям, предпочтительная система размещения государственных заказов, использование местных полуфабрикатов и узлов на определенных условиях; меры, дискриминирующие перевозку иностранных товаров и иностранных перевозчиков и пр.;

) таможенные и иные административные импортные и экспортные формальности, например, усложненная процедура таможенного оформления, а также методы оценки таможенной стоимости и страны происхождения товара; завышенные требования к оформлению товаросопроводительных документов;

) технические барьеры в торговле: стандарты и требования, связанные с экологическими, санитарными, ветеринарными нормами, упаковкой и маркировкой товара, правила и порядок сертификации продукции;

) количественные и сходные с ними административные меры, в частности, импортные квоты, экспортные ограничения, лицензирование, добровольные ограничения экспорта, запреты, а также валютные ограничения;

) ограничения, основанные на принципах обеспечения платежей, а именно: налоги, сборы, импортные депозиты, скользящие налоги, антидемпинговые и компенсационные пошлины, пограничное налогообложение.

Единые меры нетарифного регулирования утверждены Соглашением между Правительствами РФ, Республики Беларусь и Республики Казахстан от 25 января 2008 года.

Соглашение не распространяется на отношения Сторон, касающиеся вопросов экспортного контроля, военно-технического сотрудничества, технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных требований и мер, а также специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

Согласно решения Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств № 19 от 27 ноября 2009 года «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»:

o запреты и ограничения в торговле товарами с третьими странами, направленные на выполнение обязательств, связанных с введением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер или проведением соответствующих расследований, а также на реализацию ответных мер, применяются в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации в соответствии с национальным законодательством;

o Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация не применяют лицензирование и количественные ограничения во взаимной торговле.

Количественные ограничения

. Экспорт и импорт товаров в ходе осуществления торговли с третьими странами осуществляются без количественных ограничений, за исключением случаев, предусмотренных ниже.

. В исключительных случаях могут устанавливаться:

) запреты и временные ограничения экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка;

) ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в любом виде, если необходимо:

а) сократить производство или продажу аналогичного отечественного товара;

б) сократить производство или продажу отечественного товара, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, в случае если не имеется значительного производства аналогичного отечественного товара;

в) снять с рынка временный излишек аналогичного отечественного товара путем предоставления этого излишка некоторым группам потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

г) снять с рынка временный излишек отечественного товара, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если не имеется значительного производства аналогичного отечественного товара, путем предоставления этого излишка некоторым группам потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

д) ограничить производство продуктов животного происхождения, производство которых полностью или в основном зависит от импортируемого товара, если производство аналогичного отечественного товара является незначительным.

Исключительное право на экспорт и импорт отдельных видов товаров

Осуществление внешнеторговой деятельности может ограничиваться путем предоставления исключительного права на экспорт и импорт отдельных видов товаров.

Исключительное право на экспорт и импорт отдельных видов товаров осуществляется на основании лицензии.

Участники внешнеторговой деятельности, которым предоставлено исключительное право на экспорт и импорт отдельных видов товаров, совершают сделки по экспорту и импорту отдельных видов товаров, основываясь на принципе недискриминации и руководствуясь только коммерческими соображениями.

Лицензирование в сфере внешней торговли товарами

. Случаями введения лицензирования в сфере внешней торговли товарами являются:

) введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;

) реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

) предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;

) выполнение международных обязательств.

. Основанием для экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров в случаях, предусмотренных выше, является лицензия, выдаваемая уполномоченным государственным органом исполнительной власти.

. Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами.

. Правила лицензирования определяются отдельным соглашением Сторон.

Меры регулирования, затрагивающие внешнюю торговлю товарами, могут вводиться, если эти меры:

) необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка;

) необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

) относятся к экспорту и (или) импорту золота или серебра;

) применяются для защиты культурных ценностей и культурного наследия;

) необходимы для предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов и проводятся одновременно с ограничением внутреннего производства или потребления, связанных с использованием невосполнимых природных ресурсов;

) связаны с ограничением экспорта отечественных материалов для обеспечения достаточным количеством таких материалов внутренней обрабатывающей промышленности в течение периодов, когда внутренняя цена на такие материалы держится на более низком уровне, чем мировая цена, в результате осуществляемого правительством плана стабилизации;

) необходимы для приобретения или распределения товаров при общем или местном их дефиците;

) необходимы для выполнения международных обязательств;

) необходимы для обеспечения обороны и безопасности страны;

) необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным обязательствам правовых актов, касающихся применения таможенного законодательства, охраны окружающей среды, защиты интеллектуальной собственности и иных правовых актов.

Очевидно, что использование нетарифных ограничений, которые являются более скрытыми, чем тарифные инструменты, дает странам преимущества в регулировании внешней торговли. Ведь до сих пор ни одна из зарубежных стран не отказалась от применения административных инструментов регулирования экспорта и импорта.

Во всех странах регулирование внешней торговли осуществляется в той или иной мере государством, в зависимости от ставящихся экономических, социальных и политических задач в стране и обстановки в мире. Любое государство в мировой экономике стремится защитить свои интересы, интересы отечественных производителей, а, следовательно, заинтересовано в политике протекционизма. Инструменты торговой политики, тарифного и нетарифного регулирования, различного рода соглашения являются механизмами защиты национального производителя. В последнее время возросла степень воздействия государства на международную торговлю в результате значительного расширения форм и методов нетарифных торговых ограничений. В дополнение к тарифным методам государственного регулирования международной торговли правительства активно используют нетарифные методы - количественные, скрытые и финансовые - как часть своей политики протекционизма.

К нетарифным барьерам относятся разнообразные (насчитывают свыше 600 различных видов) экономические, политические и административные методы прямого или косвенного ограничения внешнеэкономической деятельности.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...