Коды да Винчи. Пентаграмма или пирамида?. Лицо «Моны Лизы». Святой Грааль, Мария Магдалина и Иуда
Коды да Винчи Все новые и новые шифры и символы находят исследователи на картинах Леонардо да Винчи. Впрочем, если вспомнить о том, насколько загадочной и разносторонней личностью он являлся, это вовсе не удивительно. Пентаграмма или пирамида? Один из самых известных рисунков Леонардо да Винчи – так называемый «Витрувианский человек» (1490). Он выполнен пером, чернилами и акварелью при помощи металлического карандаша. На нем изображена фигура обнаженного мужчины в двух позициях, наложенных одна на другую: с разведенными в стороны руками и ногами, вписанная в окружность; и с разведенными руками и сведенными вместе ногами, вписанная в квадрат. Предположительно рисунок является иллюстрацией к трудам древнеримского мыслителя Марка Полония (или Витрувия), жившего в I столетии до н. э. Одна из его книг была посвящена пропорциям человеческого тела. В ней говорилось о том, что тело человека идеально вписывается и в квадрат, который суть – символ земного, и в круг, который суть – символ божественного… Потому человек одновременно является микрокосмом и макрокосмом, отсюда и «лишние» пары конечностей. Поскольку его природа божественна, он равен Абсолютному началу, то есть – Богу. Считается, что в рисунке зашифровано так называемое «золотое сечение». В этом сам художник упоминает в своих комментариях. Отдельные исследователи также полагают, что человеческих фигур здесь насчитывается не две, а как минимум четыре, а то и больше… Автор нашумевшей книжки «Код да Винчи» Дэн Браун утверждает, что, объединив некоторые из основных точек рисунка, можно получить чертеж пентаграммы. Но большинство видит в изображении контуры пирамиды.
Лицо «Моны Лизы» Немало загадок связано со знаменитой «Моной Лизой» (1519). Взять хотя бы ее знаменитую улыбку… Каких только гипотез не выдвигали по поводу нее! Кому-то кажется, что Джоконда вовсе не улыбается, кому-то – что у нее нет зубов, а кому-то в ее улыбке чудится нечто зловещее…
Очередную попытку разгадать тайну предприняли Ниц Зебе из Амстердамского университета и его американские коллеги из Иллинойского университета. Они воспользовались специальной компьютерной программой, сверяющей изображение человеческого лица с базой данных человеческих эмоций. Компьютер выдал сенсационные результаты: оказывается, на лице Моны Лизы читаются крайне смешанные чувства, причем среди них лишь 83 % счастья, 9 % принадлежит отвращению, 6 % – страху и 2 % – гневу…
Между тем итальянские историки обнаружили, что, если разглядывать глаза Моны Лизы под микроскопом, то становятся видны какие-то буквы и цифры. Так, в правом глазу можно разглядеть буквы LV, которые могут, впрочем, представлять собой всего лишь инициалы имени Леонардо да Винчи. Символы в левом глазу распознать пока не удалось: не то это буквы CE, не то B… В арке моста, расположенного на заднем плане картины, «красуется» число 72, хотя есть и другие версии, например, что это 2 или же буква L… Еще на полотне просматривается число 149 (четверка затерта). Это может обозначать год создания картины – 1490 или позднее… Но, как бы то ни было, таинственная улыбка Джоконды навсегда останется образцом высочайшего искусства. Ведь божественный Леонардо смог создать нечто такое, что будет волновать потомков еще многие и многие века… Неслучайно именно улыбка Моны Лизы стала «героиней» одного из рассказов знаменитого американского фантаста Рэя Брэдбери, который так и называется – «Улыбка» (1952). В нем люди, пережившие войну и ожесточившиеся, вымещают свою боль, уничтожая произведения искусства. И лишь один подросток после того, как разрывают на куски «Джоконду», уносит с собой клочок портрета с зачаровавшей его улыбкой, чтобы сохранить…
Святой Грааль, Мария Магдалина и Иуда Еще одна загадка творчества да Винчи – его фреска «Тайная вечеря» (1498). Ажиотаж вокруг нее вспыхнул после выхода книги Дэна Брауна «Код да Винчи» (2003). В центре этого произведения находится тайный орден «Приорат Сиона», в который якобы входил и Леонардо да Винчи, зашифровавший в своих работах ключ к местонахождению легендарной чаши Грааля… Если верить преданию, кубок Грааль был изготовлен из лучистого камня, упавшего на Землю из короны архангела Люцифера. Иосиф Аримафейский собрал в чашу кровь распятого Христа, чтобы затем сохранить ее. Столетия спустя потомки Иосифа передали чудесный сосуд в аббатство Гластонбери (Англия).
В разное время разные люди устремлялись на поиски святого Грааля (полагают, что он хранится где-то в подземельях аббатства Гластонбери). Несколько лет назад археологами была обнаружена чаша, которую приняли за Грааль. Однако доказательств этого пока нет. Кроме того, маловероятно, чтобы чудо-сосуд так просто дался кому-то в руки. Автор мистической поэмы «Видение сэра Лаунфаля» Джеймс Лоуэлл пишет, что Грааль вообще невидим для большинства людей: его способны видеть лишь посвященные. Так что пока эта «реликвия» относится скорее к области мифов, чем к области материальных артефактов. Впервые чаша Грааля фигурирует во время Тайной вечери. По версии Дэна Брауна, справа от Христа на картине да Винчи сидит Мария Магдалина (по официальной версии это апостол Иоанн, обладавший весьма женственной внешностью). Впрочем, этой версии придерживается не только беллетрист Браун, но и ряд экспертов, в частности, итальянский искусствовед Виктория Хациел. Дело в том, что существует апокрифическое Евангелие от Филиппа, в котором говорится следующее: «А верным другом Иисуса была Мария Магдалина. И любил Христос ее больше остальных учеников Своих, и лобызал ее не единожды в уста ее. Остальные же ученики, оскорбленные тем, осуждали Его, Говорили они Ему: почему Ты привечаешь ее больше нас? Спаситель ответствовал им и сказал так: почему же Мне не любить ее больше вас? Велико таинство супружества, – ибо без него не стало бы мира».
Дэн Браун однозначно утверждает: Мария Магдалина была не просто ученицей, а женой Иисуса! Он трактует апокриф Филиппа следующим образом: «…Мария Магдалина именуется “спутницей Спасителя”, а любой специалист по арамейскому языку скажет вам, что слово “спутница” в те дни буквально означало “супруга”». К тому же, по апокрифической версии, Мария Магдалина отнюдь не являлась в прошлом женщиной легкого поведения. Оба они – Христос и Магдалина – принадлежали к царской фамилии: Иисус был потомком царя Давида, а Мария Магдалина (Мария из Магдалы) происходила из «колена Вениаминова» и вела свой род от первого израильского правителя Саула. Еще одним доказательством супружества Христа и Марии Магдалины служит евангельское упоминание о том, что эта женщина омывала Христу ноги. «Мария же… была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими», – говорится в Евангелии от Иоанна (11: 2). Согласно древнееврейским канонам, так поступать могла только жена или невеста мужчины, а не посторонняя особа! Кстати, именно на собственной свадьбе Иисус превратил воду в вино… Также в Евангелии упоминается о том, что Мария Магдалина посетила могилу Христа на третий день. А так поступать были обязаны именно вдовы покойных. Еще одно обстоятельство: древнееврейская традиция предписывала мужчинам жениться в раннем возрасте. Так что маловероятно, что Христос до 33 лет оставался холостым. Скорее всего, он был женат. И существует достаточно большая вероятность того, что супругой его стала именно Мария Магдалина. Почему же ее называли грешницей? Все очень просто: более точный перевод с арамейского – «нечистая». Так называли в то время беременных женщин! Если верить Дэну Брауну, то у Христа и Марии Магдалины родилась дочь Сара, которая положила начало роду Меровингов, ставших правителями Галлии и считавшихся первой династией французских королей. Действительно, существует легенда, что Меровей и его потомки вели свой род от Христа… Все они носили длинные волосы, имели особый разрез на голове (такой же разрез, если верить источникам, был и у Христа и служил для прямого общения с Богом). Также у каждого из Меровингов имелось родимое пятно в виде креста – как знак принадлежности к роду Иисуса. Интересно, что Богородицей Меровинги считали не деву Марию, а именно Марию Магдалину, которая привезла «королевскую кровь» (т. е. своих детей) в Европу. Они и основали секту под названием Сионский орден. Сегодня во Франции живут их потомки, которые носят фамилии Плантар и Сен-Клер.
Откорректированная версия жития Иисуса Христа возникла благодаря римскому императору Константину, который в IV столетии нашей эры объявил христианство официальной религией. Для ее укрепления Иисуса необходимо было представить воплощением Бога на земле, а не простым смертным, пусть и пророком. Константин способствовал изданию Библии, оригинальное содержание которой по указанию императора подверглось радикальной правке церковными деятелями. Из текстов по возможности убрали то, что подтверждало человеческую природу Христа. Правда, Дэн Браун сильно намудрил, утверждая, что чаша Грааля – это на самом деле олицетворение женской сущности, а не реальный сосуд, и что в работах да Винчи содержится указание на местонахождение захоронения Марии Магдалины… Оставим это утверждение на совести автора «Кода да Винчи» и вспомним, что все-таки эта книга прежде всего литературный вымысел. А вот автор книги «Зашифрованные пророчества да Винчи» В. И. Курбатов считает, что все-таки речь идет именно о чаше – о реально существующем сакральном артефакте. Впрочем, это только гипотеза, ведь самой чаши уже давным-давно никто не видел… Есть также предположение, что «Тайная вечеря» представляет собой целую систему кодов и шифров, и что в ней зашифровано глобальное пророчество будущих мировых событий. Так, исследовательница Сабрина Сфорца Галиция решила, что картина указывает на конец света, который настанет 21 марта 4006 г. Апокалипсис – Всемирный потоп – будет длиться до ноября того же года, а далее жизнь на планете вновь возродится. Другая исследовательница, Слависа Пеши, считает, что на полотне есть скрытые изображения людей, которые становятся видны при наложении на «Вечерю» ее полупрозрачной копии. Впрочем, для того, чтобы прочитать «шифры», необходимо досконально изучить все объекты, изображенные на фреске, учитывая их количество, расположение и мельчайшие детали. А это пока неразрешимая задача.
Еще одно предание, связанное с «Вечерей», гласит, что да Винчи очень долго искал натурщиков для образов Христа и Иуды. Наконец он нашел одного юного певчего, с которого написал Иисуса. А вот модель для Иуды ему найти никак не удавалось. Через несколько лет художник наткнулся на лежащего в сточной канаве пьяницу, который был еще очень молод, но из-за образа жизни выглядел гораздо старше своих лет. Леонардо пригласил его в трактир и предложил позировать для полотна. И тут пьяница вспомнил, что когда он был совсем юн и пел в церковном хоре, с него писали Христа… Таким образом, Христа и Иуду писали с одного и того же человека, то есть по сути дела они являются двойниками. Что же касается принадлежности художника к тайному ордену, то такие слухи ходят почти обо всех знаменитостях прошлого. По одной версии, Леонардо был масоном, по другим – членом сообщества, унаследовавшего свои знания от древних жрецов… Что ж, возможно, все выдающиеся люди действительно состояли в каких-то тайных обществах, ибо только таким образом они могли добиться успеха. Либо – что тоже весьма и весьма вероятно – секретные ордена специально обращали внимание на подобных личностей, так как те могли служить их целям… Это равнозначно тому, как в советскую эпоху считалось престижным вступать в партию, или тому, как вербовали негласных сотрудников в КГБ… Но даже если да Винчи где-то и состоял, искать в его творениях различные «шифры» – занятие весьма неблагодарное. Ведь сам «маэстро» не оставил на этот счет никаких указаний.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|