Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Эмпирическое изучение памяти младших школьников





 

Методика «Заучивание 10 слов» А. Р. Лурии - одна из наиболее часто применяющихся для диагностики слуховой вербальной памяти. Используется для оценки состояния памяти испытуемых, а также утомляемости и концентрации внимания [8]. Методика позволяет исследовать процессы памяти: запоминания, сохранения и воспроизведения.

Никакого специального оборудования не требуется. Однако в большей мере, чем при остальных методиках, необходима тишина: при наличии каких - либо разговоров в комнате опыт проводить нецелесообразно. Перед началом опыта экспериментатор должен записать в одну строчку ряд коротких (односложных и двухсложных) слов. Слова нужно подобрать простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой связи. Обычно каждый экспериментатор, привыкает к какому-либо одному ряду слов, но желательно пользоваться не одним, а несколькими наборами, чтобы испытуемые не могли их друг от друга слышать.

Первое объяснение: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда окончу читать, сразу же повторите столько, сколько запомните. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?». Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор в своем протоколе ставит крестики под этими словами (см. приложение А). Затем он продолжает инструкцию (второй этап). Продолжение инструкции: «Сейчас я снова прочту вам те же самые слова, и вы опять должны повторить их - и те, которые вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили, - все вместе, в любом порядке».

Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые повторил исследуемый. Затем опыт снова повторяется, 3, 4 и 5 раз, но уже без каких - либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Еще раз».

В случае если исследуемый называет, какие-либо лишние слова, экспериментатор обязательно записывает их рядом с крестиками, а если слова эти повторяют, - ставит и под ними крестики.

В случае если исследуемый пытается вставлять в процессе опыта, какие - либо реплики, экспериментатор останавливает его; никаких разговоров во время этого опыта допускать нельзя.



После пятикратного повторения слов экспериментатор переходит к другим экспериментам, а в конце исследования, спустя 50 - 60 минут, снова спрашивает у исследуемого эти слова (без напоминания) [8]

Методика «Опосредованное запоминание» (В основу этого исследования положены методики, разработанные Л. С. Выготским, Л. В. Занковым, А. Н. Леонтьевым). Оборудование: два рисунка с изображением девяти знакомых предметов и пяти слов (см. Приложение Б). Картинки с изображением предметов вырезаются по линиям.

Цель исследования: выявление умения пользоваться приемами опосредованного запоминания, точности воспроизведения слов, предложенных для запоминания, особенностей мышления.

Процедура проведения: перед ребенком в ряд раскладывают девять картинок и говорят «Сейчас я буду называть слова. Чтобы легче было их запомнить и вспомнить, подбирай для каждого слова самую подходящую картинку. Например, к слову «время» подходит картинка «будильник», потому что он показывает «время». Если ребенок понял инструкцию, исследование продолжается. При этом требуется, чтобы ребенок объяснял каждую установленную связь между словом и выбранной картинкой. После того как все слова названы и к ним отобраны картинки, их убирают в сторону и дают задания отвлекающего характера. Через 20 - 30 минут ребенку предъявляют отобранные картинки и припомнить слова, которые назывались [8].

Методика «Пиктограммы», предложенная А. Р. Лурия, представляет собой метод исследования опосредованного запоминания, однако применяется не столько для исследования памяти, сколько для анализа характера ассоциаций. Для проведения достаточно иметь карандаш и бумагу. Нужно заранее подготовить 12 - 16 слов и выражений для запоминаний (см. Прил. В). Однако стандартные наборы слов применять необязательно, их необходимо варьировать, т.е., сохраняя основной состав слов, заменять два или три из них.

Испытуемому говорят, что будет проверяться его зрительная память, спрашивают о том, замечал ли он, как ему легче запомнить - на слух или с помощью зрения. Затем ему дают лист бумаги и карандаш и говорят: «На этой бумаге нельзя писать ни слов, ни букв. Я буду называть слова и целые выражения, которые вы должны будете запомнить. Для того, чтобы легче было запомнить, вы должны к каждому слову нарисовать что-либо такое, что бы могло помочь вам вспомнить заданное слово. Качество рисунка роли не играет, можно нарисовать что угодно и как угодно, лишь бы вам это смогло напомнить заданное слово - как узелок на память завязывают. Вот, например, задается первое выражение «Веселый праздник». Что можно нарисовать, чтобы вспомнить «Веселый праздник?» Желательно без крайней необходимости ничего больше испытуемому не подсказывать. Если он упорно жалуется на неумение рисовать, можно посоветовать: «Рисуйте то, что полегче». Если испытуемый заявляет, что он не в силах нарисовать праздник, можно повторить ему, что он не должен рисовать «веселый праздник», а лишь то, что поможет ему напомнить про веселый праздник. Если он легко подбирает рисунки и сам рассказывает вслух экспериментатору, что он выбирает и как он собирается припоминать, экспериментатор, молча, ведет протокол. Протокол ведется по следующей схеме (см. Прил. Д).

После выполнения задания (от 12 до 16 слов) листок с рисунками откладывают в сторону и лишь в конце исследования (спустя час) предлагают испытуемому припомнить по рисункам заданные слова. Припоминание нужно предлагать не по порядку, лучше одно - с начала, другое - с конца. Можно предложить испытуемому записывать под рисунком слово или выражение, которое было ему задано. Обязательно следует спросить, как удалось ему вспомнить слово, чем помог ему рисунок [8, С. 65].

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.