Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Найдите в тексте и назовите обособленные приложения. Объясните условия обособления.




Мы, дети послевоенного времени, помним горький привкус лебеды и сладость созревшей ежевики. Беспризорники, худосочные пай-мальчики, мои ровесники чувствовали себя под защитой разбойного мира, где все за одного. Думал ли я, послевоенный гаврош, потерявший в 42-м своего отца, что в 21 веке в России обнаружится полтора миллиона беспризорных детей? Дети-сироты при живых родителях – явление не подлежащее оправданию. (Ю.П.Ремесник)

Найдите в тексте ОДНУ пунктуационную ошибку.

- В каком предложении текста выражена позиция автора? Согласны ли вы с ней?

Задание 3.

Проверьте расстановку знаков препинания при обособленных обстоятельствах. Выпишите те предложения, в которых знаки препинания расставлены неверно или отсутствуют. Составьте схемы предложений.

Притча о добром Самарянине.

Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, снявшим с него одежду.

Они изранили его и ушли, оставив едва живым.

Один священник шел той дорогою, и, увидев его, прошел мимо.

Оказавшийся в том месте, левит тоже прошёл мимо.

Самарянин же, проезжая, и, увидев его, сжалился, и, подойдя, перевязал ему раны.

Посадив раненого на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем.

На другой день отъезжая дал содержателю гостиницы два динария и велел позаботиться о человеке.

Кто из этих троих был ближним попавшемуся разбойникам?

Левиты (древнеевр.), служители религиозного культа у древних евреев.

- Ответьте на вопрос, поставленный в конце притчи.

- Сравните идею притчи с ранее прочитанными нами текстами.

- Как видите, проблема равнодушия отнюдь не нова. Она была обозначена ещё в Библии. И отношение к человеку, нуждающемуся в помощи, было разным всегда: кто-то равнодушно пройдет мимо подобно тому священнику, а кто-то готов подставить плечо. Порой человек вынужден даже пожертвовать жизнью, чтобы оказать помощь. Об этом история доктора Янсена.

Задание 4.

Прочитайте историю доктора Янсена.

О докторе Янсене

Из кн. «Летят мои кони...» (Васильев)

Я уже смутно помню этого сутулого худощавого человека, всю жизнь представлявшегося мне стариком. Опираясь о большой зонт, он неутомимо от зари до зари шагал по обширнейшему участку. Это был район бедноты, сюда не ездили извозчики, да у доктора Янсена на них и денег-то не было. Доктор бродил по доброй четверти губернского города Смоленска без выходных и без праздников, потому что болезни тоже не знали ни праздников, ни выходных, а доктор Янсен сражался за людские жизни.

Врачебный и человеческий авторитет доктора Янсена был выше, чем можно себе вообразить в наше время. Он обладал редчайшим даром жить не для себя, думать не о себе, заботиться не о себе, никогда никого не обманывать и всегда говорить правду, как бы горька она ни была. Доктор Янсен был святым города Смоленска, а потому и обреченным на особую, мученическую смерть. Нет, не он искал героическую гибель, а героическая гибель искала его.

Доктор Янсен задохнулся в канализационном колодце, спасая детей.

В те времена центр города уже имел канализацию, которая постоянно рвалась, и тогда рылись глубокие колодцы. Над колодцами устанавливался ворот с бадьей, которой откачивали просочившиеся сточные воды. Процедура была длительной, рабочие в одну смену не управлялись, все замирало до утра, и тогда бадьей и воротом завладевали мы. Нет, не в одном катании — стремительном падении, стоя на бадье, и медленном подъеме из тьмы — таилась притягательная сила этого развлечения.

Провал в преисподнюю, где нельзя дышать, где воздух перенасыщен метаном, впрямую был связан с недавним прошлым наших отцов, с их риском, их разговорами, их воспоминаниями. Обычно на бадью становился один, а двое вертели ворот. Но однажды решили прокатиться вдвоем, и веревка оборвалась. Доктор Янсен появился, когда возле колодца метались двое пацанов. Отправив их за помощью, доктор тут же спустился в колодец, нашел уже потерявших сознание мальчишек, сумел вытащить одного и, не отдохнув, полез за вторым. Спустился, понял, что еще раз ему уже не подняться, привязал мальчика к обрывку веревки и потерял сознание. Мальчики пришли в себя быстро, но доктора Янсена спасти не удалось.

Так погиб последний святой города Смоленска, ценою своей жизни оплатив жизнь двух мальчиков, и меня потрясла не только его смерть, но и его похороны. Весь Смоленск от мала до велика хоронил своего Доктора.

 

На основе содержания этого очерка составьте предложения, включив в них:

1 вариант – следующие обособленные дополнения

Включая выходные и праздники;

кроме врачебного авторитета;

за исключением Янсена;

вместо спасения собственной жизни

2 вариант – следующие обособленные обстоятельства

Несмотря на старания Янсена;

невзирая на опасность;

благодаря мужеству доктора;

вопреки запретам родителей.

- О чём вас заставила задуматься история доктора Янсена?

V. Контроль за освоением учебного материала и совершенствования ЗУН.

Тестовая работа по вариантам. (См. приложение)

VI. Подведение итогов урока.

- Подведём итоги урока: что нового узнали? Чему научились? Достигнуты ли цели, поставленные перед нами?

VII. Постановка домашнего задания.

Журналист Арсений Русак сказал о том, что некоторые считают равнодушие защитной реакцией современного человека на обилие страданий и несчастий, окружающих его. Если все воспринимать близко к сердцу и всем сочувствовать, то можно сойти с ума. Согласны ли вы с такой точкой зрения или готовы её опровергнуть? Напишите рассуждение на эту тему, используя в качестве аргументов материалы урока.

Приложение

Тест по теме: «Обособленные члены предложения»

Вариант 1

1. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Отдельные камни (1) лежащие в скверах и парках (2) и едва проступающие на газонах (3) украшают городские виды (4) не создавая в то же время никакой суеты.

1) 1, 3 – выделяется причастный оборот

2) 1, 2, 3 – выделяются два причастных оборота

3) 4 – выделяется деепричастный оборот

4) 1, 3, 4 – выделяются причастный и деепричастный обороты

2. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Ковер из листьев (1) сшитый (2) из множества желтых и бледно-коричневых лоскутков (3) расстелен по земле.

1) 1, 2 – выделяется деепричастие

2) 1 – выделяется причастный оборот

3) 1, 3 – выделяется причастный оборот

4) 1, 3 – выделяется деепричастный оборот

3. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Избы стояли (1) угрюмо нахохлившись (2) и ветер беспощадно трепал (3) обнаженные ветви березы.

1) 1 2) 2 3) 1, 2 4) 1, 2, 3

4. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Запыхавшись (1) мокрый от росы (2) он выбрался на опушку и приостановился (3) переводя дух и прислушиваясь.

1) 1, 3 2) 2 3) 1, 2 4) 1, 2, 3

5. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...