Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вставьте в предложения определения из словаря для справок. Объясните условия обособления.




МОУ Зареченская СОШ

Учитель Шумова Евдокия Михайловна

Русский язык

4. 8 «А» класс

5. Программа «Рабочая», Программно-методическое обеспечение: учебно-методический комплекс под редакцией М.М.Разумовской.

6. Тема урока: «Обособленные члены предложения». Повторительно-обобщающий урок.

Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала.

Форма урока: учебная мастерская

7 .Цель урока:

организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности в рамках темы «Обособленные предложения»

Задачи:

Образовательные:

· формировать умение создавать и использовать классификационные и систематизирующие схемы и таблицы по теме «Виды сказуемых», «Обособление определений и обстоятельств»;

· обобщить и систематизировать знания о разных видах обособленных членов предложения, актуализировать общие условия их обособления;

· формировать умение грамотного использования обособленных членов предложения речи, нахождения изученных конструкций в тексте;

· совершенствовать пунктуационный навык выделения обособленных членов запятыми;

· повторить правописание НЕ с глаголами и деепричастиями; правописание Н и НН в причастиях, правописание окончаний причастий, типы подчинительной связи в словосочетании

Развивающие:

· развивать умение анализировать, классифицировать, обобщать;

· формировать коммуникативные компетенции (навык работы в команде), учебно-познавательные компетенции (развивать элементы общеучебной деятельности, логику, самостоятельность мышления);

· развивать креативные навыки продуктивной деятельности (добывание знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартной ситуации, эвристическими методами решения проблем);

· развивать критическое мышление уч-ся.

Воспитательные:

· раскрыть злободневность проблемы равнодушия и черствости в современном обществе;

· воспитывать чувство сопричастности к чужому горю, милосердия, сострадания, самопожертвования;

· воспитывать доброе отношение друг к другу;

· воспитывать потребность правильно оценивать собственную деятельность.

8. Оборудование:

учебник «Русский язык. 8 класс». Автор М.А. Разумовская, раздаточный материал для работы учащихся, карточки, листы ватмана, фломастеры, тестовая работа по теме (см. Приложение), презентация Microsoft Power Point, компьютер, мультимедийный проектор.

9.Технологические этапы урока:

«Индукция»: создание эмоционального настроя, включение чувств ученика;

«Социоконструкция» -работа учащихся в группах по выполнению дифференцированных заданий, по созданию классификационных и систематизирующих схем;

«Социализация»- выступление ученика в группе, защита работы, проекта, схемы ( сопоставление, сверка, оценка, коррекция);

«Афиширование»- вывешивание схем, таблиц на доску, проецирование, ознакомление с ними;

«Разрыв» - внутреннее осознание учащимися неполноты или соответствия своего прежнего знания новому;

«Рефлексия»- самореализация учащегося на учебном занятии.

Ход урока

Этапы урока Цель. Результативность Виды деятельности учащихся
1.Тема. Цель урока. Самооценка настроения в начале работы. Индукция. Создание эмоционального настроя, включение чувств ученика: эмоционально воспринимать текст, понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать. Чтение стихотворения - О чем может заставить задуматься стихотворение Эдуарда Асадова «Падает снег»? Падает снег, падает снег - Тысячи белых ежат... А по дороге идет человек, И губы его дрожат. Мороз под шагами хрустит, как соль, Лицо человека - обида и боль, В зрачках два черных тревожных флажка Выбросила тоска. Измена? Мечты ли разбитой звон? Друг ли с подлой душой? Знает об этом только он Да кто-то еще другой. Чтение стихотворения Случись катастрофа, пожар, беда - Звонки тишину встревожат. У нас милиция есть всегда И "Скорая помощь" тоже.   А если просто: падает снег И тормоза не визжат, А если просто идет человек И губы его дрожат? А если в глазах у него тоска - Два горьких черных флажка? Какие звонки и сигналы есть, Чтоб подали людям весть?!   Проблема. Эпиграф урока. Тема равнодушия к чужому горю и сострадания, черствости и милосердия. Эпиграф урока. Главная мысль- призыв. Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека. М. Горький.
2.Проверка домашнего задания на основе стихотворения В. Солоухина «Слово о словах» Социоконструкция, Социализация, афиширование. Активизировать умственную деятельность учеников, развивать критическое мышление, учить оценивать знания своих товарищей 1группа. Виды сказуемых. Составление опорной таблицы «Виды сказуемых». Найти составные сказуемые в стихотворении В. Солоухина «Слово о словах» Кадры презентации, сделанной учащимися. 2группа. Выписать из стихотворения В. Солоухина «Слово о словах» слова, образованные приставочным способом. 3 группа Смысл заглавия стихотворения В. Солоухина «Слово о словах». 4группа Синтаксический разбор предложения – эпиграфа. Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека. М. Горький.
  Результативность: формирование познавательной компетентности. Виды деятельности: рецензирование ответов учащихся.
3. Обособленные члены предложения. Беседа с учащимися. Метод эвристической беседы. «Разрыв». (Внутреннее осознание учащимися неполноты своего прежнего знания новому) Учить исследовательской работе. Развивать творческие способности учащихся, воспитывать инициативность и активную самостоятельность в обучении, укреплять интерес к предмету и учебному труду. 1.Анализ таблицы «Обособленные члены предложения» Анализ таблицы «Обособленные члены предложения» Анализ таблицы «Обособленные члены предложения» Анализ таблицы «Обособленные члены предложения»
4.Условия обособления обстоятельств и определений. «Социализация» -работа учащихся в группах по выполнению дифференцированных заданий, по созданию классификационных и систематизирующих схем. Цель: учить краткой рациональной записи, отрабатывать умение делать выводы и обобщения. Результативность: формирование информационной, самообразовательной, социальной компетентностей Условия обособления согласованных определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными. Условия, при которых определения не обособляются. Условия обособления и необособления приложений Условия обособления обстоятельств, выраженных одиночными дееприч. и деепричаст. оборотами.
«Социализация». Работа выполняется на листах А-4 цветными фломастерами. Задание: 1)попробуйте составить схему- иллюстрацию к данному правилу; 2)один учащийся по поручению всех представителей группы «озвучивает» схему, остальные оценивают, корректируют выступление.
5.Выступление групп. Защита схем. «Афиширование» «Рефлексия Цель: развитие творческой деятельности. Результативность: самореализация учащегося на учебном занятии. Умение высказывать свою точку зрения. Ø Вывешивание схем на доску, ознакомление с ними. Ø Обсуждение полученных результатов. ü Учитель дает необходимые пояснения. Учащиеся задают вопросы друг другу по поводу выполненных заданий. (Схемы 1,2,3,4)
6.Осенний блюз. Просмотр видео. Цель: развитие эмоциональности речи, творческой деятельности. Результативность- ф ормирование компетентного отношения к своему здоровью Ø Какие чувства у вас вызывает «Осенний блюз»?   Выписать предложения с обособленными обстоятельствами… Графически обозначить условия обособления.  
7.Проектная деятельность. Правописание Н, НН в суффиксах причастий. Индивидуальное задание.      
8.Даниил Гранин. «О милосердии» (Работа в парах, группы 2,4) «Социализация» «Социоконструкция». Работа в парах. Задание: поменяйтесь тетрадями, проверьте правильность постановки знаков препинания. Внесите другим цветом коррективы в работу товарища. Оцените результат работы в группе. Цель: развивать личную позицию учеников, формировать умение учеников проверять, думать. Работа на карточках. Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. -Какие орфограммы вспомнили, записывая данные предложения?   Работа на карточках. Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.
9.Индивидуальный маршрут. Выписать из текста о Данииле Гранине примеры типов подчинительной связи.        
10. Контроль. Проверка выполнения задания группами1,3. «Осенний блюз». Цель: 1)учить высказывать чувства, навеянные музыкой, картинами природы. 2)Закрепить умение находить предложение с обособленным обстоятельством. Результативность: формирование компетентности, которая оказывает содействие саморазвитию. Учащиеся высказывают свое впечатление, используя обособленные определения.   Учащиеся выполняют разбор предложений с обособленным обстоятельством.  
11Применение- формирование умений и навыков, повторение и закрепление изученного. (Работа групп 1,2 на карточках)   1) Подпишите лист. 2) Работа выполняется самостоятельно. 3) Вставьте в предложения определения из словаря для справок. 4) Графически объясните условия обособления. 5) По окончании выполнения задания передайте работу «старшему» в другой группе. 6) Оцените выполненное задание, сверив его с ответным листом учителя. 7) Какую проблему поднимает журналист Арсений Русак? Задумывались ли вы когда-нибудь о серьезности этой проблемы?    
12. Проектор. Притча о добром Самарянине. Практикум. Работа групп 3,4 на печатных листах. «Социализация» Цель: обучать работе с информацией, закрепить знание текста, понимание темы. Результативность: Формирование коммуникативной компетентности, интеллектуальной компетентности     Притча о добром Самарянине. 1)Проверьте расстановку знаков препинания при обособленных обстоятельствах. 2)Выполните разбор предложений, в которых знаки препинания расставлены неверно или отсутствуют. Составьте схемы предложений. Проблемный вопрос: Кто из этих троих был ближним попавшемуся разбойникам? А как бы поступили ВЫ?
12 Контроль. Проверка выполнения задания в группах 1,2. «Афиширование» Цель: учить детей, опираясь на полученные знания самостоятельно работать. Результативность: формирование социальной компетентности - Сравните идею притчи с ранее прочитанными нами текстами. Левиты (древнееврейский)- служители религиозного культа у древних евреев
13.Творческая работа. Чтение отрывка о докторе Янсене из книги Б.Васильева «Летят мои кони…» Цель: учить детей воображению и умению абстрагироваться Результативность: формирование интеллектуальной компетентности На основе содержания этого очерка составьте предложения, включая в них следующие обособленные обстоятельства: Несмотря на старания Янсена, …, невзирая на опасность,… Благодаря мужеству доктора,...
14.Контроль за усвоением учебного материала, совершенствование ЗУН. Тест. Цель: учить детей, опираясь на полученные знания самостоятельно работать. Результативность: формирование социальной компетентности Работа выполняется по вариантам Работа выполняется по вариантам Работа выполняется по вариантам Работа выполняется по вариантам
15Подведение итогов урока. «Рефлексия» Самореализация учащегося на учебном занятии Подведем итоги. Что нового узнали? Чему научились? Достигнуты ли цели, поставленные перед нами? Нарисуйте смайлик-настроение в конце урока.
16.Постановка домашнего задания Цель: учить детей, опираясь на полученные знания самостоятельно работать. Результативность: формирование социальной компетентности Арсений Русак – журналист сказал о том, что некоторые считают равнодушие защитной реакцией современного человека на обилие страданий…Выскажите свою точку зрения.
               

МОУ Зареченская СОШ

Шумова Е.М.

Традиционный план – конспект урока по теме «Обособленные члены предложения»

I. Организационный момент. “ Индукция» Эмоциональный настрой уч-ся на урок.

Приветствие уч-ся. Запись даты, темы урока.

Чтение стихотворения Э.Асадова «Падает снег»

Падает снег, падает снег -

Тысячи белых ежат...

А по дороге идет человек,

И губы его дрожат.

 

Мороз под шагами хрустит, как соль,

Лицо человека - обида и боль,

В зрачках два черных тревожных флажка

Выбросила тоска.

 

Измена? Мечты ли разбитой звон?

Друг ли с подлой душой?

Знает об этом только он

Да кто-то еще другой.

 

Случись катастрофа, пожар, беда -

Звонки тишину встревожат.

У нас милиция есть всегда

И "Скорая помощь" тоже.

 

А если просто: падает снег

И тормоза не визжат,

А если просто идет человек

И губы его дрожат?

 

А если в глазах у него тоска -

Два горьких черных флажка?

Какие звонки и сигналы есть,

Чтоб подали людям весть?!

 

И разве тут может в расчет идти

Какой-то там этикет,

Удобно иль нет к нему подойти,

Знаком ты с ним или нет?

 

Падает снег, падает снег,

По стеклам шуршит узорным.

А сквозь метель идет человек,

И снег ему кажется черным...

 

И если встретишь его в пути,

Пусть вздрогнет в душе звонок,

Рванись к нему сквозь людской поток.

Останови! Подойди!

 

- О чем заставило вас задуматься это стихотворение?

(О чуткости, неравнодушии к окружающим нас людям)

- Мне бы хотелось, чтобы наш сегодняшний урок не прошел для вас даром. И не только потому, что это урок обобщения знаний об обособленных членах предложения. Я буду очень рада, если вы станете духовно богаче, чуточку добрее и отзывчивее к окружающим людям. Красной нитью через весь наш урок пройдет тема равнодушия к чужому горю и сострадания, черствости и милосердия.

I. Актуализация прежних знаний и способов действия учащихся.

- На прошлых уроках мы говорили об обособленных членах предложения. Запишите данные предложения, расставьте знаки препинания, проанализируйте предложения с точки зрения наличия в них обособленных членов, назовите условия обособления, обозначьте обособленные конструкции графически.

1. Даниил Гранин известный публицист в очерке «О милосердии» рассказывает о беде приключивш..йся с ним однажды.

2. Поскользнувшись писатель неудачно упал на улице.

3. Окровавле(н, нн)ый он (не)спеша шёл по тротуару вызывая любопытные взгляды прохожих.

4. (Не)смотря на обилие людей на улице никто к пострадавш..му так и (не) подошёл.

5. Все включая пожилую женщину и молодых ребят отводили глаза, отворачивались.

- Какие орфограммы и пунктограммы вспомнили, записывая данные предложения? Проверьте себя.

- Выпишите из первого предложения по одному словосочетанию с разными типами подчинительной связи.

- История, случившаяся с Д.Граниным, - скорее случайность или закономерность?

II. Постановка целей урока.

· обобщить и систематизировать знания о разных видах обособленных членов предложения, вспомнить общие условия их обособления;

· учиться грамотному использованию обособленных членов предложения в речи, нахождению изученных конструкций в тексте;

· совершенствовать пунктуационный навык выделения обособленных членов запятыми;

· повторить правописание НЕ с глаголами и деепричастиями; правописание Н и НН в причастиях, правописание окончаний причастий, типы подчинительной связи в словосочетании

· раскрыть злободневность проблемы равнодушия и черствости в современном обществе;

· воспитывать в себе чувство сопричастности к чужому горю, милосердия, сострадания, самопожертвования

III. Обобщение и систематизация теоретического материала по теме.

1) Дайте определение обособленных членов предложения.

(Это такие члены предложения, значение которых особо подчёркивается

говорящим с помощью интонации обособления и выделительных пауз.

Обособленные члены содержат дополнительную информацию).

Назовите, какие члены предложения могут обособляться.

2) Работа в группах.

Задание: вспомнить, рассказать, подтверждая примерами

1 группа – условия обособления несогласованных и согласованных определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными;

2 группа – условия, при которых определения не обособляются;

3 группа – условия обособления и необособления приложений;

4 группа – значение и условия обособления дополнений;

5 группа – условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями;

6 группа - условия обособления обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

3) Отчеты групп

IV. Применение – формирование умений и навыков, повторение и закрепление изученного.

Задание 1.

Вставьте в предложения определения из словаря для справок. Объясните условия обособления.

Недавно я читал статью одного детского психолога (…)

(…) они плохо развиваются и недобирают вес.

(…) отказники быстро приобретают проблемы со здоровьем.

Такие младенцы (…) почти не двигаются и не улыбаются.

Арсений Русак

Для справок: тихие и смирные, обделенные вниманием, работающего с детьми-отказниками, отнюдь не рожденные больными.

- Какая проблема поднимается журналистом? Прокомментируйте её. Задумывались ли вы когда-нибудь о серьезности этой проблемы?

Задание 2. (Устно)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...