Приемы, факторы и способы повышения эффективности запоминания учебного материала в младшем школьном возрасте
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 память развитие младший школьник Целесообразно сообщить младшим школьникам информацию о различных приемах и способах запоминания, и помочь в овладении теми из них, которые окажутся наиболее эффективными. По Л. Ф. Обуховой [33], в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. От наиболее примитивных приемов (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) в более старшем возрасте ребенок переходит к группировке, осмыслению связей разных частей материала. З. М. Истомина [20] в исследовании произвольного запоминания у младших школьников, выявила способы, с помощью которых дети осуществляют запоминание. Самый простой способ запоминания - повторение изученного вслед за взрослым. В дальнейшем повторение приобретает новую форму - дети повторяют поручение не в процессе выслушивания его, а после того, как оно выслушано. Переход к мысленному повторению превращает запоминание в процесс внутренний, делает возможным дальнейшее развитие процесса запоминания и его интеллектуализацию. Е. О. Смирнова [41] отмечает, что способом, облегчающим запоминание и последующее воспроизведение, является соотнесение того, что запоминается, с чем-либо известным или сопоставление отдельных частей, вопросов внутри запоминаемого материала. Развитие этого процесса идет от непосредственного запоминания с опорой на внешние вспомогательные средства (предметы и картины), а затем - на внутренние (составление плана, воспроизведение вслух или про себя, нахождение сходства между новым и старым). Эти вопросы исследовал А.Н. Леонтьев в эксперименте с детьми разного возраста. С точки зрения Р. С. Немова [32], специальные исследования, направленные на изучение возможностей формирования этих приемов у младших школьников, показывают, что обучение мнемическому приему, в основе которого лежит умственное действие, должно включать два этапа: формирование самого умственного действия и использование его как мнемического приема, т.е. средства запоминания.
Показателем произвольности служат приемы запоминания. Сначала основным приемом является многократное прочитывание всего материала. Затем учащиеся начинают пользоваться более сложным приемом: чередуют прочитывание с воспроизведением. А. А. Смирнов [41] выделил следующие приемы для детей младшего школьного возраста, с помощью которых достигается лучшее понимание материала с целью его более прочного запоминания: ) составление плана, включающее в себя разбивку материала на части, группировка мыслей и выделение смысловых опорных пунктов, содержащих в себе основное, существенное. Деление текста на смысловые части является важнейшим приемом осмысленного запоминания. Это деление требует сложной мыслительной деятельности, представляющее для младших школьников значительную трудность. Для овладения этим приемом нужна специальная организация работы учащихся. ) соотнесение содержания текста с имеющимися знаниями, включение нового в систему знаний. А.А. Смирнов ввел три параметра соотнесения. Первый - это богатство знаний, всплывающих в осознании при соотнесении нового с уже известным. Второй - существенность связей, на которые можно опереться при соотнесении. Третий - степень осознанности отношений, устанавливаемых между новым и известным. ) соотнесение содержания разных частей текста друг с другом; ) использование образов или наглядных представлений; ) перевод содержания текста на свой язык. Рассматривая акты мышления в качестве основы активной мнемической деятельности, ученики и последователи А. А. Смирнова, А. Н. Леонтьева, П. И. Зинченко расширили и модифицировали выделенные ими приемы мнемической деятельности. На углубление понимания материала для его запоминания направлены такие приемы, как: классификация или логическая группировка материала, его систематизация, выделение главного в тексте, обобщение запоминаемых сведений.
Таким образом, после специального обучения младшие школьники начинают с успехом применять приемы и способы эффективного запоминания учебного материала [41]. Важно знать также какие факторы, влияют на развитие памяти в младшем школьном возрасте. Когда информация трудна для запоминания, сложно организована, и ребенок ограничен во времени, на помощь приходят специальные приемы быстрого запоминания. Они позволяют избежать занудной зубрежки. Таких приемов существует много. Различные приемы и способы эффективны для каждого по-разному. Самое главное - не познакомиться с как можно большим количеством частных приемов и способов, а понять общие факторы, по которым все они построены. Освоив их, младший школьник сможет запоминать абсолютно любую необходимую информацию самым эффективным именно для него способом. Т. Б. Никитина [11] указывает на такие факторы, которые лежат в основе любого эффективного запоминания, как: Фактор желания. Для того чтобы запомнить информацию, нужно хотеть это сделать. Иметь четкое и осознанное намерение, ставить задачу запомнить. Как ни странно, огромный процент неудачного запоминания связан с тем, что ученик не ставил сознательную задачу - запомнить. Фактор осознания. Кроме желания необходимо подумать над мотивом - для чего пригодится запоминаемая информация, как и когда, придется ее использовать. Хорошо, если ребенок сможет осознать и поставить цель предстоящего запоминания. Для того чтобы запомнить информацию, нужно установить связь с уже имеющимися у ребенка знаниями или опытом. Другими словами, каждую новую единицу информации нельзя оставить не сцепленной ни с чем - нужно обязательно связать ее с чем-то. Если никакой связи не установлено, то отыскать ее в недрах памяти будет очень сложно. Для того чтобы информация была усвоена, у ребенка есть два пути: или ее зубрить, или же установить связь или связи и ограничиться одним-двумя повторами. Причем чем больше связей между двумя мыслями или фактами будет установлено, тем выше вероятность вспомнить одну информацию при помощи другой. При установлении каждой новой связи, в свою очередь, устанавливаются новые нервные связи, и чем больше таких связей, тем сцепление между фактами лучше. Связи могут быть двух основных видов - логические (смысловые) и ассоциативные (образные, абстрактные).
Фактор ярких впечатлений. Чтобы запоминание произошло быстрее, а следы хранились как можно дольше, необходимо помочь детской памяти трансформировать запоминаемую информацию в комфортный для нее вид. Другими словами, любую информацию нужно постараться сделать такой, чтобы она выглядела как яркое впечатление. Фактор хорошего внимания. Без внимания нет запоминания. Восемьдесят процентов неуспеха в запоминании имеют отношение к недостаточно хорошему вниманию. Поэтому надо, во-первых, выработать навыки концентрации внимания, а во-вторых, никогда не забывать его, вовремя подключать. Применяя техники запоминания, необходимо помнить о следующем: техники - это не подмена собственно запоминания, а лишь средство для сокращения времени на запоминание. Природная память, данная с рождения, всегда участвует в работе. Техники - это помощь ей, их нельзя переоценивать и нужно подстраивать под природную (ее еще называют натуральной) память [11, c.45-47]. Считается, что младшему школьнику необходимо прибегать не только к приемам и способам запоминания учебного материала, но и к рассмотренным нами факторам эффективного запоминания, в основе которых лежит: желание, осознание, яркие впечатления, хорошее внимание. Освоив их, младший школьник сможет запоминать абсолютно любую необходимую информацию самым эффективным именно для него способом.
Методические рекомендации по развитию памяти младших школьников для педагогов, родителей и психологов
Можно сформулировать следующие методические рекомендации по развитию памяти младших школьников для педагогов и родителей [38].
) Материал, который вызывает эмоции, запоминается быстрее, прочнее и охотнее. Эмоционально нейтрального материала быть не должно. Желательно, чтобы информация вызывала положительные эмоции, в этом случае человек способен запомнить в два раза больше. Взрослый, может создать для ребенка положительную атмосферу несколькими фразами, например: «Посмотри, какое красивое слово, необычное, странное, отталкивающее...» и т. п. ) Используйте так называемый «эффект начала и конца». Успешнее всего запоминается информация, которая обсуждалась в начале урока и в конце, или в начале параграфа и в завершении его. Если наиболее ценная информация содержалась в середине параграфа, то необходимо акцентировать внимание ребенка на ней. Например, дать установку на запоминание: «Это необходимо запомнить!» Такого рода обращения выполняют регулирующую функцию по отношению к памяти ребенка. Небольшой по объему текст нужно поделить на 3 части. Здесь срабатывает фактор края - есть начальная информация и конечная. Между началом и концом нужно установить логическую связь. Материал большого объема нужно делить на 7 частей. Именно столько объектов легко фиксируется в памяти. ) Прочнее запоминаются незаконченные действия (так называемый эффект Б. В. Зейгарник). Поэтому есть смысл не требовать от ребенка строгой последовательности при выполнении домашних заданий. Надо научить ребенка ориентироваться в материале и, исходя из этого, планировать свою деятельность. Попробуйте сделать это ради эксперимента. Например, сначала ребенок читает (может быть, бегло) параграф по географии, затем переходит к домашнему заданию по иностранному языку, а после этого возвращается к учебнику по географии. Результат может удивить: многое запомнилось, каким-то образом сохранилось. Поэтому последующее перечитывание параграфа будет закрепляющим. ) Эффективность запоминания зависит от функционального состояния ребенка. Дисциплинами, которые требуют наибольшей нагрузки на память, необходимо заниматься в первой половине дня. Наиболее удобное для этого время - около 11 часов. Во второй половине дня - около 16 часов, функциональное состояние человека в это время снова улучшается. Поздно вечером не стоит учить стихи, заучивать новые иностранные слова, целесообразнее в это время заняться повторением. ) Память человека устроена так, что новый материал всегда базируется на уже известном. При изложении любого нового материала надо иметь в виду, что запоминание будет успешнее, если новая информация будет содержать около 30 процентов уже известной. Объяснение сложного нового материала необходимо начинать с обращения к уже известному.
На уроке иностранного языка не стоит вводить более 10 новых слов. Целесообразнее обсудить, обыграть, заучить 7-8 новых слов, затем вернуться к ним вместе с уже известными словосочетаниями, и только потом двигаться дальше, к изучению новых слов. ) Материал неоднократно нужно повторять. ) Двигайтесь. Когда изучаете какой-либо материал, хождение будет оказывать содействие лучшему запоминанию. ) Чтобы тренировать память, можно делать простые упражнения. Например, стоя на остановке, внимательно рассмотрите дерево, запомните все детали. А вечером, прийти домой, и по возможности детальнее мысленно описать его. Чаще спрашивайте себя: «Что я делал позавчера в 9 часов?», «Во что вчера был одет мой товарищ?» и т.п. ) Если вам тяжело запоминать имена и фамилии, во время разговора их нужно повторять несколько раз. Сначала при первых секундах разговора, потом на протяжении беседы несколько раз нужно назвать человека по имени. Это упражнение эффективное даже тогда, когда нужно запомнить даты, числа, адреса. ) Ничто так не развивает память, как чтение книг. Ведь когда мы читаем, работает воображение, строятся ассоциации, происходит крепкое запоминание. Чтобы запомнить, достаточно вообразить. ) В зависимости от того, какое восприятие - зрительное, слуховое или на прикосновенье, у вас преобладает, эти органы нужно задействовать при запоминании. Если преобладает зрительное восприятие, во время чтения нужно подчеркивать важные слова цветными карандашами, рисовать таблицы, схемы. При лучшем восприятии на слух - нужно читать вслух, слушать записи на кассетах или дисках. А тем, у кого преобладает тактильная чувствительность, нужно создать для запоминания комфортные условия: сделать мягкое освещение, прилечь на диване или в мягком кресле, одеть одежду, в которой вы удобно чувствуете себя [38]. Рекомендации по развитию памяти младших школьников для психологов: 1. Проводить своевременную диагностику памяти младших школьников. 2. Наблюдать за детьми на занятиях. 3. Составлять рекомендации по развитию памяти для педагогов и родителей.
Выводы по 2 главе
Для эмпирического изучения памяти в младшем школьном возрасте целесообразно использовать следующие методики: методику «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия, «Опосредованное запоминание» (В основу этого исследования положены методики, разработанные Л. С. Выготским, Л. В. Занковым, А. Н. Леонтьевым.), «Пиктограммы» А. Р. Лурия. По мнению Л. Ф. Обуховой, в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. Основные приемы и способы повышения эффективности запоминания учебного материала в младшем школьном возрасте: повторение изученного вслед за взрослым; соотнесение того, что запоминается, с чем-либо известным или сопоставление отдельных частей, вопросов внутри запоминаемого материала; составление плана, включающее в себя разбивку материала на части, группировку мыслей и выделение смысловых опорных пунктов; соотнесение содержания текста с имеющимися знаниями, включение нового в систему знаний; соотнесение содержания разных частей текста друг с другом; использование образов или наглядных представлений; перевод содержания текста на свой язык. Сформулированы методические рекомендации по развитию памяти младшего школьника для родителей и педагогов: использование эмоционально окрашенного материала, эффектов края и незавершенного действия (Б. В. Зейгарник), многократные повторения, повторения в движении, использование специальных упражнений, чтение книг, задействование различных модальностей восприятия при запоминании и др. Методические рекомендации по развитию памяти детей младшего школьного возраста для психологов включают в себя: проведение своевременной диагностики памяти младших школьников; наблюдение за детьми на занятиях; составление рекомендаций по развитию памяти для педагогов и родителей.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
На основе изложенного в курсовой работе материала сформулированы следующие выводы. Проанализировав теоретические источники, были рассмотрены понятия памяти, ее функции и свойства. Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. В развитии памяти человека большую роль играет период дошкольного и младшего школьного детства. Для детей в этом плане очень важны слуховые, зрительные и двигательные впечатления. Чем младше ребенок, тем более непосредственно выступают его чувства, прежде всего удовольствие и неудовольствие от того, что он увидел, сделал, получил. Именно на этих чувствах строится вся система педагогического воздействия. Память на чувства с развитием ребенка становится несколько иной, как и сами чувства, и причины, их вызывающие. Память ребенка особенно богата образами отдельных конкретных предметов. В этих образах воедино слиты существенные, общие черты, свойственные целой группе предметов, а также и несущественные признаки, детали. В возрасте 5-6 лет начинает формироваться произвольная память. У дошкольников преобладает наглядно-образная память. Но на протяжении дошкольного и младшего школьного периода возникает и развивается память словесно-логическая. Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: смысловое соотнесение, классификация, выделение смысловых опор, составление плана и др. Основная задача взрослых - ускорить развитие произвольной и словесно-логической памяти детей. Большую помощь в этом оказывают современные диагностические методики, которые позволяют определить уровень развития памяти у детей, и различные методические игры и упражнения, развивающие различные виды памяти. При поступлении ребенка в школу для успешности его обучения в младших классах необходимо знать, как минимум, следующие виды памяти и их показатели: кратковременную и оперативную зрительную и слуховую память, включая их объём и способность удерживать информацию. Без развитой кратковременной и оперативной зрительной и слуховой памяти любая информация, воспринимаемая с помощью органов чувств, не будет попадать в долговременную память и там сохраняться; опосредованную память, которая характеризуется наличием и самостоятельным, инициативным использованием ребенком различных средств запоминания, хранения и воспроизведения информации (участие мышления в запоминании и сохранении информации); динамические особенности процесса запоминания и припоминания, включая такие показатели, как динамичность заучивания и его продуктивность, количество повторений, необходимых для безошибочного припоминания определенного набора единиц информации. Память ребенка младшего школьного возраста должна оцениваться не в целом, а дифференцировано - по отдельным показателям, и по каждому из них необходимо делать заключение. Что же касается общих выводов о состоянии мнемических процессов у ребёнка, то они имеют условное значение и только в общем характеризуют то, в какой степени развитой является его память. Те виды памяти, которые в данном случае не изучались, могут оказаться важными в определенных видах деятельности. Для изучения памяти в младшем школьном возрасте целесообразно использовать следующие методики: методику «Заучивание 10 слов» А. Р. Лурия, «Опосредованное запоминание» (разработанную А. Н. Леонтьевым), «Пиктограммы» А. Р. Лурия. Рассмотрены основные приемы и способы повышения эффективности запоминания учебного материала в младшем школьном возрасте, а именно: повторение изученного вслед за взрослым; соотнесение того, что запоминается, с чем-либо известным или сопоставление отдельных частей, вопросов внутри запоминаемого материала; составление плана, включающее в себя разбивку материала на части, и выделение смысловых опорных пунктов; соотнесение содержания текста с имеющимися знаниями, включение нового в систему знаний; соотнесение содержания разных частей текста друг с другом; использование образов или наглядных представлений; перевод содержания текста на свой язык. Сформулированы методические рекомендации для родителей, педагогов и психологов по развитию памяти младшего школьника: использование использование эмоционально окрашенного материала, эффектов края и незавершенного действия, многократные повторения, повторения в движении, использование специальных упражнений, чтение книг, задействование различных модальностей восприятия при запоминании и др.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Методика «заучивания 10 слов» А. Р. Лурии
Протокол
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Методика «Опосредованное запоминание» А.Н. Леонтьева
Стимульный материал
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Методика «Пиктограммы» А.Р. Лурии
Стимульный материал . Веселый праздник . Интересная книга . Вкусный обед . Маленькая кошка . Крепкая дружба . Красивая игрушка . Теплый ветер . Большая семья . Большой подарок . Красивая школа . Старенькая бабушка . Новая машина
Протокол исследования
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - М.: Наука, 2000. - 256 с. 2. Аверин В.А. Психология детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав. / В. А. Аверин. - 2-е изд. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. - 379 с. . Адам Д. Восприятие, сознание, память: размышления биолога / Под ред. Е. Н. Соколова. - М.: Мир, 1998. - 150 с. . Асмолов А. Г. Принципы организации памяти человека. Системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов: учебно-методическое пособие / А. Г. Асмолов. - М.: РПА, 2001. - 456 с. . Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения / Р. Аткинсон. - М.: Прогресс, 1999. - 526 с. . Блейхер В. М. Словарь психиатрических терминов / В. М. Блейхер, И. В. Крук - М.: Просвещение, 1995. - 490 с. . Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения / П. П. Блонский. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 476 с. . Блонский П. П. Психология младшего школьника. - М.: Изд-во института практической психологии, 1997. - 574 с. . Богданова Т. Г. Диагностика познавательной сферы ребенка // Т.В.Корнилова. - М.: Роспедагенство, 1994. - 68 с. . Большой психологический словарь / cост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - 3-е изд. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 672, [6] с. - (Большая университетская библиотека). . Бочарова С. П. Психология и память. Теория и практика для обучения и работы / С. П. Бочарова. - Х.: Гуманитарный Центр, 2007. - 384 с. . Вейн A. M. Память человека / Б. И. Каменецкая. - М.: Наука, 2000 - 209 с. . Веккер Л. М. Психические процессы / Л. М. Веккер. - Л.: Изд-во ЛГУ, 2000. - 323 с. . Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Лев Семенович Выготский; ред. А. В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 4: Детская психология. - 433 с. . Гамезо М. В. Атлас по психологии / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. - М.: Наука, 2004. - 96 с. . Джеймс У. Психология / Уильям Джеймс. - М.: Педагогика, 1991. - 368 с. . Доналдсон М. Мыслительная деятельность у детей / Доналдсон М. - М.: Академия, 2006. - 246 с. . Изюмова С. А. Фундаментальные проблемы общей психологии / Изюмова С. А.- М.: Наука, 2004. - 430 с. . Забрамная С. Д. «От диагностики к развитию»: материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. - М.: Новая школа, 1998. - 144 с. . Заика Е. В., Кузнецов М. А. Кратковременная память и усвоение практических умений. // Вопросы психологии. - 2001. - № 2. - С. 120 - 124. . Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание / П. И. Зинченко. - М.: Наука, 1998. - 178 с. . Истомина З. М. Развитие памяти. Учебно-методическое пособие / З. М. Истомина. - М.: Академия, 2005. - 238 с. . Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг, - СПб.: Питер, 2000. - 167 с. . Кубрякова Е. С. Краткий словарь когнитивных терминов / Е. С. Кубрякова. - М.: МГУ, 1996. - 344 с. . Кулагина И. Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека: учеб. пособие для вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий; Ун-т Рос. акад. образования. - М., 2001. - 258 с. . Леонтьев А. Н. Развитие высших форм запоминания. / Избранные психологические произведения / А. Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 2000. - Т. 1. - 391 с. . Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. - М.: Наука, 1984. - 444 с. . Лурия А. Р. Внимание и память / А. Р. Лурия. - М.: Просвещение, 2001. - 396 с. . Ляудис В. Я. Память в процессе развития / В. Я. Ляудис. - М.: Академия, 2006. - 386 с. . Мальцева К. П. Развитие памяти школьника / К. П. Мальцева. - М.: Изд-во АПН, 1956. - 32 с. . Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - СПб.: Прайм, 2008 - 433 с. . Мухина В. С. Детская психология / Мухина В. С. - М.: Просвещение, 2004. - 354 с. . Неймера Ю. Л. Психологический словарь / [Под ред. Ю. Л. Неймера] Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 278 c. . Немов Р. С. Общие основы психологии / Немов Р. С. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 576 с. . Обухова Л. Ф. Возрастная психология / Обухова Л. Ф. - М.: ПОР - 2003. - 324 с. . Огородникова Л. А. Развитие мнемических способностей младших школьников: дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 - педагогическая психология / Огородникова Лариса Анатольевна. - Ярославль, 2002 - 235 с. . Панько Е. А. Развитие познавательных процессов дошкольников. [Учебное пособие.] / Панько Е. А. - Минск, 1997. - 397 с. . Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / общ. ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. - СПб.: Питер, 2000. - 560 с. . Петровский А. В. Психология: Учебник для студ высш. пед. учеб, заведений. - 2-е изд., стереотип / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский - М.: Издательский центр <Академия>; Высшая школа, 1998 - 512 с. . Репкина Г. В. Развитие памяти младших школьников в учебной деятельности / Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности. / Г. В. Репкина - М.: Наука, 2002. - с. 78-89. . Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 2 - е изд., перераб. и доп. / Рогов Е. И. - М.: ВЛАДОС, 2001 - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. - 548 с. . Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / Рубинштейн С. Л. - СПб.: Питер, 2001. - 476 с. . Середа Г. К. Проблемы памяти и обучения / Вопросы психологии / Г. К. Середа. - М.: Наука, 1999. - № 1. - с. 115-126. . Смирнов A. A. Проблемы психологии памяти / Избранные психологические труды / A. A. Смирнов. - М.: Педагогика, 1987. - Т. 2. - 331 с. . Талызина Н. Ф. Педагогическая психология [Учебник для студентов ср. учеб. заведений] / Талызина Н. Ф. - М.: Академия, 2006. - 356 с. . Тихомирова Л. Ф. Познавательные способности. Дети 5-7 лет / Тихомирова Л. Ф. - Ярославль, 2001. - 197 с. . Урунтаева Г. А. Практикум по детской психологии / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. - М.: Владос, 1995. - 325 с. . Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: / К. Д. Ушинский. - М.: Просвещение, 2003. - Т. 2. - 469 с. . Шадриков В. Д., Методика диагностики продуктивности мнемических способностей / Диагностика познавательных способностей / В. Д. Шадриков, Л.В. Черемошкина. - Ярославль: ЯГПИ, 2002. - 147-151. . Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных процессов учащихся / Щукина Г. И. - М.: Наука, 2002. - 368 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|