Отражение элитарного устройства общества в религиозных и общественно-политических взглядах Древней Индии и Древнего Китая
Индия. Население Древней Индии делилось на четыре варны (сословия): брахманы - представители жреческих родов, кшатрии - члены военной аристократии, вайшьи - рядовые люди из свободного населения и шудры - неравноправные или бесправные члены общества. Внутри каждой варны - множество местных или «джати». Принадлежность к определенной варне обозначалось происхождением и наследовалась. Брахманы как члены высшей варны имели особый статус: были свободны от налогов, всяких повинностей и телесных наказаний. Долг кшатриев - охранять подданных. Вайшьи тоже обязаны изучать Веды, делать жертвоприношения, раздавать милостыню, но, кроме этого, выращивать скот, заниматься земледелием и торговлей. Шудры не были членами общин. Они были переселенцами, отбившимися от своего рода. У них не было своей земли, поэтому они были вынуждены обслуживать брахманов, кшатриев и вайшьев. За убийство шудры полагалось только покаяние, как за убийство, к примеру, кошки. А если сам шудра провинится, то его настигало суровое наказание. Неприкасаемые не входили ни в одну из варн, они считались нечистыми. Нечистоту на них могли навлечь в прошлых поколениях убийство брахмана, нарушение сословных правил, выполнение грязных работ (уборка нечистот, мусора, трупов и т.д.). Неприкасаемые должны обитать вне селений и появляться там только с особой меткой на одежде. Они не допускались к общим колодцам, потому что это осквернило бы чистую воду. Именно неприкасаемые исполняли приговоры царя к казни, а одежду мертвецов они должны были забирать себе, и только ее и должны были носить. Рабами в Древней Индии становились военнопленные, должники, преступники или добровольно продавшие себя в рабство (альтернатива за налоговые долги или наказание за преступление) В 1950 году Конституция Индии узаконила равноправие каст и юридическое равенство неприкасаемых.
Все чиновники в государстве делились на центральных и местных. Высшие сановники - мантрины составляли государственный совет - мантрипаришад, состав которого не был строго установлен, и в него могли входить, например, также представители крупных городов. Среди высших чиновников государства были: главный сборщик налогов, главный казначей и главнокомандующий (сенапати). Важную роль играли придворный жрец (пурохита) и астролог. Существовала практика передачи должностей по наследству. В государстве действовала также сеть контрольных, надзорных и инспектирующих чиновников-шпионов, которых царь принимал в любое время суток. Судебная система состояла из двух категорий судов - царских и внутриобщинных. Высшей судебной инстанцией был суд царя вместе с брахманами или его судебная коллегия - сабха. Царь имел право ежегодных амнистий. Во всех административных единицах, начиная с 10 деревень, действовали царские судебные коллегии из 3 судей. Армия состояла из наследственных воинов, наемников и войск, поставляемых отдельными объединениями (гильдиями, союзниками, вассалами). Армия была кастовой - только кшатрии могли носить оружие. Армия выполняла и функции поддержания общественного порядка Политическая и правовая мысль Древнего Китая Страну охватывает затяжной политический кризис. В поисках выхода из кризиса идеологи противоборствующих классов выдвигают программы мероприятий, которые позволили бы упрочить положение представляемых ими слоев и обеспечить политическую стабильность. В общественно-политической мысли складываются различные направления и школы. Наиболее влиятельными политическими учениями Древнего Китая являлись даосизм, конфуцианство, моизм и легизм.
Лао-цзы. Идеология раннего даосизма отражала воззрения мелковладетельной знати и общинной верхушки, их протест против чрезмерного обогащения правителей, усиления чиновничьего аппарата и расширения государственной деятельности. Утратившие свое былое влияние, эти слои добивались реставрации патриархальных порядков. Конфуций защищал интересы слоев, стремившихся примирить имущественную и наследственную знать. Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем - “сыном неба” Вслед за сторонниками правления знатных Конфуций утверждал, что деление людей на “высших” и “низших” не может быть устранено. Отличие его взглядов от воззрений наследственной знати состояло в том, что Конфуций выделял благородных не по признакам происхождения, а по моральным качествам и знаниям. Идеи правления знатных у Конфуция носили ярко выраженный компромиссный характер: представления, типичные для идеологии наследственной знати (признание врожденных различий между людьми, их градация на “высших” и “низших”), сочетались у него с положениями, открывавшими доступ к государственному аппарату неродовитой общинной верхушке. С критикой правления наследственной аристократии выступил Мо-цзы (приблизительно 479-400 гг. дон. э.) - основатель школы моистов. Его учение изложено последователями в книге “Мо-цзы”. Моизм выражал интересы мелких собственников - свободных земледельцев, ремесленников, торговцев, низших чинов в государственном аппарате, социальное положение которых было неустойчиво и противоречиво. Моисты осуждали замещение государственных должностей по принципам происхождения и родства. На государственную службу следует выдвигать наиболее мудрых независимо от происхождения. Идеальной организацией власти Мо-цзы считал государство с мудрым правителем во главе и отлаженной исполнительской службой. Восхвалял деспотически-бюрократического государства, исключавшего всякую возможность не только участия народа в управлении, но и обсуждения им государственных дел. Интересы имущественной и служилой знати отстаивали легисты, или законники. Успеха в политике достигает только тот, кто знает обстановку в стране и использует точные расчеты. Легисты придавали большое значение обобщению опыта предшествующих правителей, вопросам экономического обеспечения политики.
Легизм содержал наиболее полную программу централизации государства Сословно-классовое деление в Древнем Китае. В шаньско-иньском (XI-XII вв. до н.э.) и раннечжоусском (XI--Х вв. до н.э.) переходном от общинно-родового к классовому обществу Китае складывающиеся сословно-классовые границы проходили между тремя социальными слоями: а) привилегированной правящей родовой аристократией, состоящей из верховного правителя, его родственников и приближенных, местных правителей с их родственниками и приближенными, а также из глав родовых и большесе-мейных (клановых) объединений; б) свободными крестьянами-общинниками; в) бесправными рабами, которые находились в услужении у представителей знати.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|