Храм Предков на Горе Будды. Храмы на костях
Храм Предков на Горе Будды Zumiao Temple Foshan – Храм Предков в городе Фошань (в переводе – «Гора Будды») – одна из древнейших построек в провинции Гуандун. Первый «вариант» был построен местными жителями в эпоху правления императора Юань Фэн из династии Сун (1078–1085). Изначальным его предназначением являлось поклонение духам предков. В конце правления династии Юань храм подвергся разрушению. Восстановили его только в эпоху Мин. Поскольку император этой династии Чжу Юаньчжан придерживался учения Дао и проводил в стенах храма ритуалы поклонения «даосскому богу» – Северному императору Чжэнь-у (Сюань-тянь шан-ди), то и храм стал считаться даосским. Храм расположен на улице Цзумяо. Сегодня Фошань – пригород Гуанчжоу, который издавна славится изделиями из глины и металла, а в наши дни – мебельными предприятиями. Прежде всего следует обратить внимание на внешний вид постройки. В отличие от большинства других аналогичных строений, у Zumiao Temple Foshan отсутствует традиционная изогнутая крыша. Многие элементы храмового декора посвящены уже упомянутому Сюань-тянь шан-ди. Во внутреннем дворе есть пруд Цзиньсян, а в нем – гранитная скульптура черной черепахи, на панцире которой пристроилась змея. Черепаха и змея символизируют духов – верных слуг императора. Напротив главного зала, выстроенного в 1449 г. – храмовая сцена Ваньфу, возведенная в 1658 г. Во время празднеств в честь Северного императора здесь проходят представления. Особый интерес представляет технология строительства Zumiao Temple Foshan. В ходе постройки не было использовано ни одного гвоздя. Верхняя часть здания стоит на кронштейнах, замаскированных под элементы декора, напоминающие хвосты ласточек и голубей. Они изготовлены из гуаньдунской древесины твердых пород, способной не только выдерживать значительные нагрузки, но и противостоять сырости. Кровля покрыта цветной черепицей «шивань».
Внутреннее убранство Храма Предков поражает роскошью. Здесь и расписная керамика, и резной кирпич, и каменные барельефы, и глиняные и бронзовые скульптуры, и треножники из железа и бронзы, и деревянные изделия, покрытые позолотой… В храме много изображений различных богов и слуг Северного императора. В самой древней части храма – «Дворце Пурпурных облаков» (1372) – находится бронзовая статуя самого Северного императора, воздвигнутая в 1452 г. Его черная борода символизирует мудрость и сверхъестественные способности. Вокруг – статуи божеств рангом поменьше. На храмовой территории, площадь которой составляет 3500 кв. км, расположены также залы славы знаменитых мастеров боевого искусства кунг-фу Хуана Фэйхуна и Ип Мана и муниципальный музей города Фошань (с 1949 г. ). Все в китайской культуре взаимосвязано… Храмы на костях Каким бы диким это ни казалось, в истории мировой архитектуры, в частности, эпохи Средневековья и Возрождения, существует такой феномен, как костницы – сооружения из человеческих костей. Самое известное из них – Седлецкий костел в Чехии, в районе города Кутна Гора неподалеку от Праги. История его берет отсчет с 1142 г., когда в Седлеце был основан цистерцианский монастырь. В 1278 г. аббат по имени Генрих привез из паломничества на Голгофу немного святой земли, и рассыпал ее на кладбище своего аббатства. С тех пор кладбище стало очень популярным. В 1318 г. во время эпидемии чумы там было захоронено около 30 тыс. человек. Немало захоронений появилось и в начале XV в., в ходе гуситских войн. Около 1400 г. на территории аббатства построили готическую часовню с усыпальницей. Через какое-то время на кладбище уже не осталось места для захоронений, поэтому придумали такую схему. Если кто-то умирал, старые могилы раскапывали, извлекали оттуда скелеты и складывали в пирамиды внутри часовни, а останки новоиспеченных покойников зарывали в землю.
В 1784 г. монастырь закрыли, а участок с часовней купила семья Шварценбергов. В 1870 г. владельцы решили отреставрировать храм. Работы поручили резчику по дереву Франтишеку Ринту, которому пришло в голову отделить кости скелетов от остатков плоти, отбелить их и использовать в качестве материала для декора интерьеров костела. Сегодня стены Седлецкой часовни украшены человеческими костями и черепами, под потолком висят гирлянды из них же. Здесь же можно увидеть герб заказчиков – Шварценбергов, люстры, рюмки, огромные вазоны, а также всяческие мелочи, изготовленные из человеческих останков. В каждом из четырех углов – груда костей, сложенных в виде колокола. На стене справа от входа красуется оставленный автором автограф, тоже выложенный из костей. Считается, что на убранство храма ушли останки от 40 000 до 50 000 человек. Еще одна знаменитая костница – часовня в португальском городе Эвора, в церкви Св. Франциска. Построена она была между 1460 и 1510 гг. В качестве строительного материала для внутренних стен и поддерживающих потолочную арку колонн были использованы останки 5000 покойников с местных кладбищ. Как они сюда попали? В конце 1400-х, когда строился город Эвора, представители лиссабонской знати начали скупать в этой местности участки земли, в том числе и те, где располагались старинные захоронения. Обеспокоенные монахи-францисканцы принялись раскапывать сохранившиеся могилы, чтобы уберечь останки от вандализма… Над входом – надпись: «Здесь наши кости, ожидающие ваших». Традиционный алтарь со статуей Иисуса соседствует со скелетами мужчины и маленького мальчика, висящими на боковой стене. На них еще сохранились остатки кожи и лоскутья одежды. Легенда гласит, что отец и сын были прокляты своей женой и матерью: муж жестоко избивал женщину, а ребенок якобы не проявлял должного уважения. В конце концов мужчина забил жену до смерти, но та успела произнести слова проклятия, объявив, что скоро они последуют за ней, однако даже в аду им не найдется места.
Действительно, вскоре отец с сыном тоже скончались. Но их не смогли похоронить, поскольку земля на кладбище стала твердой как скала. И тогда монахи решили выставить оба скелета напоказ в часовне в назидательных целях. Интересно, что у входа в часовню постоянно лежат отрезанные женские волосы. Есть такое поверье, что если невеста после помолвки обрежет себе волосы и положит у входа в часовню, то ее замужество будет счастливым. В 1816 г. возникла угроза уничтожения старого монастырского кладбища в районе морского курорта Фаро (также Португалия). В связи с этим монахи выкопали из могил 1250 скелетов и построили из них часовню в саду за церковью Кармо. Все ее элементы, включая алтарь, полностью изготовлены из черепов и костей. А пол – из могильных плит, под которыми также покоятся останки людей. Разумеется, костницы – это не просто чья-то прихоть или религиозно-культурный эпатаж. В данном феномене заложен глубокий смысл. Таким образом подчеркивается контраст между бренной земной жизнью и вечной небесной…
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|