Египетские ушебти. Руки Венеры Милосской
Египетские ушебти Наверное, все слышали о магии вуду, которую практикуют в Африке и на Гаити. Вудуисты изготавливают небольших куколок по подобию человека, на которого хотят навести чары – например, проклясть или приворожить. Но мало кто знает, что зародился этот культ еще в Древнем Египте. В богатых древнеегипетских гробницах находят маленьких куколок. Это ушебти, которые использовались, однако, не только для магических воздействий, но и с другой целью. Дело в том, что, по верованиям египтян, бог смерти Осирис использовал усопших для различных работ в загробном мире. Богачи не желали трудиться после кончины и потому уходили в мир иной в компании ушебти (их было обычно столько, сколько дней в году, хотя в целом их количество колебалось от нескольких десятков до нескольких сотен). Те якобы должны были «отбывать повинность» за своих хозяев.
Ушебти изготавливали из разных материалов – дерева, камня, терракоты или фаянса. Считается, что первые из них были выполнены из «шабти» – породы дерева персеи. Отсюда и название. Хотя существует и версия, что «ушебти» произошло от слова «ответчик». Перед тем как оставить ушебти в гробнице, над ними читали специальное заклинание, перечисляя все работы, которым могли подвергнуть покойника на том свете. Иногда заклинания записывали прямо на фигурках. Там перечислялись характерные для египтян повседневные занятия – ткачество, изготовление одежды, земледелие, пивоварение, гончарное ремесло и т. п. Размещали на фигурках и другие магические тексты, входившие в знаменитую Книгу мертвых. Вот некоторые примеры: «О, ушебти! Если повелят Осирису выполнить любую работу, которую следует выполнять в загробном мире, – смотри, будь начеку, чтобы выполнять то, что положено человеку там. „Вот я! “ – да ответишь ты, когда позовут тебя. Ищи момент всякий, чтобы трудиться, чтобы вспахивать поля, наполнять каналы водой, перетаскивать песок с востока на запад. И снова говори слова эти: „Вот я! “, когда позовут тебя».
Или еще: «О ты, ушебти, фигурка писца Небсени, если меня призовут или повелят мне выполнять работу, которую выполняют по очереди все населяющие загробный мир, пусть любые тяготы будут возложены на тебя, а не на меня и при посеве, и при наполнении каналов водой, и при переноске песка с востока на запад». Тут же был и ответ ушебти: «Воистину я здесь и выполню то, что ты приказываешь». Нередко ушебти не приобретались на средства покойного, а дарились ему родственниками или друзьями. Так, в Эрмитаже хранится статуэтка, которую нашли в гробнице женщины по имени Ати. На задней стороне фигурки есть надпись, согласно которой дарителем ушебти был «Сын ее, дающий жизнь имени ее, смотритель врат Амона, Аменмесу». Если фигурок было много, их складывали в специальный ящик. Порой одного ящика не хватало, и их в усыпальницу ставили несколько. Больше всего статуэток было, конечно, у фараонов. Так, в усыпальнице Мериамона Сети II, фараона XIX династии, правившего в 1200–1194 гг. до н. э., было найдено аж 700 ушебти. Тогда как в могилах бедняков можно было обнаружить всего несколько скромных фигурок. Сегодня ушебти можно встретить практически в каждом собрании древнеегипетских артефактов. Руки Венеры Милосской Так называемая Венера Милосская – одна из самых известных статуй в мире. Хотя правильней было бы назвать ее Афродитой, так как найдена она была на греческом острове Милос, что в Эгейском море, весной 1820 г. Впрочем, все знают, что древнеримская богиня любви Венера и греческая Афродита – как говорится, «одно и то же лицо».
К тому же, согласно мифологии, дочь Зевса Афродита родилась из морской пены. И милосская богиня явилась людям близ моря… Во время пахоты у местного крестьянина Йоргаса Кастро Буттониса, чьи угодья находились поблизости от развалин древнего театра, плуг застрял в трещине. А трещина оказалась входом в подземную нишу. На дне ее пахарь обнаружил прекрасно сохранившуюся женскую статую из белого мрамора, несомненно, изображавшую Афродиту – покровительницу Милоса. Кстати, находка была совершена как раз в апреле – месяце Афродиты. Буттонису удалось вытащить из склепа лишь верхнюю часть находки, которую он предложил купить у него сначала французскому консулу, затем турецким морякам. Сразу поняв ценность находки, французы и турки (за добычей они прибыли одновременно) вступили в схватку. В ходе баталии статуя снова треснула, и у бюста, доставшегося французам, почему-то не оказалось рук… Как выяснилось, турки ничего об этом не знали. Похоже, у Венеры не было рук изначально, или они отвалились еще в незапамятные времена… Первоначально было выдвинуто предположение, что статую изваял знаменитый скульптор Пракситель. Но впоследствии было установлено, что она относится к более позднему периоду – приблизительно к 120 г. до н. э. В конце концов, было установлено и имя создателя – на пьедестале была найдена полустершаяся надпись: «Александр (или Атессандр – Авт. ), сын Менида из Антиохи, исполнил это». Хотя у специалистов есть сомнения по поводу авторства скульптуры: Александр мог изваять только пьедестал или заниматься реставрацией творения… В конце концов, статуя попала в музей Лувра. Посетителей и искусствоведов интересовало, что она могла прежде держать в руках. Выдвигались различные версии – зеркало, фрукт и сосуд для сока, веретено, щит Марса… Находились очевидцы, утверждавшие, что якобы видели Венеру с руками, причем в левой она держала яблоко, а правой придерживала пояс. Кое-кто говорил только об одной руке – левой… В 1872 г. французский посланник в Греции Жюль Ферри разыскал сына и племянника Буттониса, которые клялись, что видели в руках богини яблоко… Это соответствовало древнегреческому мифу о Парисе, признавшем Афродиту прекраснейшей из земных женщин. Кстати, символом острова Милос как раз являлось яблоко…
Однако старики Буттонисы понятия не имели, где искать отбитые руки. В 1901 г. на Милос была отправлена экспедиция по поиску отколовшегося фрагмента бесценной скульптуры. Но они так ничего и не обнаружили. В 1964 г. турецкий профессор Ахмед Ресим заявил, что знает, где спрятаны руки богини. Он пообещал, что артефакт будет возвращен, если саму статую перевезут в Стамбул. Французские власти сочли это вымогательством. В 70-х прошел слух, что некий миллионер из Бразилии приобрел «руки Венеры Милосской» за 35 тыс. долларов, но по условиям контракта он предъявит их публике лишь через три года. Три года спустя в Лувр действительно поступили копии рук статуи, однако экспертиза пришла к заключению, что они не принадлежат Венере Милосской! «Венерины руки» всплывали еще то тут, то там. Но так и не отыскались. В наше время эксперты вынесли вердикт: слой окислов на обломках рук указывает на то, что этих «частей тела» богиня лишилась задолго до того, как ее нашли… Впрочем, некоторые исследователи сомневаются в том, что это действительно Афродита, или Венера. С тем же успехом это могла быть другая богиня или же кто-то из смертных героинь мифов, скажем Елена Троянская, уверяют они. Кроме того, она могла являться частью некоей скульптурной группы. Однако никто не станет спорить, что даже без рук Венера Милосская остается одним из величайших шедевров древней скульптуры и образцом женской красоты. Кстати, существует поверье, что иногда статуя куда-то исчезает из Лувра. Говорят, богиня отправляется искать свои руки…
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|