ТЕМА 3. Критерии и показатели экологической культуры
Важным моментом в исследовании экологической культуры выступает проблема измерения и оценки состояния изучаемого предмета. В этой связи одной из задач нашего исследования является обоснование критериев, показателей и уровней сформированности экологической культуры студентов. Критерий – образец, эталон, выражающий высший наиболее совершенный уровень изучаемого явления, сравнивая реальные явления с которым можно установить степень их соответствия, приближения к норме. С помощью критериев устанавливаются связи между всеми компонентами исследуемой системы. Но для этого, по утверждению Н.И. Монахова, критерий должен быть достаточно развернутым, включающим в себя определенные компоненты, некие единицы измерения, позволяющие сопоставлять действительность с нормой. Развернутый критерий характеризуется совокупностью основных признаков. В рамках нашего исследования критерий рассматривается как признак, на основании которого осуществляется классификация изменений, происшедших в процессе формирования экологической культуры студентов и их оценка. Критерии раскрываются через ряд качественных признаков (показателей), которые дают возможность судить о большей или меньшей выраженности соответствующего критерия и отражают динамику измеряемого параметра во времени и пространстве. Разрабатывая критерии оценки уровня сформированности экологической культуры БЖД студентов, мы учитывали существующие в теории и практике педагогического образования общие требования к обоснованию критериев (Т.М. Давыденко, И.Ф. Исаев, Л.С. Подымова, В.А. Сластенин, Л.В. Шинкарева): 1) отражение основных закономерностей формирования личности;
2) установление с их помощью связи между всеми компонентами (структурными и функциональными); 3) единство качественных и количественных показателей. Исходя из вышеизложенного и учитывая специфику исследуемого объекта, критерии оценки уровней сформированности экологической культуры должны удовлетворять следующим признакам: объективность суждения; достаточность для корректного фиксирования качественной определенности экологической культуры; однозначность оценки исследуемого признака; универсальность, принимая во внимание многообразие видов профессиональной деятельности. Так как уровень владения студентами, будущими специалистами, экологической культурой характеризуется наличием у них определенных качеств, знаний, свойств, умений, навыков, творчески применяемых в профессиональной деятельности, это дает нам возможность определить критерии и показатели оценки сформированности экологической культуры в соответствии с ее структурой и исходя из системного понимания подготовки специалиста к профессиональной деятельности. В соответствии с выделенными структурными компонентами экологической культуры и учетом изложенных требований, нами определены следующие критерии: потребность в гармонизации отношений «общество – природа», уровень теоретической подготовки по экологии, уровень готовности к природоохранной деятельности, творческая активность в решении экологических проблем. Потребность студента в гармонизации отношений «общество – природа». Прежде всего напомним, что результатом жизнедеятельности человека является преобразование среды нашего обитания в процессе производственной и социальной деятельности личности. В современных условиях активная преобразующая деятельность человека, осуществляемая с целью повышения уровня своего комфортного существования, является причиной возникновения новых опасностей для личности и общества. Рост масштабов преобразований увеличивает и масштабы опасностей в связи с чем потребность гармонизации современного взаимодействия с окружающей средой является критерием жизнеспособности человека как вида. Характеризуясь внутренним состоянием личности, безопасность определяет способность человека к снижению риска за счет готовности к превентивным и рациональным действиям в процессе своей деятельности.
Следовательно, для сохранения своей жизни, здоровья, трудоспособности, материальных ценностей человек должен быть готов к рациональному преобразованию окружающей действительности, т.е. у него должна быть сформирована потребность в гармонизации отношений с природной окружающей средой. Критерий потребности студента в безопасной реализации профессиональной и социальной деятельности раскрывается через следующие показатели: направленность на безопасное взаимодействие человека со средой обитания; осознание важности взаимовлияния природы и общества;осознание важности личной и общественной безопасности. Разделяя мнение Л.М. Ахмедзяновой, Л.И. Божович, Ф.Н. Гоноболина, А.К. Марковой, В.Н. Мясищева и Р.С. Немова, рассматривающих направленность как систему мотивов и отношений, мы считаем, что первый показатель данного критерия характеризует совокупность мотивов такого взаимодействия человека со средой обитания, которое определяется как безопасное, т.е. воздействие опасных и вредных факторов, формируемых в результате взаимодействия, не превышает приемлемых для человека и природы значений. В зависимости от наличия взаимосвязи имеющихся мотивов, направленность на безопасное взаимодействие может быть сформированной, сформированной частично, несформированной. Анализ современной ситуации, характеризующийся отсутствием социальной стабильности и планомерной социальной политики, показывает, что неумение личности обеспечить свою безопасность жизнедеятельности в реальной окружающей среде отрицательно влияет на состояние общества. По мере роста демократических тенденций стали массово осознаваться проблемы безопасности и прав каждой личности, каждого слоя общества. Таким образом, в новых исторических условиях сохранить и обеспечить дальнейшее устойчивое развитие цивилизации сможет только своевременное осознание современных проблем безопасности как взаимосвязанного комплекса: осознание важности личной и общественной безопасности, характеризующейся умением осознано делать безопасный выбор в быту, на производстве, в общественной деятельности; наличие навыков осознанного рационального поведения во все более усложняющихся опасных и чрезвычайных ситуациях. В соответствии с вышесказанным можно выделить преимущественно социальное, преимущественно личное осознание важности безопасности или полное его отсутствие.
Реализация профессиональной деятельности с позиций безопасности характеризуется отсутствием изменений функционального состояния организма (ухудшение состояния здоровья, травмы) и патологий (развитие профессиональных заболеваний). Многие современные производственные опасности, обладая канцерогенным и мутагенным эффектами, проявляют свое негативное воздействие на живой организм в отдаленные сроки жизни (заболевания проявляются у последующих поколений), создавая иллюзию благополучия при непосредственном контакте, а также темпы внедрения инновационных технологий и оборудования не позволяют детально проанализировать уровень их безопасности. Таким образом, необходимость получения новых знаний, приобретения умений, соответствующих определенному этапу развития технологии, становится неотъемлемым условием обеспечения безопасности жизнедеятельности. Однако убежденность в необходимости постоянного профессионального самосовершенствования может проявляться, проявляться отчасти или не проявляться совсем. Уровень теоретической подготовки по экологии. Данный критерий определяет уровень имеющихся знаний современных экологических проблем и обеспечения безопасности трудовой и повседневной жизни, с учетом их индивидуального, социального, национального и глобального характера; принципов, методов и средств разрешения данных проблем; способность системного видения опасностей и возможностей их предотвращения, совершенствования навыков получения и использования знаний. В качестве показателей данного критерия нами избраны: наличие комплекса экологических знаний; познавательная активность; сформированность аналитического мышления.
Совокупность экологических знаний включает в себя знание безопасного поведения человека в повседневной жизни (в быту, на улице, на природе), основных экологических понятий и терминологии: источников загрязнения, их классификацию, основные загрязнители; их опасность для окружающей природной среды и профессиональной деятельности; представление о методах идентификации опасностей (определение размеров и показателей опасных зон, последствий воздействия опасностей на человека и среду обитания), способах и средствах защиты в условиях трудовой деятельности о задачах, структуре и функционировании государственных организаций и ведомств РФ в области экологической защиты населения и территорий; принципов предотвращения заболеваний и травм, особенностей физиологического, психологического и социального развития человека, взаимосвязи психологического здоровья и безопасности жизни и жизнедеятельно жизнедеятельности; осведомленность о правовых основах государственного обеспечения безопасности, обобщенные представления о национальной безопасности в условиях глобализации: информационный, экономический, экологический, демографический аспекты, о безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства и мирового сообщества на этапе перехода цивилизации к устойчивому развитию; понимание необходимости комплексного решения современных экологических проблем. В соответствие с вышеперечисленным можно выделить наличие комплекса экологических знаний в полном объеме, фрагментарно или его отсутствие. Для достижения понимания имеющихся знаний большое значение приобретает способность личности к актуализации полученных сведений. Личное образование, которое выражает интеллектуальный отклик, мыслительно-эмоциональную отзывчивость в познавательном процессе Г.И. Щукина определяет как познавательную активность, характеризующуюся познавательным интересом, стремлением удовлетворить его при помощи различных источников. Познавательная активность в процессе формирования экологической культуры предполагает внимание личности к экологическим проблемам любой деятельности человека, осознание необходимости постоянного целенаправленного поиска минимизации личного и общественного риска, активное восприятие полученной информации и характеризуется высокой, средней, низкой степенью проявления.
Помимо комплекса знаний и желания их пополнения для достижения устойчивого развития жизни и деятельности важное значение имеет целостное видение ситуации (опасность → механизм негативного воздействия → последствия развития изменений или патологий → способы защиты), системный анализ и прогнозирование собственной трудовой деятельности. В этой связи, решение профессиональных задач посредством логических и абстрактных конструкций, использование мыслительных операций как средств осуществления безопасной профессиональной деятельности характеризует сформированность аналитического мышления. В контексте обеспечения экологической безопасности (источники и наличие вредных, опасных факторов воздействия на ОС) мыслительные операции часто осуществляются в условиях жесткого дефицита времени и информации, поэтому степень рациональности выстраиваемой модели поведения, определяющая вид (экологический, экономический, технологический, социальный и т.д.) и величину возможного ущерба (временная или полная потеря трудоспособности, гибель и др.), будет зависеть от сформированности, частичной сформированности или не сформированности аналитического мышления. Уровень готовности к природоохранной деятельности. Какими бы разнообразными не были негативные воздействия, наносящие материальный ущерб, ущерб здоровью или жизни человека, механизм выхода из создавшейся ситуации, представляет собой определенно значимую последовательность действий, что говорит о его технологичности. Таким образом, данный критерий определяет способность и уровень готовности личности выстраивать, исходя из сложившейся ситуации, безопасную последовательность своих действий, умение реализовывать полученные теоретические знания в практической деятельности. Показателями критерия уровень готовности к природоохранной деятельности выбраны: умение прогнозировать деятельность и ее результаты с позиций экологической безопасности, степень владения способами и средствами минимизации негативного воздействия, владение технологией принятия решения природоохранной деятельности. Безопасность жизнедеятельности представляет собой комплексную систему мер защиты человека и среды обитания от опасностей, формируемых деятельностью. Обеспечение экологической безопасности достигается решением следующих трех задач. Детальный анализ опасностей, формируемых конкретной деятельностью (первая задача), требует от личности следующих умений и навыков: - умение устанавливать элементы среды обитания (природной, производственной, социальной) как источники опасности, - умение производить оценку опасностей по качественным и количественным показателям, - умение рассчитывать размеры опасных зон и длительность вредного воздействия, - умение оценивать допустимый уровень воздействия деятельности на окружающую среду. Для разработки и реализации мер защиты от выявленных опасностей (вторая задача), необходимо владеть совокупностью умений минимизации негативного воздействия: - умением организовывать рабочее время и место соответственно требованиям экологической безопасности, - умением осуществлять контроль параметров качества окружающей среды и производственного микроклимата, - умением использовать биозащитную технику, - умением соблюдать правила профилактики профессиональных заболеваний. Вследствие невозможности обеспечения абсолютной безопасности возникает необходимость разработки мер защиты от остаточного риска (третья задача). В этом случае степень владения технологией принятия решения природоохранной деятельности характеризуют умения: ликвидировать последствия радиационного, химического, биологического заражения; которые должны детерминироваться способностью осуществлять выбор ключевой (первоочередной) проблемы и составлять алгоритм действий, направленный на минимизацию количества жертв, пострадавших и ущерба окружающей среде. Из вышесказанного следует, что умение решать перечисленные задачи в правильной последовательности для любого вида деятельности дает целостное понимание проблемы обеспечения экологической безопасности и характеризует сформированность, частичную сформированность или несформированность владения технологией принятия решения для природоохранной деятельности. Творческая активность в решении экологических проблем. Деятельность общества, социальной группы или отдельных личностей, в ходе которой рождается нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью определяется как творчество. На современном этапе научно-технического прогресса инновационная деятельность, направленная на достижение новых целей и использование новых средств (разработка новейших технологий, проектирование современного оборудования и т.п.) «требует развертывания творческого профессионального мышления, профессионального творчества», и, следовательно, представляет собой творческий процесс. Творчество, реализуемое посредством деятельности, становится также источником формирования опасностей (аксиома о потенциальной опасности любой деятельности) и, следовательно, предполагает корректировку или разработку новых методов, способов и средств защиты, т.е. творческая деятельность личности или общества для обеспечения устойчивого развития общества порождает необходимость творческой активности индивидуума. Учитывая вышеизложенное, рассматриваемый критерий характеризует наличие и степень проявления творческих способностей личности моделировать свое поведение в быстро меняющихся условиях, т.е. в нестандартной ситуации (экстремальной, опасной, чрезвычайной и т.п.). Выделенные современными психологами и педагогами алгоритмические действия творческого процесса, систематизированные творческие способности и качества личности, необходимые для развития профессионального творчества, позволили нам определить показатели данного критерия. Как критерий сформированности экологической культуры творческая активность в решении экологических проблем характеризуется следующими показателями: способность к видению проблемы, нестандартность мышления, способность к восприятию инноваций. Характеризуя поведение человека в особых, усложненных или экстремальных условиях, психологи считают, что начинать свою деятельность в нестандартной ситуации важно не с исполнительских операций, а с переосмысления и создания решения проблемной ситуации. Умение самостоятельно ставить проблему, видеть ее там, где не видят другие, является основополагающей креативной способностью и требует высокого уровня развития творческих способностей, интеллекта, самоорганизации. Способность к видению проблемы в изменяющихся условиях предполагает ряд мыслительных действий: анализ неопределенной ситуации (природа негативного воздействия, сочетание факторов и др.); идентификация ее (на основе сравнения) с безопасной ситуацией. Причем своевременное обнаружение критерия опасности, выявление причин отклонения от нормального режима является наиболее важным для разработки алгоритма действий выхода из проблемной ситуации и характеризует необходимость предвидеть опасность. Следует отметить, что способность к видению проблем может быть развита, развита частично, не развита. Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях и осуществление мер по предотвращению и ликвидации их последствий характеризуется отсутствием четко поставленных задач (сложностью формулирования проблемы) из-за недостаточности информации о начальных условиях принятия решения (степень разрушения опасных объектов, возможность выхода за пределы опасных веществ: АХОВ, РВ, БС; концентрации, дозы и длительность заражения местности и т.п.) и отсутствием разработанного (заранее известного) оптимального алгоритма действий. Выработка в сложившихся условиях рационального и эффективного решения требует от индивидуума определенных интеллектуальных способностей: беглости и гибкости мысли, изобретательности, умения принимать оперативные решения в нетипичных ситуациях. Оригинальность мышления в данном случае будет обусловлена нестандартностью самой ситуации, т.е. соотнесение альтернативных способов разрешения чрезвычайной ситуации с реальными условиями и личными возможностями определяет степень отличия принятого решения от ранее смоделированных теоретически, и может отмечаться часто, редко или не отмечаться совсем. Способность к реагированию на те или иные изменения во многом определяется возможностью осознавать и принимать иную точку зрения. «Выход за пределы своего мира, связанный с желанием не только воспринять, но и принять нечто новое, дается тяжело. Для этого требуются либо специальные усилия, либо особые побуждающие ситуации». Быстрая смена технологий и оборудования при современных темпах научно-технического прогресса требует от профессионала постоянного пересмотра условий своего труда. Даже не подвергаясь явному негативному воздействию, реализуя свою профессиональную деятельность согласно нормам безопасности, специалист анализирует состав и структуру своей деятельности в изменяющихся условиях, что приводит его к нахождению нового способа преодоления возможных потенциальных опасностей. Таким образом, умение синтезировать разные стороны ситуации и создавать новые комбинации из известных сочетаний; способность к переносу знаний и умений в новые ситуации, осуществлению преобразований применительно к разным сторонам профессиональной деятельности (предмету, средству, результату); готовность работы с новой реальностью (опасной, вредной, экстремальной и т.д.) характеризует способность личности к инновациям при обеспечении экологической безопасности, которая может проявляться регулярно, фрагментарно или никогда. Обобщенная характеристика, включающая критерии и показатели экологической культуры студентов, представлена в таблице. В соответствии с выделенными критериями и показателями определим уровни сформированности экологической культуры студентов: фрагментарный, конструктивный, творческий. Фрагментарный уровень – значение понятия экологическая культура является личностно индифферентным и практически не включено в сферу потребностей будущего специалиста. Антропоцентрическое мировоззрение (в качестве сосредоточения ценностей признается человек и его деятельность, что мешает увидеть экологическую проблему не где-нибудь в «плохой экологии», а в самом себе) определяет отсутствие в процессе профессиональной деятельности направленности на безопасность взаимодействия человека со средой обитания. Важность личной и общественной безопасности не осознается, а обеспечение экологической безопасности производственной и социальной деятельности детерминируется инстинктом самосохранения. Аналитическое мышление зачастую не сформировано или сформировано частично, при этом экологические знания носят бессистемный, отрывочный характер, и личность не видит необходимости в их восполнении. Уровень технологической готовности к природоохранной деятельности также невысок: достижение результата профессиональной деятельности осуществляется любыми способами, многообразие методов и средств минимизации негативного воздействия ограничивается бессистемным использованием средств индивидуальной защиты. Действия по выходу из экстремальной ситуации носят стихийный характер, личность с трудом преодолевает состояние паники.
Таблица - Критерии, показатели и уровни сформированности экологической культуры студентов
Творческая активность практически не проявляется, преодоление экстремальной или чрезвычайной ситуации сводится к обращению в соответствующие службы (спасатели, скорая помощь и т.д.), а в лучшем случае деятельность строится по стандартной заранее отработанной схеме, не всегда учитывая условия конкретной ситуации. Конструктивный уровень характеризуется переходом мотивов экологической культуры в систему личностных убеждений. Осознавая важность преимущественно личной безопасности, студенты считают изменения окружающей среды в результате профессиональной деятельности неизбежными, и в определенной мере допустимыми, задумываясь о глобальности их последствий. Студента отличает стремление усовершенствовать собственную жизнедеятельность посредством систематической работы, способствующей формированию необходимых качеств эколого-ориентированной личности. Разносторонние знания принципов и методов экологической безопасности и достаточно хорошее владение способами и средствами защиты биосферы лежат в основе диагностирования собственной профессиональной деятельности и достижения безопасности ее результатов. Решение отдельных профессиональных задач осуществляется с использованием системного анализа, логических и абстрактных конструкций. Понимая важность постоянного поиска новых знаний, студенты получают информацию не только в образовательном процессе, но и извлекают из собственного опыта, общения с коллегами и др. Выбор последовательности действий приводит к снижению возможного ущерба. Творческая активность проявляется в рамках воспроизводящей деятельности, но с элементами поиска решений в нестандартных условиях. Имея достаточно надежную технологию, будущий специалист пытается открывать новые способы преодоления возможных опасностей. На творческом уровне потребность формирования данного вида культуры определяется не только как личностное, но и общественно необходимое качество. Приоритетность вопросов экологического равновесия при осуществлении жизнедеятельности индивидуума приобретает преимущественно социальный характер. Личность критически относится к своей деятельности и, анализируя результаты своего труда, исходит из необходимости гармонизации отношений человека и природы. Объективно оценивая свою деятельность, будущий специалист сознательно намечает цель, задачи и способы профессионального совершенствования. Высокий уровень теоретической подготовки характеризуется наличием комплекса глубоких и прочных экологических знаний, сформированностью аналитического мышления, активным восприятием новой информации. Технологическая готовность специалиста приобретает целостный характер. Выявленные экологические опасности профессиональной деятельности локализуются и предотвращаются использованием оптимального набора необходимых способов и средств. Минимизация последствий чрезвычайной ситуации достигается рациональным выбором приоритетности решаемых задач. Творческая активность специалиста характеризуется повышением продуктивности мышления, выходом его за пределы данной ситуации, умением увидеть ситуацию в более широком контексте. Профессиональная интуиция и творческое воображение обеспечивают способность своевременно обнаруживать изменения условий деятельности, перестраивать ее на основе выявленной неопределенности ситуации, разрабатывать новые способы защиты. Таким образом, определение сущности экологической культуры, ее структурных, функциональных компонентов и критериального аппарата представляет собой теоретическую основу для разработки технологии формирования исследуемой дефиниции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|